Главы администрации владимирской области
04.01.92. № 5
Об увековечении памяти жертв политических репрессий
В ходе работы по пересмотру уголовных дел на лиц, незаконно репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов, органами государственной безопасности по Владимирской области установлены места захоронения лиц, приговоренных к расстрелу за так называемую контрреволюционную деятельность, находящиеся на городском кладбище у тюремной стены и на территории бывшего Рождественского монастыря в городе Владимире. В целях увековечения памяти жертв политических репрессий п о с т а н о в л я ю:
1. Признать место захоронения жертв репрессий на территории бывшего Рождественского монастыря мемориальным кладбищем.
2. Установить на территории городского кладбища памятный камень, а на внешней стене бывшего Рождественского монастыря – мемориальную доску.
3.Областному отделу культуры совместно с администрацией г. Владимира разработать и внести конкретные предложения по выполнению мероприятий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления.
Глава администрации Ю.Власов
Долг памЯти
20 июля 1999 года у южной стены Благовещенского храма в г.Вязниках собралось много пожилых людей. Среди них были представители областной и районной администрации, глава города, руководители предприятий, представители общественности, духовенства, корреспонденты. Многие принесли цветы, лица людей печальны и строги.
В одиннадцать часов звучит церковный колокол, и с монумента, вокруг которого собрались присутствующие, медленно сползает покрывало. Его снимают бывший узник двух лагаерей Владимир Абрамович Силаев и глава города Евгений Михайлович Виноградов. Взглядам присутствующих предстает черная гранитная стела, на ее передней полированной стороне изображение коленопреклоненного Иисуса Христа и стоящего перед ним ангела, протягивающего ему чашу; в другой руке ангела крест. Вдруг с солнечного неба, как бы в ответ на звуки колокола, начинает идти мелкий дождь. Капли ползут по граниту, и слышно, как кто-то произносит: “Смотрите, Христос плачет”. Звучат слова Благочинного церквей вязниковских протоиерея Владимира Соловьева: “Освящается памятник сей ... “Затем панихида по погибшим – вечная память. Так в Вязниках был открыт памятник вязниковцам – жертвам политических репрессий. В нашей области теперь три таких памятника: во Владимире, в Муроме и у нас, в Вязниках.
В моей памяти как отражение происходящего возникает 7 сентября 1991 года в Архангельске, куда на День Поминовения жертв архангельских лагерей я был приглашен организацией репрессированных “Совесть”. Этот день запечатлен в моей душе как предвестник открытия вязниковского памятника. Шли годы. В 1993 году инициативная группа впервые собрала в Вязниках граждан, пострадавших в результате политических репрессий. 6 мая 1996 года на общем собрании этих граждан была создана Вязниковская ассоциация жертв политических репрессий. Было и принято решение: “Увековечить память вязниковцев, погибших в годы репрессий, для чего установить в городе памятник и издать Книгу памяти”.
“Увековечить память! Пусть восторжествует справедливость! В годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства. Массовые политические репрессии большей частью осуществлялись путем внесудебных расправ, но и в судах попирались элементарные законы. Не обошла стороной лихая беда и наших земляков-вязниковцев. Необоснованным репрессиям подвергались рабочие, крестьяне, интеллигенция, священнослужители, военнослужащие. Несколько тысяч их было репрессировано по политическим мотивам, за религиозные убеждения, по социальному, национальному, другим признакам, сосланы в лагеря, насильственно выселены, осуждены на длительные сроки заключения, расстреляны, погибли в лагерях и ссылке. Семьи были подвергнуты унижениям, преследованию, оставлены без средств существования, носили клеймо “врага народа”. Долгое время имена репрессированных находились в забвении, взывали к восстановлению справедливости. И такой час настал! Осуждая многолетний террор и массовое преследование своего народа, государство нашло в себе силы признать незаконными проводившиеся политические репрессии, восстановило их права граждан. На зловещей карте ГУЛАГа тысячи безымянных могил репрессированных, и чьи они, невозможно установить, но возможно увековечить их память. Это одна из мер справедливости к невинно погибшим. Создание памятника – возвращение нашего долга погибшим.
