Схема подчинения войск спецназначения СССР в военное время

В других странах Организации Варшавского договора, войска спецназначения обычно подчинялись их национальному генеральному штабу (или Министерству обороны) в мирное время, и должны были перейти под командование ТВД или фронта (советского) во время войны.

Таблица 4. Подчиненность имеющихся в наличии сил, пригодных для специальных операций (в конце 1989 года)

Государство Количество Соединение/часть Подчинение
СССР полк спецназа ГРУ/Генштаб
  бригады спецназа фронтов штаб ВО/фронта
  бригада спецназа ЗГВ штаб ЗГВ
  батальон спецназа ЦГВ а) штаб ЦГВ
  мотострелковая дивизия им. Дзержинского штаб МВД
    войска спецназначения ВМФ Главный штаб ВМФ
ГДР 40-й десантно-штурмовой полк «Вилли Зенгер» Министерство обороны
  рота боевых пловцов ВМС ГДР
Польша   6-я «Поморская» воздушно-десантная бригада Министерство обороны
  батальон войск спецназначения МВД Польши
Чехословакия   22-я воздушно-десантная бригада Министерство обороны
Венгрия   37-й парашютный батальон Министерство обороны
Румыния парашютный полк Министерство обороны
  парашютный полк Министерство обороны
Болгария парашютный полк Министерство обороны
  Неидентифицированное подразделение Министерство обороны

a) Этот батальон был выведен из Чехословакии до конца 1989 года.

Личный состав и обучение

Отбор личного состава

Повсюду в странах Варшавского договора мы видим сравнительно однородные критерии для отбора личного состава войск специального назначения. Типичный их профиль представляется в следующем виде:

• политическая надежность (членство в партии),

• участие в массовых организациях (ДОСААФ и его аналоги в других странах, такие как чехословацкий СВАЗАРМ (SVAZARM), восточногерманский ГСТ (GST) и т.д.).

• допризывная подготовка (по возможности, парашютная),

• высшее образование,

• знания одного или нескольких иностранных языков (преимущественно, английского или немецкого),

• большая психическая стойкость,

• устойчивая семейная среда,

• очень хорошее состояние физической подготовки.

В СССР этнический характер войск специального назначения, вероятно, был близок к характеру воздушно-десантных войск, и мы находим там в первую очередь русских, украинцев, белорусов, татар и молдаван.

Предисловие к учебнику восточногерманских парашютистов, подписанное генерал-полковником Хорстом Штехбартом, описывает характерные черты личного состава специальных войск:

«Выполнение боевых задач в тылу противника требует от всех парашютистов ННА высокой политической сознательности, непоколебимой верности по отношению к социалистической родине и социалистической военной коалиции, жестокой ненависти к нашим врагам и высокого уровня знаний и теоретических и практических умений и навыков.

«Действующая самостоятельно или включенная в большую воинскую часть группа парашютистов на вражеской территории всегда окружена, и ей угрожают значительно превосходящие ее силы и средства противника. Вот почему парашютист должен выполнять свою задачу с большой хитростью и отвагой, с инициативой и решимостью. Он должен обладать сильной волей и отличаться своей отвагой, надежностью и чувством товарищества».

Личный состав войск специального назначения в принципе являлся добровольным. В Советской армии он подвергался испытательному периоду, продолжавшемуся на протяжении двух лет его воинской обязанности. Если военнослужащий не соответствовал предъявляемым требованиям, его переводили в обычные мотострелковые части.

Жалованье тут выше, чем в других родах войск, а также полагаются премии за прыжки с парашютом.

Обучение

Основное внимание при подготовке уделяется индивидуальной инициативе, равно как и методам боя и приемам выживания на вражеской территории. Кроме того, спецназ получает более глубокую парашютную подготовку, чем подготовка «обычных» воздушно-десантных частей, под чем понимаются, в частности, методы прыжков с очень большой высоты и с очень малой высоты (100-50 метров). Кроме того, особый упор делается на ночные прыжки и на точность прыжков. Команды советских парашютистов достигли мировых рекордов по точности прыжков, как днем, так и ночью.

