Военная и церковная реформы Петра I.
Основные понятия: рекрутский набор, рекруты; полки нового строя; Семеновский полк; Преображенский полк; новая система дворянской службы; Святейший Синод; политическая независимость церкви;
Персоналии: патриарх Адриан; Петр I.
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла ад., фин. и судеб. автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направл. на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, на выжимание из церкви денег на гос. программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах"). После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх". Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор. Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии) , от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%) . Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения. В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Военная реформа
Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов. Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. Существует несколько теорий того, почему Петр I начал проводить военные реформы. Приверженцы первой точки зрения в военной историографии уверенны в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна. Именно поэтому Петр счел необходимым полностью покончить с прошлым и, после изучения европейского опыта, ввести в России регулярную армию. При этом он строго следовал западным образцам во всем, что касалось структуры, вооружения, финансирования, обмундирования новой армии. Против подобных взглядов выступила «русская военная школа», говоря, что русское военное искусство шло самост. путем, разв. в особых условиях – на исключит. самост. основе. Реформы армии были лишь продолжением тех преобразований, которые были начаты еще в XVII веке, т.е. петровские военные реформы – лишь логическое завершение тенденций национального развития той эпохи. Согласно другой точки зрения Петра I в его военных реформах вдохновляли практический опыт, который русская армия получила в ходе Северной войны.
Важным шагом к созданию регулярной армии Петра I явилась организация потешных полков. В 1691 году из потешных отрядов формируется 2 полка – Преображенский и Семеновский. Значение этих полков для будущей петровской регулярной армии огромно: через эти полки пройдут почти все будущие высшие офицеры и сановники. Эти полки станут настоящей кузницей офицерских кадров русской армии.Дополнительно были созданы еще 2 выборных московских полка – Бутырский (командир - Гордон) и Лефортовский (командир – Лефорт). Постепенно командование всеми вооруженными силами сосредоточилось в Преображенском приказе – «избе». Большое внимание уделялось одиночной подготовке, особенно стрельбе в цель и действиям гренадеров, которые впервые были введены в количестве одной роты в полк Гордона. После обучения отельных полков переходили к обучению совместным действиям пехоты, конницы и артиллерии. Завершались такие занятия ежегодными маневрами. Самые большие маневры прошли в 1691, 1692 и 1694 гг. ставили главной задачей научить совместным действиям пехоту и конницу, велись с целью обучить пехоту действиям на судах. Неудачи первого Азовского похода очень необходимость сильного Петр отдает указ о построении флотилии. Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр I начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697 году: он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. Они вернулись обратно в Россию. Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр I делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека, Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии. Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек). 30 октября 1696 г. царь Петр I "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, офиц. положивший начало созданию регулярного флота. Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.
Реформирование стрелецкого войскаДо взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа. Последний стрелецкий бунт еще больше усилил ненависть и страх Петра к стрельцам. Поэтому царь решает раз и навсегда уничтожить их. Всего за участие в бунте было казнено более 1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другие полки. Таким образом, некогда знаменитое имя стрельцов жило еще около трех лет, верные царю стрелецкие полки получили новые названия. Стрелецкое войско прекратило существовать. Вместо него в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии – Автомона Головина и Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали еще 1 дивизию – под командованием Никиты Репнина. На укомплектования этих дивизий были направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя. Остальная часть солдат пополнялась путем набора даточных людей (с 1705 года их стали называть «рекрутами»). Рекрутские наборыВ 1699-1700 гг. Петр I провел централизованный набор рекрутов для пехоты, что явись предпосылкой окончательного перехода к рекрутской системе (введенной в 1705 году). Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развития национальных особенностей русского военного искусства. Ее появление было исторически подготовлено наборами даточных людей еще в XVII веке. Юридически начало регулярной армии Петра I положено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков: •«охочие люди» из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за высокое звание – 11 рублей в год (это почти вдвое выше бывшего стрелецкого жалования); • «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты. По указу от 17 ноября от монастырских крестьян надо было поставлять 1 рекрута с 25 дворов; дворяне, находившиеся на гражданской службе, поставляли 1 рекрута с 30 дворов; с 50 дворов 1 рекрута давали дворяне, служившие в армии. Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия («Генеральный двор») во главе с Федором Головиным и Вейде. 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий – это день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России. Однако реформа на этом этапе не коснулась конницы: она, как и прежде, состояла из дворянского ополчения. Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось. Распр. воинской повинности на самый многочисл. слой населения – крестьянство – расширило базу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной и постоянной. Новая система комплектования давала большое преимущество рус. армии перед зап.-евр., основ. на базе наемно-вербовочной системы. Она позволила создать армию с однородным национальным составом. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40.000 трудоспособных молодых мужчин. Судьба рекрутов была тяжелой. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам. Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили для них станции (места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем), клеймили спец. наколками, которые староверы называли «печатью антихриста».
