О порядке исполнения решений особого
Совещания при нквд ссср и осуществления
Гласного надзора за ссыльными и высланными
О мерах наказания, применемых Особым Совещанием,
И о порядке направления дел в Особое Совещание
§ 1
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 5.11.1934 г., мерами наказания, применяемыми Особым Совещанием при Народном Комиссаре Внутренних Дел Союза ССР к лицам, признанным общественно опасными, являются:
а) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, согласно прилагаемому списку № 3;
б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор, с запрещением проживания в столицах союзных республик и крупных городах Союза ССР по прилагаемым спискам №№ 1 и 2;
в) заключение в исправтрудлагерь на срок до 5 лет;
г) высылка за пределы Союза ССР иностранных подданных, являющихся общественно опасными.
Кроме того, руководствуясь указанным постановлением, Особое Совещание может выносить следующие решения:
а) применение гласного надзора по месту постоянного жительства;
б) применение принудительного лечения к лицам, признанным невменяемыми;
в) зачет в наказание срока предварительного заключения;
г) освобождение с прекращением дела.
§ 2
Указанные меры Особое Совещание применяет на основе рассмотрения следственных дел, поступающих из органов НКВД.
Право направления дел в Особое Совещание предоставляется Наркомам Внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей, начальникам дорожно-транспортных отделов НКВД, начальникам Особых отделов военных округов и флота, начальнику 3-го отдела ГУЛАГ НКВД – по делам, расследуемым 3-ми отделами лагерей.
§ 3
Порядок направления дел в Особое Совещание определен циркуляром НКВД СССР № 233 от 26.11.1938 г.
Арестованные, проходящие по делам, направляемым на рассмотрение Особого Совещания, содержатся в местных тюрьмах и числятся до получения решения Особого Совещания за органами НКВД, проводившими следствие по делам.
§ 4
Сроки заключения в ИТЛ, ссылки и высылки исчисляются со дня ареста, о чем специально должно быть указано в решении Особого Совещания.
В случае нахождения обвиняемого на свободе, сроки ссылки и высылки исчисляются со дня объявления ему постановления Особого Совещания.
§ 5
Под административной ссылкой подразумевается такая мера наказания, когда лицо, в отношении которого вынесено такое постановление Особого Совещания, ссылается в определенную местность под гласный надзор органов НКВД.
Ссыльные проживают по специальным удостоверениям, выдаваемым органам НКВД в порядке настоящей инструкции и ограничиваются в правах передвижения пределами определенной республики, края, области, или определенного района (что должно быть указано в постановлении Особого Совещания).
§ 6
Под административной высылкой подразумевается мера наказания, когда лицо, в отношении которого Особым Совещанием вынесено такое постановление, выселяется из постоянного места жительства под гласный надзор органов НКВД, с запрещением проживания в определенных местностях СССР.
Административно высланные проживают по паспортам, выдаваемым органами РКМ в порядке настоящей инструкции (см.§ 30).
§ 7
Административно высланные постановлением Особого Совещания, с запрещением проживания в местностях и населенных пунктах, перечисленных в списке № 1, имеют право проживания на всей территории СССР, за исключением запрещенных для них местностей и населенных пунктов.
§ 8
Административно высланные постановлением Особого Совещания, с запрещением проживания в местностях и населенных пунктах, перечисленных в списке № 2, имеют право проживания на всей территории СССР, за исключением местностей и населенных пунктов, указанных в этом списке.
Поселенцы в нашем крае
На территории Владимирской области с конца 30-х до середины 50-х годов прошлого столетия находилось несколько десятков граждан, подвергнутых политическим репрессиям в административном порядке. В архиве управления внутренних дел области хранятся их учетные дела, которые также были пересмотрены.