В этом контексте, важную роль играет допризывная подготовка. В ГДР, например, молодые люди, начиная с 16 лет, могли проходить парашютную подготовку в рамках ГСТ – Общества спорта и техники. Базовое обучение включало: 12 автоматических прыжков с парашютом RS-4/3C на высоте 600-700 метров; и 18 прыжков с принудительным вытяжением (прыжки HALO) с учебным парашютом RS-8.

Прохождение этой первой стадии дает доступ к прыжкам в море, к ночным прыжкам, так же как к более серьезному обучению, проводимому в спортивном обществе «Динамо» с использованием парящего парашюта RL-12/2.

Спецназ проходит особое обучение в следующих областях, в порядке приоритетности:

• разведка, идентификация и обозначение целей для артиллерии и авиации;

• саботаж, диверсии и разрушения, взрывчатка и импровизированные зажигательные средства;

• идентификация и использование вооружения и техники НАТО;

• связь, кодирование и расшифровка радиограмм;

• рукопашный бой без оружия (самбо)

• выживание;

• иностранные языки;

• политическая подготовка;

• методы против допросов.

Некоторые экзотические дисциплины, такие, как метание армейской лопатки, не относятся к приемам, которым специальные войска обучают на регулярной основе.

Спецназ проходит очень тщательную физическую подготовку, где особое внимание уделяется выносливости. Регулярные занятия спортом позволяет некоторым военнослужащим спецназа принадлежать практика спортивной деятельности заставляет некоторых из них принадлежать к Центральному спортивному клубу армии (ЦСКА).

Обучение иностранным языкам, вероятно, не является приоритетным. Впрочем, многочисленные граждане, принадлежащие к немецкому, турецкому или другим меньшинствам, могли быть использованы для этих целей.

Утверждения, согласно которым советские спортсмены-олимпийцы якобы были военнослужащими спецназа, так и не были подтверждены в прошлом.

Таблица 5. Сравнение приоритетов в подготовке войск специального назначения Варшавского договора и войск специального назначения США (1990)

Темы обучения США (во время войны во Вьетнаме) США (1980-) Организация Варшавского договора (1980-)
Дальняя разведка ■■ ■■
Целеуказание для артиллерии ■■
«Охотничья» война (прочесывание) ■■■ ■■
Саботаж ■■ ■■
Рейды ■■■ ■■■ ■■■
Создание партизанских формирований ■■■ ■■■
Психологические операции ■■■ ■■■
Контртерроризм ■■ ■■ ■■■
Антитерроризм   ■■■  
Противоповстанческие действия ■■■ ■■
Тайные операции ■■■ ■■■ ■■
Ликвидация отдельных личностей
Выживание на вражеской территории ■■■ ■■■ ■■■
Иностранные языки ■■■ ■■

Малый приоритет ■ Средний приоритет ■■ Высокий приоритет ■■■

Приоритеты подготовки, наблюдаемые в обучении специальных сил Варшавского договора, свидетельствуют, что основное внимание уделялось военному применению войск спецназначения. Для сравнения, американские войска спецназначения получают подготовку, более ориентированную на тайные операции, психологические операции, и т.д. Это различие отражает четкое разделение труда между разведывательными/специальными службами и чисто военными войсками специального назначения в странах Варшавского договора.

Школы войск спецназначения

Советские специальные силы обучались в нескольких школах, причем трудно точно различить их сферы деятельности (МВД, КГБ, спецназ, и т.д.). Учебными заведениями, в которых обучались кадры войск спецназначения, являлись:

• Академия Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова, Москва

• Учебный центр нелегальной разведки ГРУ, Военно-дипломатическая академия, Москва

• Военная академия имени М. В. Фрунзе (разведывательный факультет), Москва

• Военно-морская академия имени A. A. Гречко (разведывательный факультет), Ленинград

• Высшее военное училище воздушно-десантных войск имени Ленинского комсомола, Рязань

• Высшее командное военное училище (разведывательный факультет), Киев

• Высшее военное политическое училище пограничных войск имени К. Е. Ворошилова, Москва

• Высшее военное политическое училище пограничных войск имени Ф. Э. Дзержинского, Алма-Ата

• Высшая школа КГБ и Академия МВД, Москва

• Высшее военное командное училище МВД, Новосибирск

• Высшее военное командное училище МВД имени С. М. Кирова, Орджоникидзе

• Высшее военное командное училище МВД имени Ф. Э. Дзержинского, Саратов.

