Глава 1. Правовое регулирование назначения военнослужащих на воинские должности
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое регулирование назначения военнослужащих на воинские должности
§1. Понятие воинской должности и её сущность……………………………...5
§2. Основания назначения военнослужащих на воинские должности……..10
Глава 2. Порядок назначения и предъявляемые требования при назначении на воинские должности
§1. Порядок назначения на воинскую должность…………………………...20
§2. Требования предъявляемые при назначения на воинскую должность……………………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………..………...…33
Список литературы……………………………………………….………….36
Введение
В военно-юридической литературе относительно немного внимания уделяется проблемам правовой природы и регламентации назначения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на воинские должности. Однако до сих пор возникают вопросы при назначении военнослужащих на воинские должности.
Актуальность выбранной мной темы курсовой работы заключается в том, что в настоящий момент реформа Вооружённых сил Российской Федерации не завершена. Следовательно, остаётся актуальной проблема назначения военнослужащих, чьи должности подлежат сокращению, на равнозначные, вышестоящие и нижестоящие должности в период проведения организационно-штатных мероприятий в связи с расформированием либо изменением штата воинских частей. Поэтому появляются многочисленные проблемы назначения военнослужащих на различного рода воинские должности, зачисление в распоряжение командира, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности и освобождения от воинских должностей.
Назначение на воинскую должность военнослужащего играет в его службе и жизни в целом не меньшую, а зачастую и большую роль, чем присвоение ему воинского звания.
Судьбоносность решений о назначении и переводе военнослужащих определяет меру ответственности должностных лиц, принимающих данные решения. К сожалению, некоторые должностные лица используют институты назначения на воинскую должность и отстранения от должности военнослужащих в качестве средства манипулирования подчиненными, а иногда и источника наживы.
Все это требует теоретического анализа, своевременного правового исследования и научного осмысления, приведения его к требованиям настоящей действительности.
Объектом исследования является сущность и особенности назначения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований на воинские должности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжения командира (начальника) и освобождения от воинских должностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном, системном освещении общетеоретических вопросов, связанных с основаниями, условиями и порядком назначения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на воинские должности, проблемами назначения военнослужащих на воинские должности, выработке практических рекомендаций по порядку назначения военнослужащих на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей.
Достижение вышеуказанной цели обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть понятие воинской должности и её сущность;
- изучить основания назначения военнослужащих на воинские должности;
- изучить порядок назначения на воинские должности;
- рассмотреть требования предъявляемые при назначении на воинские должности.
Методологическую основу исследования составили общенаучный, диалектический и материалистический методы познания, а также частно-научные методы познания, такие как сравнительно-правовой, исторический, логический, системно-структурный и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Правовое регулирование назначения военнослужащих на воинские должности
Требования предъявляемые при назначения на воинскую должность
Военнослужащий, назначаемый на воинскую должность, должен отвечать установленным к ней требованиям.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к воинской должности (к конкретной военно-учетной специальности) устанавливаются следующие требования:
1) медицинские;
2) профессиональные психологические;
3) социальные психологические;
4) образовательные (по уровню знаний и профессионального образования, в том числе уровню знаний Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей);
5) по профессиональной подготовке, стажу и опыту работы по специальности;
6) по физической подготовленности;
7) иные требования, предусмотренные законодательством РФ.
Требования, предъявляемые к воинской должности, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба.
В целях определения соответствия кандидата, назначаемого на воинскую должность, установленным к ней требованиям проводится профессиональный отбор.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями, которое включает методические приемы по изучению состояния здоровья и профессионально важных свойств личности, стандартизированную схему обследования пополнения, математический расчет и анализ результатов тестирования, унифицированные приемы обобщения диагностической информации и правила распределения военнослужащих по основным воинским должностям.
Основными задачами профессионального отбора являются:
1. определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на конкретных штатных воинских должностях органов пограничной службы;
2. отбор кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Профессиональный отбор организуется и проводится:
1. в военных комиссариатах – в ходе отбора призывных контингентов и проведения призыва, а также отбора кандидатов на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и не состоящих на воинском учете граждан женского пола;
2. в органах и войсках Вооруженных Сил Российской Федерации – при назначении на воинские должности.
3. Медицинские требования к воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации закреплены Положением о военно-врачебной экспертизе[10], утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июня 2013 г. № 565, и приказом Министра обороны РФ от 20.10.2014 № 770 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы»., в соответствии со ст.ст. 1, 2 которых военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, в целях определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов), а также для осуществления медико-социальной помощи гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (военные сборы).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии[11].
