Понятие воинской должности и её сущность
Статья 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
В период состояния на военной службе служебно-правовое положение военнослужащего может существенно меняться.
Одним из элементов прохождения военной службы является определение должностного положения военнослужащих. В процессе прохождения военной службы происходит изменение служебно-должностного положения военнослужащих (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности)[1].
В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.
1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.
2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.
Колибаба Г.Н. также отметил, что военно-служебные отношения могут изменяться в связи с назначением военнослужащего на должность или освобождением от нее, перемещением или переводом.
Поскольку при любом назначении на новую должность меняется субъектный состав, постольку указанное обстоятельство также влечет изменение военно-служебного отношения. Изменение служебно-должностного положения военнослужащего, влекущее изменение военно-служебных отношений, кроме назначения на должность, связано также с переводами, прикомандированием и освобождением от должности.
Совершенно верно отметил Овсянко Д.М. что понятие «назначение на должность» в законодательстве используется в двояком значении:
- во-первых, для обозначения любого вида назначения на штатную вакантную должность, независимо от прежнего служебного положения и причины (основания), по которой солдат, офицер, генерал или адмирал определяется на данную должность: назначение после окончания военно-учебного заведения; назначение при определении на действительную военную службу из запаса; продвижение по службе; снижение в должности, назначение на первичную должность;
- во-вторых, под назначением на должность понимаются только три случая (назначение после окончания военно-учебного заведения, при определении на действительную военную службу из запаса и при назначении на первичную должность военнослужащего по призыву), т.е. случаи, когда лица офицерского состава определяются на штатные должности, так как до этого они штатных должностей в Вооруженных Силах не занимали. Случаи же освобождения от штатных должностей и перемещения на другие штатные должности (продвижение по службе, зачисление на учебу, переводы по службе на равную должность, снижение в должности) сюда не включаются[2].
Фортушиным В.Е. отмечено, что вопросы назначения военнослужащих на воинские должности, освобождения от воинских должностей, перевода к новому месту военной службы отражают динамику изменения должностного положения военнослужащих и являются первостепенными среди мероприятий, связанных с организацией прохождения военной службы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. Среди указанных мероприятий по определению должностного положения военнослужащих назначение военнослужащих на должности имеет важнейшее значение по многим факторам. Назначение военнослужащих на должность является основным средством реализации кадровой политики в воинских частях и, вместе с тем, средством реализации права военнослужащего на продвижение по службе – «права на карьеру», – гарантированного в ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[3]. Посредством исполнения воинской должности реализуется функциональное предназначение военнослужащих.
Акт назначения на должность является актом государственного управления и влечет за собой существенные правовые последствия: именно с этого момента на военнослужащего возлагаются вполне определенные служебные (должностные) обязанности и он приобретает соответствующие права; с момента назначения на должность и фактического вступления в нее военнослужащий несет перед государством ответственность за исполнение (неисполнение) обязанностей и выполнение государственной задачи; с этого момента военнослужащий приобретает ряд личных прав, соответствующих занимаемой должности.
Назначение военнослужащих на должность означает наделение их определенным объемом государственной компетенции. Чем выше должность, тем более широким кругом государственных полномочий наделяется лицо, назначаемое на должность.
В научной литературе и законодательстве используется такое понятие, как «условия назначения на должность». Условия назначения на должность – это закрепленные в правовых актах требования, которым непременно должен отвечать тот или иной военнослужащий, чтобы занять должность. Эти условия разделяются на общие и специальные.
К общим условиям относятся такие, которые необходимы при назначении на любую должность, а к специальным – те, соблюдение которых требуется при назначении лишь на некоторые должности.
К специальным условиям назначения на должности относятся требования соответствующего образования, особенно по специальным службам и видам работы (медицинской, технической, юридической и т.п.), наличия определенного опыта работы, например в командовании подразделениями и т.д. Специальные условия весьма разнообразны, и они установлены в каждом отдельном случае для занятия той или иной должности.
Назначение военнослужащих на воинские должности является единственным способом замещения всех должностей Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская должность представляет собой служебное положение военнослужащего, определяющее круг его полномочий и ответственности.
Военнослужащий, как правило, проходит военную службу на воинской должности. Исключением является прохождение военнослужащим военной службы не на воинских должностях, – в случаях:
1. нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев;
2. нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более шести месяцев;
3. нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.
Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание[4].
Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей определяются:
1. воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе;
2. воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола;
3. воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими, являющимися иностранными гражданами;
4. воинские должности, которые могут замещаться гражданским персоналом,
5. воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.
6. воинские должности комплектуемые военнослужащими по призыву
Таким образом воинская должность военнослужащего определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Каждый гражданин, проходящий военную службу в вооружённых силах в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск (сил) вида ВС, спецвойскам или виду (роду) службы, а также по персональным государственным (служебным) заслугам персонально назначается на воинскую должность и наделяется должностными полномочиями в соответствии с ней.