Порядок назначения на воинскую должность
В настоящее время назначение военнослужащих на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», разд. III Положения о порядке прохождения военной службы и соответствующими нормативными правовыми актами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:
- военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, – указами Президента Российской Федерации;
- остальных военнослужащих – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы[9].
Правило о том, что назначение военнослужащих на воинские должности и освобождение от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется указами Президента Российской Федерации, принято в соответствии со ст. 87 и п. «л» ст. 83 Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.
Статья 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к составу «высшие офицеры» относит офицеров, имеющих воинские звания от генерал-майора (контр-адмирала) и выше.
Военнослужащие, имеющие воинское звание «полковник» и ниже, назначаются на воинские должности в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга:
а) командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;
б) заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений (например, эскадры), заместитель командующего армией и ей равных объединений (например, флотилии);
в) заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник отдела военного округа (группы войск, округа ВВС и ПВО), флота (группировки войск и сил), Воздушно-десантных войск, главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
г) заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений;
д) военный комиссар;
е) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательских организаций;
ж) заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета;
з) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища;
и) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
к) начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования;
л) военнослужащий главного, центрального и другого управления Министерства обороны Российской Федерации или Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Приказ Министра обороны РФ от 30.10.2015 № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», а также приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» от 16 января 2001 г. № 30.
Данными нормативными правовыми актами уточнены полномочия должностных лиц органов военного управления по назначению военнослужащих на воинские должности.
Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.
Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением о порядке прохождения военной службы.
Офицеры, окончившие высшие военно-учебные заведения, назначаются на воинские должности (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение командира (начальника) для дальнейшего назначения на воинскую должность) приказами руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, – указами Президента Российской Федерации.
По должностному положению различаются воинские должности начальников и подчинённых.
Классификация по данному признаку обусловлена особенными принципами военной службы, составляющими существо военно-служебных отношений, такими, как единоначалие, субординация, воинская дисциплина. Начальник вправе отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником. Служебное подчинение в перечисленных случаях определяется должностным положением военнослужащих. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника,
В ряде случаев, предписанных законодательством, военная служба может осуществляться и не на воинских должностях. Такими случаями является нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника), в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела.
Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.
Требования предъявляемые при назначения на воинскую должность
Военнослужащий, назначаемый на воинскую должность, должен отвечать установленным к ней требованиям.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к воинской должности (к конкретной военно-учетной специальности) устанавливаются следующие требования:
1) медицинские;
2) профессиональные психологические;
3) социальные психологические;
4) образовательные (по уровню знаний и профессионального образования, в том числе уровню знаний Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей);
5) по профессиональной подготовке, стажу и опыту работы по специальности;
6) по физической подготовленности;
7) иные требования, предусмотренные законодательством РФ.
Требования, предъявляемые к воинской должности, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба.
В целях определения соответствия кандидата, назначаемого на воинскую должность, установленным к ней требованиям проводится профессиональный отбор.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями, которое включает методические приемы по изучению состояния здоровья и профессионально важных свойств личности, стандартизированную схему обследования пополнения, математический расчет и анализ результатов тестирования, унифицированные приемы обобщения диагностической информации и правила распределения военнослужащих по основным воинским должностям.
Основными задачами профессионального отбора являются:
1. определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на конкретных штатных воинских должностях органов пограничной службы;
2. отбор кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Профессиональный отбор организуется и проводится:
1. в военных комиссариатах – в ходе отбора призывных контингентов и проведения призыва, а также отбора кандидатов на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и не состоящих на воинском учете граждан женского пола;
2. в органах и войсках Вооруженных Сил Российской Федерации – при назначении на воинские должности.
3. Медицинские требования к воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации закреплены Положением о военно-врачебной экспертизе[10], утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июня 2013 г. № 565, и приказом Министра обороны РФ от 20.10.2014 № 770 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы»., в соответствии со ст.ст. 1, 2 которых военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, в целях определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов), а также для осуществления медико-социальной помощи гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (военные сборы).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии[11].
Вышеуказанной Инструкцией предусмотрены следующие виды медицинского освидетельствования при назначении на воинские должности:
1. освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу;
2. освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту;
3. освидетельствование граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения;
4. освидетельствование военнослужащих;
5. освидетельствование военнослужащих, отбираемых для службы и проходящих службу в спецсооружениях;
6. освидетельствование военнослужащих плавсостава Военно-Морского Флота;
7. освидетельствование военнослужащих Воздушно-десантных войск;
8. освидетельствование военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, отбираемых для службы (работы) и проходящих службу (работающих) с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП, микроорганизмами I-II групп патогенности;
9. освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом);
10. освидетельствование военнослужащих для определения годности их для выполнения задач (прохождения военной службы) в условиях повышенного риска радиационного ущерба на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения);
11. освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, членов их семей, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжающих в иностранные государства с неблагоприятным жарким климатом.
Освидетельствование граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в целях определения:
1. годности к военной службе (прохождению военных сборов), службе в виде Вооруженных Сил Российской Федерации, роде войск, обучению (службе) по военно-учетной специальности;
2. годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) и выполнению работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы;
3. годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;
4. годности к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, разрабатывают требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации[12].
Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе.
Медицинское освидетельствование летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 г. № 455.
Профессиональные психологические требования к воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации закреплены Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50.
Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах РФ является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств (далее именуются – профессионально важные качества) граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
Одной из задач профессионального психологического отбора является определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям.
