Глава 3. Башня Торна без секретов
Они посмотрели и увидели мост. И какой! Один пролёт соединял две высокие скалы, а высшая его точка поднималась над скалами, как собор над площадью.
– Наверное, это мост великанов! – сказала Джил.
– Скорее, колдунов, – сказал Хмур. – В этих местах так и жди колдовства. Думаю, это ловушка. Наверное, мост превратится в туман и растает, едва мы доберёмся до середины.
Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии: Серебряное кресло»
Энни в детстве и юности часто ездила верхом, но никогда – на кошачьих. Хотя нет, исключение было – Смелый Лев, один из верных друзей. Но это были другие поездки. Обычно они происходили либо в каких-нибудь торжественных случаях, либо в шутку, когда Энни приходило в голову поозорничать. И всегда это было недолго, недалеко и небыстро. А сейчас кошки неслись мягким плавным галопом, который был совсем не похож на лошадиный.
Энни посмотрела на Лили, и подруга, заметив это, помахала ей рукой. Держаться верхом на кошке без седла трудновато, на спине совершенно не было шерсти. Была бы грива, можно было бы ухватиться за неё, а так приходилось практически полулежать, обхватив «коня» за шею и впившись коленями в бока. Не слишком-то удобно.
Видимо, кошки это тоже понимали, так как через час остановились на вершине поросшей лесом горки.
- Спускайтесь, - сказала кошка Лили, обернувшись. – Нам всем не мешало бы немного отдохнуть.
- Спасибо, - сказала Лили, неуклюже скатываясь на землю. Энни последовала её примеру, попросту шлёпнувшись вниз.
Кошки растянулись рядом и – ну прямо как мирные домашние животные, - принялись вылизывать лапы.
- Не помешала бы вода, - заметила кошка, которая несла Энни. – Но она будет только в низине.
- Подождём, - отозвалась другая.
- Простите, а как вас зовут? – чуть смущённо уточнила Энни, не зная, с чего начать разговор и начинать ли его вообще. «Её» кошка чуть улыбнулась.
- Я Ирнес. Ирнес Ночная Тень, если полностью. Видишь ли, меня трудно различить в темноте. А Тарр – мой постоянный спутник и напарник.
- О, - неопределённо выдала Энни, переводя взгляд на «кошку» Лили. Значит, им в качестве «верховых лошадей» выделили пару. – Извините за нетактичный вопрос, а вы вместе сражаетесь или… э?..
Ирнес очень по-кошачьи фыркнула – прямо как тигрёнок.
- Нельзя же вместе только сражаться. Надо знать своего напарника так же, как себя. Только тогда можно обеспечить полную согласованность действий.
- Будь мы магами, научились бы читать мысли друг друга, - добавил Тарр. – Но времена, когда наш народ владел магией, канули в далёкое прошлое.
- Вы владели магией? – заинтересованно встрепенулась Энни. – Давно?
- Ещё до создания Волшебной страны.
- Ничего себе! – восхищённо воскликнула Энни. Лили, удобно растянувшаяся прямо на земле, хмыкнула.
- Что, не перестаёшь удивляться сюрпризам истории? Ты ещё и не то о Волшебной стране узнаешь. Если захочешь, конечно.
Энни почувствовала некоторое раздражение. Лили была хорошей подругой, но порой её тайны и недомолвки, как будто она знала что-то такое, что другим и знать не положено, начинали действовать на нервы. Внезапно Энни вспомнила одну вещь.
- Кстати, а ты знаешь о гномах-летописцах?
- Кто о них не знает? – отозвалась Лили.
- Они ведь где-то недалеко отсюда.
- Долина гномов-летописцев располагается к востоку от нас, нам не по пути, - сказал Тарр, и Энни повернулась к нему.
- А далеко?
- Если хотите навестить их сейчас, придётся потратить целый день, - ответил Тарр. Энни сникла.
- Нет, день тратить не будем. Наверняка гномы и так знают, что творится в стране.
- Всё равно они мало чем помогут в войне, - сказала Лили. – Разведчики нам сейчас не нужны, а быть воинами явно не их стезя.
- Разведчики, - буркнула Энни. – Вот как раз разведчики всегда нужны.