Офицеры войск спецназначения должны были пройти обучение в высшем военном училище воздушно-десантных войск имени Ленинского комсомола в Рязани либо на разведывательном факультете высшего военного командного училища в Киеве. Эти учебные заведения открывали дверь на разведывательный факультет Военной академии имени Фрунзе в Москве.

Упоминались также другие школы, существование которых не было доказано, в Желтых Водах (на Украине, около Кировограда) и в Одессе.

Учебно-тренировочный лагерь под Ташкентом, созданный для нужд ЧОН и Чека в 1919 году, вероятно, все еще использовался, в частности для обучения иностранных террористов и партизан. Среди прочего, там готовили членов Организации освобождения Палестины.

Школы и полигоны войск специального назначения были оборудованы макетами в натуральную величину различных видов вооружения и боевой техники (ракеты, артиллерийские орудия, самолеты и т.д.), предназначенными для их идентификации и для обучения их вероятному использованию.

Задачи и возможности

Задачи войск спецназначения Варшавского договора нужно рассматривать, прежде всего, в рамках военных операций в ходе вероятного конфликта в Европе.

Война в Европе

По сути, стратегия НАТО в Европе опиралась (и все еще опирается) на доктрину, которую называют «flexible response» («гибкое реагирование»). Эта доктрина, которая в сущности стремилась быть угрожающей, отваживающей противника от нанесения удара, предусматривала, в целом, постепенное и контролированное применение обычного вооружения, затем ядерного оружия, сначала на тактическом уровне, потом на оперативном и на стратегическом уровне, с целью устрашить и противостоять наступлению войск Варшавского договора. Особенность - и сила - этой доктрины в том, что использование ядерного оружия может произойти в любой момент конфликта, в том числе и для предотвращения нападения противника.

Варшавский договор – и, в особенности, СССР - не верил, что руководство НАТО будет способно контролировать ядерную эскалацию и сдерживать применение ядерного оружия в конфликте, ограниченном как по интенсивности, так и по территориальным масштабам. В самом применении этой идеи, Варшавский договор всегда отказывался - по крайней мере, в плане своей декларативной политики – рассматривать возможность применения ядерного оружия первым. Ужасные разрушения Великой Отечественной войны в СССР оставили тяжелые и непреходящие воспоминания, заставлявшие советских стратегов принимать все необходимые меры, чтобы будущий конфликт больше не произошел на советской территории.

«Из-за его разрушительной мощи ядерное оружие объективно уже не может использоваться для достижения политических целей. И мировая война, тем более ядерная, стала бы апокалиптической для всего человечества (...)». Более того, обычно считалось, и прежде всего именно в Советском Союзе, что «в ядерной войне не может быть победителя».

Кроме того, если в шестидесятых годах применение ядерного оружия еще рассматривалось как средство, которое позволило бы ускорить наступление примерно в два раза в сравнении с обычным вооружением, то в восьмидесятых годах такого уже не было. Советские военные пришли к выводу, что проблемы, возникающие от использования ядерного оружия, намного превышали преимущества от его применения в темпах продвижения. Действительно, заблаговременная подготовка людей и техники, привлеченных к наступлению с ядерной поддержкой, меры по дезактивации, необходимые для прохождения подвергнувшейся бомбардировке зоны, ограничения, вызванные разрушениями и трудностями по их устранению в условиях зараженной атмосферы, как и сама сложность ведения боя в зараженной зоне, предполагали скорости продвижения, сравнимые с теми, которых можно было бы достичь и при применении обычных вооружений.