Большая часть фонда состоит из архивных учетных дел на лиц немецкой национальности – спецпоселенцев, которые в 1941 году из разных областей были мобилизованы в трудовую армию, а в 1944–1946 гг. из Свердловской, Челябинской и других областей переведены на строительство стеклозавода в п.Красное Эхо Гусь-Хрустального района. Спецпоселенцы пользовались всеми правами граждан СССР, за исключением ограничений: не могли самовольно переходить с одного места работы или службы на другое без разрешения спецкомендатуры НКВД; не имели права отлучаться за пределы района расселения, обслуживаемого данной комендатурой, причем самовольная отлучка рассматривалась как побег, и это влекло привлечение к уголовной ответственности по ст. 82 УК РСФСР (20 лет каторжных работ); спецпереселенцы были обязаны в 3-дневный срок сообщать в спецкомендатуру НКВД о всех изменениях, произошедших в семье (рождение ребенка, смерть члена семьи, побег и т.п); ежемесячно требовалась обязательная явка в спецкомендатуру, для отметки в регистрации.
На каждого спецпоселенца заводилось личное дело, в котором находились следующие документы: справка об основании к выселению и содержанию на спецпоселении, анкета выселенца с фотокарточкой, расписка об объявлении выселенцу постановления СНК СССР № 35 от 8 января 1945 года и Указа ПВС СССР от 26 ноября 1948 года, постановления о наложении административных взысканий, справки по заслуживающим внимания агентурным донесениям и компрометирующие материалы, заявления выселенца о произошедших изменениях в составе семьи и изменении места жительства, материалы о привлечении к уголовной ответственности, заключения и справки об освобождении, отобранные личные документы приобщались к личным делам в отдельном пакете по описи.
В соответствии с Указом ПВС СССР от 13.12.1955 года, приказом МВД СССР № 00713 от 1954 года весь контингент спецкомендатуры п.Красное Эхо с учета спецпоселения снят. Личные дела спецпоселенцев сданы в архив УВД Владимирской области.
Часть фонда составляют архивные учетные дела за 1946–1956 гг. на ссыльнопоселенцев, т.е. лиц, отбывших наказание в особых тюрьмах и лагерях и подлежащих направлению в ссылку, но по причине болезни, преклонного возраста переведенных во Владимирскую область под опеку родственников, в дома инвалидов. Под административной ссылкой подразумевается такая мера наказания, когда лицо, в отношении которого вынесено такое постановление Особого Совещания, ссылается в определенную местность под гласный надзор органов НКВД.
Ссыльные проживали по специальным удостоверениям, выдаваемым органами НКВД и ограничивались в правах передвижения пределами определенной области или определенного района (должно быть указано в постановлении Особого Совещания).
Небольшую часть составляют архивные учетные дела на административно высланных во Владимирскую область, в основном из г.Москвы и г.Ленинграда. Под административной высылкой подразумевается мера наказания, когда лицо, в отношении которого Особым Совещанием вынесено такое постановление, выселяется с постоянного места жительства под гласный надзор органов НКВД, с запрещением проживания в определенных местностях СССР. Административная высылка применялась к лицам, пребывание которых представляется по их деятельности, прошлому, национальному признаку, связи с преступной средой с точки зрения охраны порядка опасным. Административно высланные проживали по паспортам, выданным районными комендатурами. Эти лица не имели права менять место жительства без предварительного разрешения органов НКВД.
Ссыльнопоселенцы и административно высланные состояли на оперативных учетах в отделах НКВД, освобождались в день фактического окончания срока ссылки или высылки.
Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года “О реабилитации жертв политических репрессий” на органы внутренних дел возложена обязанность по реабилитации лиц, которые в период с 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской Федерации по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в “рабочих колоннах НКВД”, а также иным ограничениям прав и свобод. В соответствии с данным Законом отделением реабилитации ИЦ УВД Владимирской области с 1992 г. была начата работа по реабилитации лиц, находившихся на территории Владимирской области в ссылке, высылке, на спецпоселении на основании архивных учетных (личных) дел. Пересмотрено 137 дел, по которым оформлены заключения о реабилитации.
Л.Львова,
начальник информационного центра
УВД Владимирской области