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года:•были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;•было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;•были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык. С изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруж. толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердости дисциплины. В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Организационная структура армии Регулярное войско получило четкую систему орг-ции, кот. была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Гос-ва Рос. состояла из трех родов войск: •Пехота, •Кавалерия, •Артиллерия, •Флот. Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. Гренадерские полки были созданы накануне решающих полтавских сражений. Они обладали большой ударной силой (которая определялась тем, что каждый гренадер был вооружен не только ружьем и штыком, но и ручными гранатами, а некоторые – и ручными мортирками). В 1699-1700 гг. Петр I восстановил полки регулярной конницы – драгун – которые с 1702 года состояли из даточных людей, а с 1705 года комплектовались рекрутами. Весь офицерский и унтер-офицерский состав кавалерии пополнялся русскими людьми. Петр I создал стройную организационную систему и для артиллерии. Артиллерия делилась на: полковую, полевую, осадную (брештовую или проломную), крепостную (гарнизонную). Управление армией В начале XVIII века русская армия обрела стройную организацию и систему управления. Для управления регулярной армией создавались особые должности и ведомства:•Генералитет – прообраз будущего Генерального Штаба, в нем сосредоточилось общее управление военными делами. •Генерал-комиссар – высший военный судья. •Генерал-провиантмейстер – ведал заготовками провианта, обозами, тылом армии. Во главе полевой армии стоял генерал-фельдмаршал. Важную роль в управлении армией играл и генерал-квартирмейстер. Генерал-квартирмейстер подчинялся только командующему армией. Артиллерией армии и инженерно-саперными частями командовал генерал-фельдцейхмейстер. Одновременно с зарождением Генштаба создаются и войсковые штабы. Большое значение Петр придавал и военным советам (консилиям). Военный совет не ограничивал власть командующего и не снимал с него ответственность за результат сражения. Совет был исключительно совещательным органом. Решающий голос в совете принадлежал командующему. В вопросах управления армии Петр стремился к строгой централизации. Большинство приказов, ведавших военными делами, ликвидируется. Все управление войсками сосредоточилось в 4 приказах: Разряд, Военный приказ, Артиллерийский приказ и Комиссариат. Объединяющим и руководящим началом для этих ведомств служили распоряжения царя и сената. В 1718 году создается высший военный орган – Военная Коллегия. Членами Военной Коллегии стали все высшие генералы.
28. Преобразования петровского времени в культурной области.
Основные понятия: культура; «Ведомости»; «Школа матиматицких и навигацких наук»; кунсткамера; ассамблеи; академия наук; гражданский шрифт; новая система летоисчисления; новый быт;
Персоналии: А. Нартов; Ползунов; Федор Поликарпов; Магницкий;
Преобразования в сфере культурыПётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к о/з и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв. Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков. В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти). Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период. С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.
ОбразованиеПетр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового о/з должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. За время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Было введено обязат. обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения о/з в России. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, о/з начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и обществ. деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курбатов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд крупных геогр. экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по разведке полез. ископ. (каменного угля, нефти, железных, серебр., медных руд), кладется начало астроном. наблюдениям. В это же время приступили к орг-ции Академии наук, устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию архивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кунсткамера— первый в России естественноисторический музей.
Петра I с полным правом можно называть основоположником светского образования в стране. Продолжала действовать Славяно-греко-латинская академия в Москве, ориентированная на подготовку высокообразованного духовенства и являвшаяся неким подобием высшего учебного заведения. В 1715 г. указом Петра в Петербурге была основана Морская академия, одной из главных целей которой являлось формирование кадров для кораблестроения. Книгоиздательство. Школам требовались учебные пособия. Появился знаменитый учебник, выдержавший десятки изданий, — «Арифметика» Л.Ф.Магницкого. Бурно развивалось книгоиздание, печатались переводные книги. Введение в 1708 г. гражданского шрифта вместо церковнославянского способствовало большей доступности печатного слова. За первую четверть XVIII в. было выпущено более 600 книг, создана периодическая печать — с 1702 г. систематически выходит первая печатная газета в истории России «Ведомости». Появляется книготорговля и общедоступные библиотеки. Постепенно собирались научные коллекции с сотнями разнообразных экспонатов. В 1719 г. для всеобщего обозрения открывается музей редкостей — Кунсткамера. В 1725 г. была создана Академия наук, со временем ставшая центром фундаментальных исследований в России. Общественно-политическая мысль. Идеология реформаторства нашла отражение в ряде публицистических произведений и исторических трудов. Один из ближайших сподвижников Петра I Феофан Прокопович написал трактат «Правда воли монаршей», в котором попытался обосновать главную идею: абсолютная монархия является единственно возможной и приемлемой формой государственного устройства в России. В другом своем произведении — «Духовный регламент» — Прокопович четко и убежденно высказался за приоритет светской власти над духовной. Прокопович был и одним из первых историков своего времени: в 1713 г. он завершает «Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии». Российская история вызывает в те годы живейший интерес, что нашло отражение в появлении различных трудов и трактатов. Публикуется множество других книг, а также всевозможных учебников. В 1720 г. царским указом было предписано собирать по монастырям древние рукописи. Заметным событием в общественной жизни стал знаменитый труд И.Т.Посошкова «Книга о скудости и богатстве», в котором автор полностью поддержал политику меркантилизма, проводимую Петром I. Вместе с тем, Посошков считал условием хозяйственного благополучия в стране создание нового свода законов и реформу правления: внедрение элементов выборности власти в местные государственные учреждения, всеобщее образование населения и т.д. Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» — свода правил общежития. Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718 г. указа царя о проведении «ассамблей» — вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины — завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома. Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства. В целом все эти преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.