Двигаться вперёд было трудно, постоянно приходилось то спускаться в низины, то подниматься на холмы предгорья, то искать обходные пути. Несколько раз прошли совсем рядом с Бесконечной стеной. В этот день добраться до Ущелья не успели, но, по приблизительным подсчётам, оставалось немного. Остановились только из-за темноты. Ирнес отыскала укромное место между корней деревьев, и девочки смогли там расположиться с минимальным походным комфортом.
Их удивило то, что Ирнес и Тарр, эти крупные кошки с клыками и когтями, выглядевшие настоящими хищниками, совершенно спокойно объедали кусты и молодые деревья, как козы или овцы. В ответ на изумление Ирнес объяснила, что они могут есть всё. Но охотиться на говорящих животных не любят, неприятное это дело, даже совестно. Иное дело под землёй, в пещерах Пакира, где звери и всякие твари немые, – а на поверхности можно обойтись чем под лапу попадётся. Хотя, конечно, рыба предпочтительнее зелени, но где её тут возьмёшь.
На следующее утро путь стал ещё труднее, так как Ущелье находилось в самой середине горного массива, и на дороге появлялось всё больше препятствий. Порой девочкам приходилось идти пешком, так как их спутники не могли их нести на спинах – был риск уронить. Энни никогда ещё здесь не была, а Лили, когда её об этом спросили, ответила очень уклончиво.
Зато время от времени над головой можно уже было заметить дракона. Отсюда, с земли, из-под деревьев и нависших скал, было невозможно привлечь его внимание, иначе – так думала Энни – пеший путь давно закончился бы. Но в горных лесах драконы не охотились, предпочитая равнины и открытые поляны, и, пролетая над тесными скалами и поросшими лесом оврагами, даже не обращали внимания на то, что движется внизу.
Поэтому пока Энни и Лили со своими спутниками добрались до самого ущелья, время приблизилось к полудню.
Драконы приняли девочек вполне равнодушно – то есть и не приветливо, и не агрессивно, а вот воины Мглы жителям ущелья откровенно пришлись не по душе. Ирнес и Тарр прощались очень поспешно, а дракон, что встретил Энни и Лили у подвесного моста, смотрел на кошек весьма недружелюбно. Может, из-за их внешности, а может, просто не любил чужаков…
Варага не было, а без вожака говорить с кем-либо было бесполезно, и девочкам было позволено отправиться пока что в башню Торна. Правда, позволено весьма неохотно и только после долгих споров Лили с драконом.
Энни осматривала окрестности с чувством настороженности и в то же время с некоторым налётом сентиментальных воспоминаний. Именно здесь не так давно пережила опасные приключения её сестра. Даже дважды пережила – первый раз, когда перебиралась через ущелье вместе с Дональдом, второй – когда её здесь обманула Ланга. Через ущелье, как и представляла Энни по чужим рассказам, – подвесной мост, такой древний, что Энни даже удивилась – как вообще можно решиться перейти по нему пропасть. Казалось, только наступи на доски – и они разломятся под ногами, а канаты оборвутся от одного прикосновения. Всё выглядело дряхлым и гнилым. Но, может быть, это лишь видимость… Хотя, в конце концов, сколько лет тут провисел этот мост? Не драконы же его повесили, он им сто лет не нужен. Неужели висит со времён Торна?
Энни задала этот вопрос Лили, когда они уже поднимались в башню (через ущелье их перенёс дракон, весьма недовольный тем, что пришлось для кого-то быть летающей лошадью).
- Мост? – переспросила Лили. – Не знаю. Дай подумать. Торн построил эту башню уже после Первой войны, а после Торна никто в ней не жил. Так что да, больше никому мост не нужен был… Кстати, он на самом деле старый, можешь проверить. Хотя идти по нему можно. Твоя сестра же перешла.
- Угу, - пробурчала Энни, вспоминая рассказ Элли, как именно та перешла.
Изнутри башня оказалась светлее, чем это можно было подумать, глядя снаружи на её узкие маленькие окна.
- Интересно, - сказала Лили, как ни в чём не бывало поднимаясь по лестнице, - что мы сегодня в ней увидим.
