Административного (служебного) расследования
Основаниями для назначения административных расследований являются наличие достаточных данных, указывающих на совершение негативных событий, выявление фактов причинения физического, имущественного или организационного вреда в условиях военной службы, обнаружение признаков служебного проступка и других правонарушений, явно не содержащих признаков преступлений. Эти данные командир (начальник) может усмотреть самостоятельно или получить из различных источников, к числу которых относятся следующие:
рапорты (доклады) подчиненных должностных лиц о соответствующем событии, происшествии, проступке (правонарушении);
предложения компетентных должностных лиц (комиссий), наделенных в силу выполнения своих обязанностей правом возбуждать перед командованием вопрос о назначении административного расследования при выявлении определенных фактов, нарушений;
сообщения различных должностных лиц, военных или других организаций, отдельных военнослужащих и граждан, которым стало известно о совершенном проступке или о фактах, подлежащих установлению;
заявления самих лиц, допустивших те или иные проступки, нарушения;
приказ (распоряжение) вышестоящих командиров (начальников).
Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.
Административное расследование может иметь место только тогда, когда возникают достаточные основания для назначения и проведения административного расследования.
Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях - назначаемой комиссией.
Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц.
Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Наиболее характерные основания назначения административного расследования изложены в Наставлении по правовой работе Вооруженных Сил Российской Федерации. Административное расследование обязательно назначается и проводится:
— в случае причинения материального ущерба;
— при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных;
— для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
— при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
— по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
— при наличии пережога горючего;
— при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
— при утрате денежного аттестата;
— при утрате бланков строгого учета;
— при утрате воинской частью контрольной книжки;
— в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
— при утрате архивных дел и описей;
— при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;
— в каждом случае возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
— по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления);
— в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий);
— при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (не военнослужащими) в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации;
— при несчастных случаях с гражданским персоналом;
— в случае происшествия;
— в случаях установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
— в случаях выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств;
— в других предусмотренных законодательством случаях.
Поводами для назначения административных расследований служат доклады, донесения, рапорты подчиненных должностных лиц о соответствующем событии, аварии, происшествии, проступке (правонарушении) (например, письменный рапорт дежурного по полку, письменное донесение по Табелю срочных донесений и др.);
— сообщения различных должностных лиц, письменные обращения военнослужащих, гражданского персонала и иных лиц, поступившие из военных или иных организаций, которым стало известно о совершенном проступке или о фактах, подлежащих установлению;
— предложения, содержащиеся в выводах комиссий, ревизий, инспектирующих должностных лиц, наделенных в силу выполнения ими служебных обязанностей правом возбуждать перед командованием вопрос о назначении административного расследования при выявлении определенных фактов и нарушений;
— усмотрение самого командира (начальника), наделенного правом назначения административного расследования;
— указания вышестоящих командиров (начальников).