Все эти элементы, несомненно, объясняют также - по крайней мере, частично - интерес, проявляемый СССР к ядерному разоружению в Европе.

Тем не менее, по взглядам западных экспертов, возможность упреждающего советского ядерного удара не могла полностью исключаться. Эта возможность была ясно выражена в труде маршала Василия Соколовского о советской военной стратегии. Было сложно предугадать реальные намерения советских руководителей. Надо отметить, между тем, что атомная авария в Чернобыле (1986) и землетрясение в Армении (1988) не продемонстрировали эффективность советской гражданской обороны. Вероятно, сознающие это фактическое положение дел руководители СССР той эпохи, скорее всего, не пытались спровоцировать ядерный холокост, с последствиями которого они не смогли бы справиться.

В результате, Варшавский договор обладал мощными и очень мобильными неядерными силами, способными вести быстрые операции, внезапные и направленные в глубину боевых порядков НАТО. Однако, так как НАТО никогда не отказывалось от своей доктрины быстрого реагирования, OВД содержал в больших количествах артиллерию, способную вести огонь ядерными боеприпасами, и эффективные тактические ракеты, оснащенные сложными системами управления и наведения, что должно было придать ОВД способность устрашения в вопросе применения ядерного оружия.

«Современные вооружения дают возможность достижения важных стратегических успехов в наиболее короткие сроки, первоначальная фаза войны будет обладать решающим значением для всего хода войны» - писал маршал Соколовский в книге «Военная стратегия».

Таким образом, если бы Варшавский договор захотел вступить в конфликт в Европе, он должен был бы, среди прочего:

• постараться достичь своих оперативных и стратегических целей как можно быстрее, прежде чем НАТО примет решение о применении ядерного оружия.

• с помощью мобильных операций, проводимых в глубину, попытаться «наслаивать» (перемежевывать) свои войска с войсками НАТО для того, чтобы сделать трудным, даже невозможным для НАТО применение ядерного оружия.

Для этой цели Варшавский договор должен был быть в состоянии:

• поддерживать превосходство в воздухе в течение первой фазы конфликта,

• нейтрализовать и уничтожить ядерные силы НАТО на ТВД,

• уничтожить или парализовать средства C3I ((управление, контроль, связь и разведка), связанные с ядерным вооружением НАТО,

• нейтрализовать авиацию НАТО,

• нейтрализовать и/или уничтожить системы ПВО НАТО,

• парализовать военные и гражданские структуры управления НАТО.

Существенная часть этих мер, являющихся предварительным условием для достижения стратегического успеха в Европе, основывалась, следовательно, на эффективности начальной воздушной операции, которая должна была ненамного предшествовать наземным операциям. Эта операция предполагала совместное использование авиации и ракет малой и средней дальности с ядерными или обычными боеголовками.

«Самой важной задачей наступающих войск будет уничтожение атомной артиллерии, ракет и тактической авиации противника на всю глубину их боевого порядка. Если секторы развертывания этого вооружения оказываются в досягаемости тактических ракет и военно-воздушных сил фронтов, они могут быть быстро уничтожены ядерными ударами, при условии, что эти удары будут нанесены своевременно и точно».

Проблема состояла в том, что воздушный потенциал вооруженных сил ОВД не мог обеспечить ни (почти) синхронной нейтрализации всех потенциальных целей, ни способности длительно поддерживать темп военной операции. Число имеющихся в наличии самолетов резко сократилось бы уже после первого дня операции. Кроме того, мобильность ядерных вооружений НАТО сильно усложняла их обнаружение и последующее уничтожение.

Из этого следовало, что эффективность первого удара - так же, как и последующих - основывалась на средствах разведки, способных предоставить многочисленные, точные и своевременные сведения, а также на технических и организационных структурах, способных немедленно использовать эти сведения. Именно в этом контексте войска спецназначения Варшавского договора и должны были применяться в первую очередь.

Наши рекомендации