- Разве тут каждый раз разное? – недоумённо спросила Энни.
- Тут каждый раз разное количество этажей. Иногда три, иногда пять.
- А ты тут сколько раз была?
Лили улыбнулась.
- Несколько. Плохо только то, что эта башня на самом краю ущелья. Здесь бывает опасно ночевать. Надеюсь, Вараг прилетит раньше, чем стемнеет, и мы уйдём отсюда до темноты. Но днём тут безопасно.
Энни остановилась на первой ступеньке лестницы.
- Опасно ночевать? Поэтому моя сестра попала в ловушку?
Лили дёрнула одним плечом.
- Просто ночью тут немного чувствуется влияние тёмной магии… Но Элли не потому попалась. Просто она не знала свойства окна-обманки. – Энни скорчила заинтересованную рожицу, и Лили пояснила: - Я знаю эту штуку… Здесь в одной из комнат, которая не всегда появляется и не всем видна, есть окно, которое как будто бы показывает всё, о чём его попросишь, как зеркало Стеллы. Но на самом деле оно показывает не то, что есть на самом деле, а то, на что ты надеешься, ну или то, что имеет какую-то вероятность произойти… В случае с твоей сестрой Ланга просто подкорректировала его образы, так как, во-первых, была ночь, то есть время, удобное для её магии, во-вторых, она находилась совсем рядом, чтобы тут же захватить твою сестру… Так что в этой башне мало чему можно верить.
- А третья книга Торна и подзорная труба? – хмуро спросила Энни, поднимаясь вслед за Лили на второй этаж.
- Появились в нужный момент и попались на глаза тому, кому надо. Многие магические предметы тоже откликаются на наши желания. В этой башне много таких. Но не все они принадлежали Торну. Я бы сказала даже так: эта башня – как… - Лили остановилась и, подбирая нужные слова, защёлкала пальцами. – Как склад. Причём пограничный. Здесь можно найти как вещи светлых магов, так и тёмных. Их просто отправляли сюда, когда они переставали быть нужны, и их тут скопилось с годами ужас сколько. Но не всегда они видны. Сейчас эта башня, можно сказать, ничья. Не принадлежит ни светлой магии, ни тёмной, обычное здание, только заколдованное.
- Очень обычное здание, - хмыкнула Энни. – С меняющимися этажами и исчезающими предметами.
- Просто она очень удобно стоит. В неё легко попасть и из Подземной страны, и из Волшебной. Пойдём наверх, посмотрим, что тут есть.
Энни пошла вслед за Лили и быстро обогнала её.
- Здесь ведь в таком случае могут быть и серебряные башмачки.
Лили даже оступилась на лестнице и чуть не полетела вниз.
- Могут быть. Я об этом не сразу подумала. И если они тут есть, мы их найдём. А если их не найдём, значит, их тут нет. Обойдём все комнаты по очереди.
- А они не спрячутся именно на том этаже, которому вздумалось сегодня исчезнуть? – усмехнулась Энни.
- Нет. Они ведь нам нужны, - серьёзно ответила Лили. – Главное – искать их днём, а не ночью. Или хотя бы при свете, а то в темноте тут много всякой гадости может появиться. Или ловушек, что ещё хуже.
До самых сумерек девочки осматривали комнаты в башне. Одни были совершенно пусты, в них пахло пылью и порой даже плесенью. В других, как будто в жилых покоях дворца, стояла элегантная и уютная мебель. В третьих можно было обнаружить странные предметы неизвестного назначения – Энни долго вертела в руках непонятное приспособление, состоявшее из железок и двояковыпуклых круглых стёкол, чем-то отдалённо напоминавшее микроскоп, но так и не разгадала, что это за штука. Башмачков нигде не было. Под конец поисков Лили нашла на столе в одной из комнат под самой крышей широкую и короткую белую ленту. Недоверчиво повертела в руках и сунула Энни:
- Полезная штука. Держи, пригодится.
- Что это? – с недоумением спросила Энни.
- Очень хорошая вещь, способная заживлять раны, переломы, кровоизлияния… только не смертельные. Повяжешь её – и сразу будет легче, и выздоровление пройдёт в разы быстрее. Жаль только, она одноразовая, и её здесь мало. Но вдруг кому понадобится, тебе или друзьям.