Во многих городах России установлены такие памятники. Вот и муромчане 1 сентября 1996 года открыли памятник жертвам политических репрессий. Наступил и наш черед. Ждать дальше невозможно. Очень мало в живых осталось реабилитированных; нам, их детям, многим за 60 и более. Все мы должны иметь место, куда прийти помянуть погибших родителей, положить цветы в память о них, давших нам жизнь”.
Таким было открытое письмо правления ассоциации жертв политических репрессий, обращенное к главам администраций, народным депутатам городского и районного советов, к общественности города, ко всем, кому дороги справедливость, идеи права и человечности. Решением администрации города нам было выделено место для установки памятника, где 30 октября 1996 года мы установили Памятный знак.
После этого правление ассоциации провело конкурс на лучший проект памятника. Учитывая, что памятник устанавливается возле храма, мы пригласили принять участие в обсуждении проекта Благочинного церквей вязниковских протоиерея В.Соловьева и настоятеля Благовещенского храма протоиерея Р.Кметь. После всеобщего обсуждения, с учетом поступивших к нам отзывов, был выбран проект, который одобрил и благословил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Был объявлен сбор средств на строительство памятника. Люди приносили, кто сколько мог. Не остались в стороне администрации города и района. Большое участие в этом деле принял глава города Евгений Михайлович Виноградов, у него мы всегда находили понимание и поддержку. В мае 1997 года памятник был заказан московскому заводу гранитных изделий. Жизнь же со своей стороны вносила коррективы, стремительно обесценился рубль, ползли вверх цены, хронически не хватало живых денег. Завод отказался от расчета по бартеру, наши чаяния и надежды были сорваны.
К этому времени нами был собран основной материал для Книги памяти, и правление ассоциации постановило приступить к осуществлению второй части решения общего собранияь – изданию Книги. Собранные средства позволяли это сделать. В то же время мы не оставляли идею установки памятника и продолжали работу в этом направлении. Время показало, что решение правления было верным.
30 октября 1998 года, в День Памяти жертв политических репрессий, состоялась презентация Книги Памяти “О них душа моя скорбит”. В ее поименных списках числится 765 вязниковцев. Среди них сын вязниковского фабриканта-мецената Сергея Ивановича Сенькова – Максимилиан Сеньков – командир РККА, репрессированный в 1938 году, он погиб в Амурских лагерях в 1943 году. В январе 1999 года по нашему приглашению в Вязники приехали его сын, Гераклит Максимилианович Сеньков, – из Минска и внучка С.И.Сенькова – Людмила Чеккини – из Италии. Покидая родину предков, Людмила Чеккини сделала вклад в строительство памятника. Он позволил нам решить поставленную задачу. Памятник был заказан во Владимире. К началу июня он был изготовлен и доставлен в Вязники. Еще некоторое время ушло на его установку. И вот 20 июля, в канун празднования 375-летия Вязниковской Казанской чудотворной иконы Божией Матери, начиная празднование дней города, состоялось открытие Памятника жертвам репрессий.
Изображенное на нем “Моление о чаше” символично отражает страдания и муки людей, взошедших на Голгофу политических репрессий. В Памятнике призыв к покаянию и примирению.
Мы выполнили свой долг Памяти. Теперь каждый из нас, как сказала наша поэтесса Нина Гаврилова в стихотворении “Памятник возле храма”, может
Здесь постоять, скорбя о всех погибших,
Грусть ощутить свою, чужую ль чью,
И в храм войдя, крестясь с поклоном низким,
Поставить поминальную свечу.
Ю.Васищев,
председатель
Вязниковской ассоциации жертв политических репрессий