Определение профессиональной пригодности и выработка рекомендаций по распределению граждан (военнослужащих) для подготовки по военно-учетным специальностям и воинским должностям осуществляются на основании Психологической классификации воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) и Перечня отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей (приложение № 2 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ).
К каждой воинской должности предъявляются требования социальные (по возрасту, полу, служебному положению, стажу и опыту работы по специальности и т.д.), а также требования по уровню образования, профессиональной подготовки, уровню знаний Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Уровень образования гражданина (военнослужащего) подтверждается дипломом, аттестатом (иным документом об окончании учебного заведения и прохождении итоговой государственной аттестации) государственного образца.
В соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к приказу министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100) должности в подразделениях юридической службы комплектуются лицами с высшим юридическим образованием[13].
Должности специалистов по профессиональному психологическому отбору, замещаемые военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуются лицами, имеющими необходимые уровни образования (подготовки) по специальностям, установленные для этих должностей, и соответствующими квалификационным требованиям к специалистам по профессиональному психологическому отбору (приложение № 11 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ).
Обязательным условием назначения на должности сержантов и старшин является наличие у кандидатов среднего (полного) общего образования[14].
Для проверки уровня знаний назначаемого на воинскую должность военнослужащего Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей перед назначением на вышестоящие должности офицеры, прапорщики и мичманы Вооруженных Сил РФ обязаны сдать зачет по соответствующему правовому минимуму.
Подводя итог данной главе необходимо отметить, что гражданин может быть назначен на воинскую должность лишь в том случае, если он по всем требованиям ей соответствует. Соответствия определяются по таким критериям:
· уровень физической подготовки;
· уровень теоретической подготовки;
· соответствие полученной профессии, специализации назначаемой воинской должности;
· опыт работы;
· результаты психологического тестирования;
· состояние здоровья и т.д.
Назначение на воинские должности может проходить также после качественно пройденной переподготовки военнослужащего гражданина.
Основные правила по назначению на воинские должности:
· назначение высшего офицерского состава проходит после подписания президентом соответствующих указов;
· назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти.
Военнослужащие могут быть назначены:
· на должность, что рангом ниже предыдущей должности. У военнослужащего становится меньше полномочий, размер оклада уменьшается;
· на должность, которая равна по рангу предыдущей должности. Соответственно, права и обязанности военнослужащими остаются неизменными;
· на должность, что рангом выше предыдущей должности. Военнослужащий наделяется большим кругом обязанностей и полномочий, размер оклада возрастает.
Ответственность за назначение военнослужащих на новые воинские должности несут их непосредственные командиры.
Заключение
В данной курсовой работе нами был рассмотрено назначение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований на воинские должности.
Проанализированы:
1. понятие и сущность воинской должности;
2. основания назначения военнослужащих на воинские должности;
3. порядок назначения на воинские должности;
4. требования предъявляемые при назначении на воинские должности.
Подводя итог данной работе необходимо отметить, что воинская должность военнослужащего определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Каждый гражданин, проходящий военную службу в вооружённых силах в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск (сил) вида ВС, спецвойскам или виду (роду) службы, а также по персональным государственным (служебным) заслугам персонально назначается на воинскую должность и наделяется должностными полномочиями в соответствии с ней.
Все воинские должности являются должностями федеральной государственной службы. Они учреждаются в распорядительном порядке актами Президента РФ либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций военных органов.
Каждая воинская должность содержит отдельную от других группу функций, выполняемых военнослужащим по данной должности. В каждой воинской должности аккумулируются властные и профессиональные возможности военнослужащего, определяются границы и конкретное содержание его полномочий, квалификационные требования, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции соответствующей военной организации.
Несмотря на то, что в большинстве своем воинские должности замещаются военнослужащими, тем не менее, в отдельных случаях без ущерба для оперативно-служебной деятельности, боевой и мобилизационной готовности разрешается комплектовать вакантные воинские должности гражданским персоналом. Перечни таких должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Наименование воинских должностей, равно как и объем полномочий по ним, обусловлены предназначением и организационно-штатной структурой Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых служебных и должностных обязанностей, применяемых методов деятельности.
Гражданин может быть назначен на воинскую должность лишь в том случае, если он по всем требованиям ей соответствует. Соответствия определяются по таким критериям:
· уровень физической подготовки;
· уровень теоретической подготовки;
· соответствие полученной профессии, специализации назначаемой воинской должности;
· опыт работы;
· результаты психологического тестирования;
· состояние здоровья и т.д.
Назначение на воинские должности может проходить также после качественно пройденной переподготовки военнослужащего гражданина.
Основные правила по назначению на воинские должности:
· назначение высшего офицерского состава проходит после подписания президентом соответствующих указов;
· назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти.
Военнослужащие могут быть назначены:
· на должность, что рангом ниже предыдущей должности. У военнослужащего становится меньше полномочий, размер оклада уменьшается;
· на должность, которая равна по рангу предыдущей должности. Соответственно, права и обязанности военнослужащими остаются неизменными;
· на должность, что рангом выше предыдущей должности. Военнослужащий наделяется большим кругом обязанностей и полномочий, размер оклада возрастает.
Ответственность за назначение военнослужащих на новые воинские должности несут их непосредственные командиры.
Таким образом в настоящий момент в Вооруженных Силах Российской Федерации существует точная и четкая нормативно-правовая регламентация воинских должностей, порядка назначения на воинские должности, требований предъявляемых к военнослужащим при назначении на воинские должности. Это способствует поддержания законности и порядка в армии, соблюдению прав и свобод военнослужащих, и является залогом высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Список литературы