Энни посмотрела на ленту более уважительно, но всё ещё с недоверием.
- А ты откуда знаешь её свойства?
Лили неопределённо пожала плечами, привычно скривив рот.
- Ну… я наслушалась о таких вещах. Поверь, когда много общаешься с волшебниками, начинаешь разбираться даже в подобной мелочи…
Энни покачала головой, но ленту всё-таки убрала в сумку – и правда пригодится, если только Лили не ошибается.
Осмотр башни завершили, когда стало уже совсем темно. В коридорах сами собой вспыхнули смоляные факелы, а в комнатах Лили нашла свечи. На ночь девочки выбрали себе спальню с двумя кроватями, разделёнными ширмой – обставленную как будто по заказу (и разделяться не надо, и друг другу можно не мешать), - и снова вышли к ущелью. Энни немного досадовала на то, что Вараг так задержался где-то, и теперь они уже не улетят отсюда сегодня, - только завтра утром. Впрочем, лучше переночевать в башне, какой бы опасной она ни была, - в крайнем случае вся надежда на опытную путешественницу Лили, - чем где-то под открытым небом прятаться от возможных соглядатаев Пакира. Зачем они вообще хотели задержать девочек? Только из-за того, что Энни собирает союзников?
- Да куча причин может быть, - ответила Лили на этот вопрос. – Взять, например, тебя в заложницы, чтоб повлиять на твою сестру – неужели она не отдаст за тебя книгу Хранительницы?
- Сейчас Аларм в Подземной стране, - пробормотала Энни. – Его поймать легче, чем меня.
- Аларм для Элли пока никто, - равнодушно пожала плечами Лили. Энни хотела возмущённо возразить: Аларм для Элли друг, по крайней мере, и у Энни были серьёзные подозрения относительно того, что на самом деле сестра чувствует к Аларму. Но Лили уже пояснила: – Я не имею в виду личные чувства. Но в любом случае, пока что, выбирая между тобой и им, ты для Элли дороже. К тому же он всё-таки воин, а ты всего лишь безоружная девочка. Так что не обольщайся, но легче поймать всё-таки тебя. Ну, не считая того, что ты сейчас на своей территории. Просто нас тогда загнали слишком близко к Бесконечной стене, но, надеюсь, больше этого не повторится.
Энни задумалась. Потом покачала головой.
- Ничего не получится. Нам мимо Голубой страны лететь к орлам.
- Да? – Лили обеспокоенно посмотрела на неё. – А нельзя как-нибудь по-другому?
- Голубая страна как раз между Ущельем и Орлиной долиной. Можно, конечно, попросить дракона облететь подальше, сделать петлю над Кругосветными горами или даже над пустыней…
- Значит, попросим, - деловито кивнула Лили.
Вараг прилетел около полуночи, когда девочки успели уже порядком замёрзнуть, сидя неподалёку от ущелья, и отчаянно хотели спать.
- Доброй ночи, принцесса Энни, - он приветственно кивнул. – Рад вас видеть вновь.
Видно было, что сам дракон тоже порядком устал и не настроен на длительные переговоры, поэтому Энни сразу решила брать быка за рога.
- Мы собираем союзников для будущей войны, - сказала она. – Для вас, думаю, наша просьба новостью не будет.
- Снова… - Вараг шумно вздохнул и вежливо склонил голову. – Я прошу прощения за то, что заставил вас ждать здесь так долго. Боюсь, поздняя ночь – не лучшее время для серьёзных разговоров, но завтрашнее утро будет более приятным для беседы. Вы ведь всё равно задержитесь у нас.
Энни кивнула с неохотой. Вараг повёл головой в одну сторону, в другую, а затем загадочно признался:
- Не хочу давать ответ под влиянием темноты.
Когда девочки уже поднимались в башню, получив мягкий, но настойчивый совет отложить разговор до утра (и встревоженный совет никуда не пропадать – Вараг помнил о том, как точно так же к нему прилетели Аларм с Элли), - Лили с усмешкой заметила:
- Похоже, он боится, что ночью к нему придут совершенно неправильные мысли. Вообще-то, вполне обоснованное опасение.