Войска спецназначения в послевоенное время
Из опыта Второй мировой войны советские военные сделали два существенных вывода, касающиеся концепции применения их воздушно-десантных войск:
• массовые воздушно-десантные операции могут достичь успеха только тогда, если используемые силы смогут бороться с противником, использующим танки и бронетехнику.
• воздушно-десантные операции без тяжелого вооружения могут действовать эффективно только в рамках небольших подразделений, либо для точечных ударов на стратегической или оперативной глубине, а также для поддержки партизан.
Таким образом, в отличие от западных стран, которые развили свои воздушно-десантные войска в преимущественно пехотные и в очень ограниченные войска специального назначения, СССР развивал свои воздушно-десантные войска в двух направлениях:
• воздушно-десантные дивизии с сильными механизированными компонентами и с артиллерией,
• войска специального назначения, они же «диверсионные», с очень большой численностью,
к которым с конца восьмидесятых годов добавились «десантно-штурмовые бригады» с сильной пехотной составляющей, последствие уроков войны в Афганистане.
«Доктрина Брежнева»
Вторая мировая война оставила глубокие следы в обществе и в русской душе, и заставила послевоенных советских руководителей сохранять «буферную зону» вокруг СССР. Эта зона, объединенная в Организацию Варшавского договора, была гарантией не только целостности советской территории в случае войны, но также - тем самым - и сохранения коммунизма. Потому, для ОВД - и, следовательно, для СССР – представлялось законным делом вмешательство в дела «братских стран», несмотря на их суверенитет, ради того, чтобы сохранить общность. Наиболее заметными примерами того, что назвали «доктриной ограниченного суверенитета « или «доктриной Брежнева», были вторжения в Чехословакию и в Афганистан.
С конца Второй мировой войны, Советский Союз использовал марксизм-ленинизм как цемент этой «дамбы», созданной из «стран-союзников», для предохранения от войны на своей собственной территории. Таким образом, любая попытка либерализации потенциально могла привести к ослаблению этой «стены».
Таблица 1. Советская подготовка к вторжениям в Чехословакию и в Афганистан
Чехословакия, август 1968 | Афганистан, декабрь 1979 |
Два заседания ЦК КПСС перед вторжением. | ? |
Визит генерала армии А.Н. Епишева, руководителя ГлавПУР, в Чехословакию для оценки морального духа чехословацкой армии. | Визит генерала армии А.Н. Епишева, руководителя ГлавПУР, с полудюжиной других генералов в Афганистан для оценки состояния афганской армии. |
Генерал И. Павловский отправляется в Чехословакию как раз до его назначения командующим войсками стран ОВД, предназначенных для вторжения. | В августе-октябре 19179 визит в Афганистан генерала И. Павловского, заместителя министра обороны и будущего главнокомандующего сухопутными войсками. |
Чехословацкое правительство требует отзыва советского посла С.В. Червоненко по причине его подрывной деятельности. Посла не отзывают. | Президент Амин требует отзыва советского посла А. Пузанова по причине его подрывной деятельности. Посла отзывают 8 ноября 1979 года. |
Перевозка горючего и боеприпасов из запасов чехословацкой армии на территорию ГДР по требованию СССР – уменьшение тыловых запасов чехословацкой армии. | Советские военные советники разоружают две афганские танковые дивизии и убеждают их командиров сдать боеприпасы и противотанковое вооружение на склад для инвентаризации, а также снять аккумуляторы с бронетехники для техобслуживания перед зимой. |
Организация совместных маневров ОВД к 2 августа 1968. | Организация больших учений ВДВ в Туркестанском ВО. |
Вторжение было «узаконено» с помощью государственного переворота во главе с Индрой. | Вторжение было «узаконено» с помощью государственного переворота во главе с Бабраком Кармалем. |
Западные разведывательные службы часто рассматривали вторжения в Чехословакию и Афганистан как сценарии, возможные для стратегического наступления против Европы. Они дают нам примеры использования войск спецназначения в этом контексте, но при этом нам необходимо сделать несколько замечаний:
• В обоих случаях, вторжения происходили в «дружеские» страны или, по крайней мере, в страны, где советское присутствие уже было заметно, и где войска спецназначения - так же как другие участвующие войска - могли пользоваться значительной поддержкой внутри самой «страны-объекта».
• Соответствующая роль специальных служб и войск специального назначения остается недостаточно ясной. Разведывательные службы (КГБ) в большой мере просочились в политический, военный аппараты и аппарат безопасности обеих стран, и смогли таким образом сыграть роль, которая намного превосходит способности военных войск спецназначения.