Общественные настроения в России после окончания Отечественной войны. Декабристы в русской истории. Первые тайные организации.
Основные понятия: декабристы; Союз спасения; Союз Благоденствия; «Зеленая лампа»; «Конституция»; «Русская Правда»;
Персоналии: Павел Пестель; Никита Муравьев; братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы; Петр Каховский; Сергей Трубецкой; Кондратий Рылеев; Бестужев-Рюмин;
Первая половина XIX в. явилась эпохой бурного, невиданного ранее подъема в России общественной мысли и движения. Довольно четко формируется и проявляется оппозиция самодержавию, происходит складывание ее основных течений и направлений, осмысливаются и апробируются методы воздействия на верховную власть с целью проведения в стране
прогрессивных преобразований. Не прекращались и народные движения в самых разнообразных формах.
Декабристы — принятое в исторической и мемуарной литературе название участников тайных обществ 1816-1825 гг., организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда — декабристы) первое открытое вооруженное выступление против самодержавия. Это были представители крайне левого крыла дворянской оппозиции верховной власти, объединявшего часть передовой, главным образом, военной молодежи из дворян. Формирование идеологии. Идеология декабристов формировалась на основе современной им общественной мысли, политических и военных событий, социальной реальности в Европе и России. Это, прежде всего, идеи французских просветителей XVIII в. (Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро и др.), а также русских вольнодумцев второй половины XVIII в. (А.Н.Радищева, Н.И.Новикова и др.) и своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIX в. в Московском университете, 1-м Кадетском корпусе и Царскосельском лицее, где учились многие будущие декабристы. На формирование идеологии декабристов значительное влияние оказали также такие факторы, как неприглядная российская крепостническая действительность, реформаторские планы начала правления Александра I, разочарование в обществе, последовавшее в результате их осуществления. Настоящей политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 будущих декабристов — ее участники) и заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., во время которых они познакомились с социально-политическими изменениями, происшедшими в Европе в результате французской революции конца XVIII в. и последующих войн. Определенное влияние на идеологию и тактику декабристов оказали масонство (все лидеры движения и многие рядовые декабристы были участниками русских масонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с оккупацией Наполеона — немецкого «Тугенбунда", итальянских карбонариев, греческих этеристов и испанских заговорщиков начала 1820-х годов. Основные лозунги декабристов — уничтожение самодержавия и крепостничества. Они были глубоко убеждены в том, что именно эти реалии российской действительности являются главным препятствием дальнейшему развитию страны. Декабристы были едины в определении цели своего движения, но существенно расходились в вопросе о средствах борьбы за реализацию этой цели. Одни из них являлись сторонниками мирного, реформаторского пути перестройки общества, другие — отстаивали мысль о необходимости «решительных мер» в этом деле. Все началось с возникновения в 1814-1815 гг. в среде офицеров первых идейных товарищеских объединений, представлявших собой ранние преддекабристские тайные общества: две офицерские артели — в Семеновском полку и среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Орден русских рыцарей» М.Орлова и М.Дмитриева-Мамонова. Самым многочисленным из них был «Орден русских рыцарей». Несмотря на принятые им сложные масонские формы, он являлся тайной политической организацией, преследовавшей цель государственного переворота и работавшей над конституционным проектом.
«Союз спасения». В 1816 г. шестеро молодых офицеров — А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.М.Муравьев, братья М.И. и С.И.Муравьевы-Апостолы и И.Д.Якушкин — создали первую тайную декабристскую организацию «Союз спасения». Члены организации считали, что надо спасать Россию — она стоит на краю гибели. «Союз спасения» имел свои программу и устав (статут), вербовал новых членов (к осени 1817 г. в нем насчитывалось не менее 30 участников), оживленно обсуждал способы преобразования России. Среди его главных программных установок была борьба за конституционную монархию и уничтожение крепостного права. В августе 1817 г. в организации возник план немедленного выступления, которое впервые предполагалось начать с цареубийства как одного из способов изменения существующего политического строя (так называемый «Московский заговор»). Однако этот план встретил противодействие большинства членов «Союза спасения». Разногласия по тактическим вопросам (по поводу правильных «способов действия»), сознание необходимости перешагнуть за рамки узкого круга офицеров-заговорщиков привели к самоликвидации Союза в конце 1817 г.
«Союз благоденствия». В январе 1818 г. в Москве возникла новая тайная организация декабристов — «Союз благоденствия», члены которого были озабочены, прежде всего, главной идеей — создать благоденствие России, то есть свободное и процветающее отечество. Это была более широкая по составу организация, в нее входило около 200 человек. Она имела свой устав («Зеленая книга») и программу конкретных действий. К «Союзу благоденствия» примыкало легальное литературное общество «Зеленая лампа», в которое входил и Пушкин. Кроме того, с ним были, по-видимому, связаны и нелегальные общества Ф. Глинки и Перетца, а также «Измайловское общество», существовавшее в Измайловском полку. На первое место выдвигалась задача формирования «общественного мнения», которое декабристы считали важнейшей движущей силой социально-политического переустройства России. С этой целью члены Союза принимали активное участие в различных легальных обществах (Вольном обществе любителей российской словесности, Обществе для заведения ланкастерских училищ и др.), занимались просветительской и благотворительной деятельностью. «Союз благоденствия» был строго централизованной организацией. Руководство осуществлялось Коренной управой, куда входили А.Муравьев, С.Трубецкой, М.Муравьев, С.Муравьев-Апостол, Н.Муравьев, П.Пестель, М.Орлов, Д.Якушкин, Н.Тургенев и др., всего около 30 человек. Все годы существования Союза в нем не прекращались острые дискуссии по вопросам программы и тактики. В январе 1820 г. в Петербурге состоялось совещание Коренной управы Союза, на котором Пестель выступил с докладом на тему о том, какое правление надлежит предпочесть в стране. Большинство участников совещания высказались за введение в России республиканской формы правления. Однако и после совещания многие декабристы выступали не за республику, а за конституционную монархию. Раскол в среде Союза все более углублялся и обострялся. Росту радикальных настроений среди декабристов способствовали солдатские волнения 1820 г. в лейб-гвардии Семеновском полку, что создало у ряда членов Союза преувеличенное представление о готовности армии к выступлению, а также события 1820-1821 гг. в Испании, где армия действительно была главной силой переворота. В их среде все более укреплялось убеждение в необходимости насильственных мер для уничтожения самодержавия и крепостничества и в том, что без тайной организации этот переворот, который мыслился исключительно как военное восстание, невозможен. Раскол внутри Союза фактически поставил его на грань кризиса. В 1821 г. новый съезд «Союза благоденствия» в Москве принял решение о его формальном самороспуске и создании новой более конспиративной организации.