Вышеуказанной Инструкцией предусмотрены следующие виды медицинского освидетельствования при назначении на воинские должности:
1. освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу;
2. освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту;
3. освидетельствование граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения;
4. освидетельствование военнослужащих;
5. освидетельствование военнослужащих, отбираемых для службы и проходящих службу в спецсооружениях;
6. освидетельствование военнослужащих плавсостава Военно-Морского Флота;
7. освидетельствование военнослужащих Воздушно-десантных войск;
8. освидетельствование военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, отбираемых для службы (работы) и проходящих службу (работающих) с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП, микроорганизмами I-II групп патогенности;
9. освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом);
10. освидетельствование военнослужащих для определения годности их для выполнения задач (прохождения военной службы) в условиях повышенного риска радиационного ущерба на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения);
11. освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, членов их семей, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжающих в иностранные государства с неблагоприятным жарким климатом.
Освидетельствование граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в целях определения:
1. годности к военной службе (прохождению военных сборов), службе в виде Вооруженных Сил Российской Федерации, роде войск, обучению (службе) по военно-учетной специальности;
2. годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) и выполнению работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы;
3. годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;
4. годности к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, разрабатывают требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации[12].
Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе.
Медицинское освидетельствование летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 г. № 455.
Профессиональные психологические требования к воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации закреплены Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50.
Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах РФ является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств (далее именуются – профессионально важные качества) граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
Одной из задач профессионального психологического отбора является определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям.
Определение профессиональной пригодности и выработка рекомендаций по распределению граждан (военнослужащих) для подготовки по военно-учетным специальностям и воинским должностям осуществляются на основании Психологической классификации воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) и Перечня отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей (приложение № 2 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ).
К каждой воинской должности предъявляются требования социальные (по возрасту, полу, служебному положению, стажу и опыту работы по специальности и т.д.), а также требования по уровню образования, профессиональной подготовки, уровню знаний Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Уровень образования гражданина (военнослужащего) подтверждается дипломом, аттестатом (иным документом об окончании учебного заведения и прохождении итоговой государственной аттестации) государственного образца.
В соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к приказу министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100) должности в подразделениях юридической службы комплектуются лицами с высшим юридическим образованием[13].
Должности специалистов по профессиональному психологическому отбору, замещаемые военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуются лицами, имеющими необходимые уровни образования (подготовки) по специальностям, установленные для этих должностей, и соответствующими квалификационным требованиям к специалистам по профессиональному психологическому отбору (приложение № 11 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ).
Обязательным условием назначения на должности сержантов и старшин является наличие у кандидатов среднего (полного) общего образования[14].
Для проверки уровня знаний назначаемого на воинскую должность военнослужащего Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей перед назначением на вышестоящие должности офицеры, прапорщики и мичманы Вооруженных Сил РФ обязаны сдать зачет по соответствующему правовому минимуму.
Подводя итог данной главе необходимо отметить, что гражданин может быть назначен на воинскую должность лишь в том случае, если он по всем требованиям ей соответствует. Соответствия определяются по таким критериям:
· уровень физической подготовки;
· уровень теоретической подготовки;
· соответствие полученной профессии, специализации назначаемой воинской должности;
· опыт работы;
· результаты психологического тестирования;
· состояние здоровья и т.д.
Назначение на воинские должности может проходить также после качественно пройденной переподготовки военнослужащего гражданина.
Основные правила по назначению на воинские должности:
· назначение высшего офицерского состава проходит после подписания президентом соответствующих указов;
· назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти.
Военнослужащие могут быть назначены:
· на должность, что рангом ниже предыдущей должности. У военнослужащего становится меньше полномочий, размер оклада уменьшается;
· на должность, которая равна по рангу предыдущей должности. Соответственно, права и обязанности военнослужащими остаются неизменными;
· на должность, что рангом выше предыдущей должности. Военнослужащий наделяется большим кругом обязанностей и полномочий, размер оклада возрастает.
Ответственность за назначение военнослужащих на новые воинские должности несут их непосредственные командиры.
Заключение
В данной курсовой работе нами был рассмотрено назначение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований на воинские должности.
Проанализированы:
1. понятие и сущность воинской должности;
2. основания назначения военнослужащих на воинские должности;
3. порядок назначения на воинские должности;
4. требования предъявляемые при назначении на воинские должности.
Подводя итог данной работе необходимо отметить, что воинская должность военнослужащего определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Каждый гражданин, проходящий военную службу в вооружённых силах в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск (сил) вида ВС, спецвойскам или виду (роду) службы, а также по персональным государственным (служебным) заслугам персонально назначается на воинскую должность и наделяется должностными полномочиями в соответствии с ней.
Все воинские должности являются должностями федеральной государственной службы. Они учреждаются в распорядительном порядке актами Президента РФ либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций военных органов.
