Превращение освободителя греков в великого завоевателя
Затем Александр направился в Сирию, где у города Исс нанес поражение войску, которое возглавлял сам персидский царь Дарий III. Изначальной целью царя было установить на всей территории империи Дария свою власть и извлечь из этого всю политическую и финансовую выгоду, которую до этого получали великие цари. Таким образом, все лучше прорисовываются реальные территориальные амбиции Александра, и можно считать, что в 334 г. до н. э. он видел одновременно четко в целом и неопределенно в деталях границы территорий, которые собирался завоевывать.
Александру досталась огромная добыча: весь царский обоз с семьей царя попал в руки победителя.Оставшиеся в живых после Исса греческие наемники предпочли Александру Дария.Но и победа при Иссе не заставила Александра отказаться от первоначального плана – укрепить свое положение в Восточном Средиземноморье, особенно в портовых городах, чтобы изолировать вражеский флот. Малая Азия уже была в руках македонян, следующими на очереди стали богатые торговые города Финикии. Собственно, их захват не только лишал флот баз, но и выдергивал из его состава значительную часть кораблей, которая как раз принадлежали признанным корифеям мореплавания – финикийцам. Сидон, Библ и другие города также не особенно сопротивлялись новому владыке. Их интересовало только сохранение привилегий торгового характера – например, чеканка собственной монеты, право охранять караванные пути и т. п. Все это Александр им предоставил. Сразились с захватчиками только жители богатейшего Тира.
Все, что осталось от македонского флота и флота союзников, призванных в 333 году, чтобы освободить проливы и спешно прикрыть берега Фракии и Македонии, не могло противостоять громадному кипро-финикийскому флоту. Вновь отстроенные Фивы, пощаженные Афины, независимая Спартахотели объединиться с Дарием против Александра. Неизвестно, греческие полисы, располагавшиеся в Азии, хотели быть «освобожденными»? Отступление Афин, Фив и Спарты требованиям Ахеменидов в IV в. до н. э. могло бы вызвать лишь серьезный скепсис по поводу энтузиазма других европейских городов. А суровая расправа Александра над Фивами в 335 г. до н. э. могла вызвать лишь самые худшие опасения по поводу того, какими македонский царь видит свои отношения с греческими полисами.
То был критический момент: македонское командование находилось в полном смысле слова на перекрестке четырех дорог — следует ли повернуть обратно, двигаться на юг, преследовать Дария или идти выручать Грецию? Был избран путь на юг.
Пока Александр продвигался к Египту, а затем к Киренаике и даже к Вавилону и Персеполю, Верховный Глава, или Вождь Греческого союза,исполнял возложенную на него миссию: принести избавление грекам всюду, где их угнетали, несмотря на то, что пройдя в октябре 333 года Сирийские ворота, освободитель стал подменять коллективную волю личными амбициями, постепенно превратившись из полководца в завоевателя.Александр вступил в Египет и захватил его без боя,он был персидской сатрапией, но среди жителей как раз начались серьезные волнения, направленные против персидского гнета.Египтяне встретили македонских воинов как освободителей. Египетские жрецы объявили Александра богом, что должно было подтвердить притязания македонского царя на мировое господство, внушить армии уверенность в дальнейших победах.
Продолжая завоевание Персии, Александр в 332 г. до н. э. дал решительное сражение царю Дарию при Гавгамёлах (на реке Тигр). Через некоторое время Дарий III был убит. Персидская держава распалась.Сражение при Гавгамелах окончательно превратило Александра Македонского в Александра Великого.
Как и Вавилон, без сопротивления сдались Александру Сузы – столица Персии. Затем, разгромив горные племена уксиев, Александр Великий прошел через перевалы хребта Загр в Центральную Персию и, успешно обойдя горный проход Персидские врата, захватил Персеполь.Сожжение дворца Ксеркса должно было свидетельствовать о том, что главная цель войны – отмщение персам за поруганные святыни – достигнута.Но войну он не закончил.Он объявил себя преемником Дария на престоле. Из этого следовало, что ему необходимо привести в покорность все персидские земли и, более того, отомстить узурпатору Бессу.
Заняв древний город Вавилон, Александр сделал его столицей своей державы. В Вавилоне и других завоеванных городах македоняне захватили огромные богатства персидских царей.Назначенный Союзом мститель все больше путал коллективные интересы со своими собственными, волю греческих и македонских воинов — со своей личной властью, общую добычу — с царской казной, Александр дал приказ пуститься в погоню за Дарием, который продолжал настаивать на своей непобедимости и именовать себя Царем царей, ставил цель подавить все без остатка очаги сопротивления, овладеть всеми сокровищами и взять в плен последнего Великого царя, дав самое последнее сражение… даже если всякая новая война всякий раз будет считаться последней. Завоеватель не имел намерения останавливаться в своем продвижении вперед. «Азиатское царство» стало делом в большей мере личным, чем общемакедонским, династическим, чем общегреческим.
В 329 г, до н. э. Александр двинулся в Среднюю Азию. Ее население оказало упорное сопротивление македонянам, но спустя три года греко-македонским захватчикам удалось подчинить страну.