Войска спецназначения в послевоенное время

Из опыта Второй мировой войны советские военные сделали два существенных вывода, касающиеся концепции применения их воздушно-десантных войск:

• массовые воздушно-десантные операции могут достичь успеха только тогда, если используемые силы смогут бороться с противником, использующим танки и бронетехнику.

• воздушно-десантные операции без тяжелого вооружения могут действовать эффективно только в рамках небольших подразделений, либо для точечных ударов на стратегической или оперативной глубине, а также для поддержки партизан.

Таким образом, в отличие от западных стран, которые развили свои воздушно-десантные войска в преимущественно пехотные и в очень ограниченные войска специального назначения, СССР развивал свои воздушно-десантные войска в двух направлениях:

• воздушно-десантные дивизии с сильными механизированными компонентами и с артиллерией,

• войска специального назначения, они же «диверсионные», с очень большой численностью,

к которым с конца восьмидесятых годов добавились «десантно-штурмовые бригады» с сильной пехотной составляющей, последствие уроков войны в Афганистане.

«Доктрина Брежнева»

Вторая мировая война оставила глубокие следы в обществе и в русской душе, и заставила послевоенных советских руководителей сохранять «буферную зону» вокруг СССР. Эта зона, объединенная в Организацию Варшавского договора, была гарантией не только целостности советской территории в случае войны, но также - тем самым - и сохранения коммунизма. Потому, для ОВД - и, следовательно, для СССР – представлялось законным делом вмешательство в дела «братских стран», несмотря на их суверенитет, ради того, чтобы сохранить общность. Наиболее заметными примерами того, что назвали «доктриной ограниченного суверенитета « или «доктриной Брежнева», были вторжения в Чехословакию и в Афганистан.

С конца Второй мировой войны, Советский Союз использовал марксизм-ленинизм как цемент этой «дамбы», созданной из «стран-союзников», для предохранения от войны на своей собственной территории. Таким образом, любая попытка либерализации потенциально могла привести к ослаблению этой «стены».

Таблица 1. Советская подготовка к вторжениям в Чехословакию и в Афганистан

Чехословакия, август 1968 Афганистан, декабрь 1979
Два заседания ЦК КПСС перед вторжением. ?
Визит генерала армии А.Н. Епишева, руководителя ГлавПУР, в Чехословакию для оценки морального духа чехословацкой армии. Визит генерала армии А.Н. Епишева, руководителя ГлавПУР, с полудюжиной других генералов в Афганистан для оценки состояния афганской армии.
Генерал И. Павловский отправляется в Чехословакию как раз до его назначения командующим войсками стран ОВД, предназначенных для вторжения. В августе-октябре 19179 визит в Афганистан генерала И. Павловского, заместителя министра обороны и будущего главнокомандующего сухопутными войсками.
Чехословацкое правительство требует отзыва советского посла С.В. Червоненко по причине его подрывной деятельности. Посла не отзывают. Президент Амин требует отзыва советского посла А. Пузанова по причине его подрывной деятельности. Посла отзывают 8 ноября 1979 года.
Перевозка горючего и боеприпасов из запасов чехословацкой армии на территорию ГДР по требованию СССР – уменьшение тыловых запасов чехословацкой армии. Советские военные советники разоружают две афганские танковые дивизии и убеждают их командиров сдать боеприпасы и противотанковое вооружение на склад для инвентаризации, а также снять аккумуляторы с бронетехники для техобслуживания перед зимой.
Организация совместных маневров ОВД к 2 августа 1968. Организация больших учений ВДВ в Туркестанском ВО.
Вторжение было «узаконено» с помощью государственного переворота во главе с Индрой. Вторжение было «узаконено» с помощью государственного переворота во главе с Бабраком Кармалем.


Западные разведывательные службы часто рассматривали вторжения в Чехословакию и Афганистан как сценарии, возможные для стратегического наступления против Европы. Они дают нам примеры использования войск спецназначения в этом контексте, но при этом нам необходимо сделать несколько замечаний:

• В обоих случаях, вторжения происходили в «дружеские» страны или, по крайней мере, в страны, где советское присутствие уже было заметно, и где войска спецназначения - так же как другие участвующие войска - могли пользоваться значительной поддержкой внутри самой «страны-объекта».

• Соответствующая роль специальных служб и войск специального назначения остается недостаточно ясной. Разведывательные службы (КГБ) в большой мере просочились в политический, военный аппараты и аппарат безопасности обеих стран, и смогли таким образом сыграть роль, которая намного превосходит способности военных войск спецназначения.

Наши рекомендации