Каждая воинская должность содержит отдельную от других группу функций, выполняемых военнослужащим по данной должности. В каждой воинской должности аккумулируются властные и профессиональные возможности военнослужащего, определяются границы и конкретное содержание его полномочий, квалификационные требования, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции соответствующей военной организации.
Несмотря на то, что в большинстве своем воинские должности замещаются военнослужащими, тем не менее, в отдельных случаях без ущерба для оперативно-служебной деятельности, боевой и мобилизационной готовности разрешается комплектовать вакантные воинские должности гражданским персоналом. Перечни таких должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Наименование воинских должностей, равно как и объем полномочий по ним, обусловлены предназначением и организационно-штатной структурой Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых служебных и должностных обязанностей, применяемых методов деятельности.
Гражданин может быть назначен на воинскую должность лишь в том случае, если он по всем требованиям ей соответствует. Соответствия определяются по таким критериям:
· уровень физической подготовки;
· уровень теоретической подготовки;
· соответствие полученной профессии, специализации назначаемой воинской должности;
· опыт работы;
· результаты психологического тестирования;
· состояние здоровья и т.д.
Назначение на воинские должности может проходить также после качественно пройденной переподготовки военнослужащего гражданина.
Основные правила по назначению на воинские должности:
· назначение высшего офицерского состава проходит после подписания президентом соответствующих указов;
· назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти.
Военнослужащие могут быть назначены:
· на должность, что рангом ниже предыдущей должности. У военнослужащего становится меньше полномочий, размер оклада уменьшается;
· на должность, которая равна по рангу предыдущей должности. Соответственно, права и обязанности военнослужащими остаются неизменными;
· на должность, что рангом выше предыдущей должности. Военнослужащий наделяется большим кругом обязанностей и полномочий, размер оклада возрастает.
Ответственность за назначение военнослужащих на новые воинские должности несут их непосредственные командиры.
Таким образом в настоящий момент в Вооруженных Силах Российской Федерации существует точная и четкая нормативно-правовая регламентация воинских должностей, порядка назначения на воинские должности, требований предъявляемых к военнослужащим при назначении на воинские должности. Это способствует поддержания законности и порядка в армии, соблюдению прав и свобод военнослужащих, и является залогом высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое регулирование назначения военнослужащих на воинские должности
§1. Понятие воинской должности и её сущность……………………………...5
§2. Основания назначения военнослужащих на воинские должности……..10
Глава 2. Порядок назначения и предъявляемые требования при назначении на воинские должности
§1. Порядок назначения на воинскую должность…………………………...20
§2. Требования предъявляемые при назначения на воинскую должность……………………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………..………...…33
Список литературы……………………………………………….………….36
Введение
В военно-юридической литературе относительно немного внимания уделяется проблемам правовой природы и регламентации назначения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на воинские должности. Однако до сих пор возникают вопросы при назначении военнослужащих на воинские должности.
Актуальность выбранной мной темы курсовой работы заключается в том, что в настоящий момент реформа Вооружённых сил Российской Федерации не завершена. Следовательно, остаётся актуальной проблема назначения военнослужащих, чьи должности подлежат сокращению, на равнозначные, вышестоящие и нижестоящие должности в период проведения организационно-штатных мероприятий в связи с расформированием либо изменением штата воинских частей. Поэтому появляются многочисленные проблемы назначения военнослужащих на различного рода воинские должности, зачисление в распоряжение командира, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности и освобождения от воинских должностей.
Назначение на воинскую должность военнослужащего играет в его службе и жизни в целом не меньшую, а зачастую и большую роль, чем присвоение ему воинского звания.
Судьбоносность решений о назначении и переводе военнослужащих определяет меру ответственности должностных лиц, принимающих данные решения. К сожалению, некоторые должностные лица используют институты назначения на воинскую должность и отстранения от должности военнослужащих в качестве средства манипулирования подчиненными, а иногда и источника наживы.
Все это требует теоретического анализа, своевременного правового исследования и научного осмысления, приведения его к требованиям настоящей действительности.
Объектом исследования является сущность и особенности назначения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований на воинские должности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжения командира (начальника) и освобождения от воинских должностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном, системном освещении общетеоретических вопросов, связанных с основаниями, условиями и порядком назначения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на воинские должности, проблемами назначения военнослужащих на воинские должности, выработке практических рекомендаций по порядку назначения военнослужащих на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей.
Достижение вышеуказанной цели обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть понятие воинской должности и её сущность;
- изучить основания назначения военнослужащих на воинские должности;
- изучить порядок назначения на воинские должности;
- рассмотреть требования предъявляемые при назначении на воинские должности.
Методологическую основу исследования составили общенаучный, диалектический и материалистический методы познания, а также частно-научные методы познания, такие как сравнительно-правовой, исторический, логический, системно-структурный и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.