Второй азовский поход 1696 года
Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, где снова собирали и спускали на воду на Дону. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Для постройки кораблей были приглашены мастера из Австрии. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Реорганизовано и командование войсками. Во главе флота поставлен Лефорт, сухопутные войска вверены боярину Шеину. Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. Сухопутная армия увеличилась вдвое, достигнув 70 000 человек. В неё также вошли украинские и донские казаки и калмыцкая конница. 16 мая русские войска вновь осадили Азов. 20 мая казаки на галерах в устье Дона напали на караван турецких грузовых судов. В результате были уничтожены 2 галеры и 9 малых судов, а одно небольшое судно захвачено. 27 мая флот вышел в Азовское море и отрезал крепость от источников снабжения по морю. Подошедшая турецкая военная флотилия не решилась вступить в бой. 10 июня и 24 июня отбиты вылазки турецкого гарнизона, подкрепленные 60000 татар, стоявших лагерем к югу от Азова, за рекой Кагальник. 16 июля завершены подготовительные осадные работы. 17 июля 1500 донских и часть украинских казаков самовольно ворвались в крепость и засели в двух бастионах. 19 июля после длительных артиллерийских обстрелов гарнизон Азова сдался. 20 июля сдалась также крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона. Уже к 23 июля Пётр утвердил план новых укреплений в крепости, которая к этому времени была сильно повреждена в результате артиллерийских обстрелов. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота. Для этой цели 27 июля 1696 год было выбрано более удачное место на Таганьем мусу, где через два года и был основан Таганрог. Воевода Шеин за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом.
Значение Азовских походов
Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она является заметным примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости, особенно ярко выделяющимся на фоне близких по времени провалов англичан при штурме Квебека (1691) и Сен-Пьера (1693). Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Впервые проявились такие важные его качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара. Несмотря на успех, по завершении кампании стала очевидна незавершённость достигнутых результатов: без овладения Крымом или, по крайней мере, Керчью выход в Чёрное море был по-прежнему невозможен. Для удержания Азова необходимо было укреплять флот. Необходимо было продолжать строительство флота и обеспечить страну специалистами, способными построить современные морские суда. Азовский флот 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…» Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности. 22 ноября оглашается указ об отправке дворян на обучение за границу. Война с Турцией ещё не закончена и потому с целью лучше узнать расстановку сил, найти союзников в войне против Турции и подтвердить уже существующий союз — Священную лигу, наконец, укрепить положение России, было организовано «Великое посольство». Войну с Турцией завершил Константинопольский мирный договор (1700).
С 1695 по 1712 г. на верфях Воронежского края адмиралтейскими и частными компаниями было построено более 1000 кораблей и вооруженных судов и более 10 000 вспомогательных судов и плавающих средств. Задача по созданию сильного военного флота, диктуемая временем, была выполнена гос-вом в фантастически короткие сроки. Несмотря на трудности, переносимые народом, мощный боеспособный флот был создан. Он имел большое политическое значение: Россия показала Турции и Европе, на что она способна. Как свидетельствуют документы, с помощью флота успешно решались стратегические задачи на юге государства. Воронежский флот неоднократно грамотно использовался российскими дипломатами и как инструмент внешней политики. 8 мая 1700 г. в торжественной обстановке под барабанный бой был спущен на воду 58-пушечный первый линейный корабль России «Божие предвидение» («Гото Предестинация», построенный по русскому чертежу отечественными корабельными мастерами (Петром1, Ф. Скляевым, и Л. Верещагиным). Корабль был заложен на воронежской верфи 19 ноября 1698 г. В 1703 году была открыта первая в России Адмиралтейская школа для подготовки младших специалистов флота, строились первые придворные и военные яхты России, а также плавучие доки и другие суда флота, впервые в мире были разработаны и внедрены шлюзовые системы и «сухая гавань» для сохранности судов флота, было положено начало Военно-Морскому музею России, отечественным традициям каронимики и формированию флотского экипажа. Корабли, возведённые на Воронежской верфи, были построены по чертежам Петра I для Азовского флота: «Предестинация», «Старый орёл», «Старый дуб», «Ласка». В связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи к концу XVII века возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота (Азовского флота). 20 октября 1696 года в Воронеже и приписанных населённых пунктах был впервые в истории России создан регулярный Российский военный флот. C 1696 года по 1711 год было построено около 215 кораблей. Благодаря этому флоту удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии подписать мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. На верфях Воронежского адмиралтейства строились линейные корабли, галеры, яхты и др. На галере «Принципиум» во время второго Азовского похода Пётр I создал первый военно-морской устав России — «Устав по галерам». Галеры Азовского флота (1695—1696)«Галера адмирала Лефорта», Принципиум. Брандеры (5шт.) Корабли Азовского флота (1697—1704)Разжённое железо (Гит Гейзер), Св. Георгий. Галеры (1697-1704)Ветер, Заячий бег, Золотой орёл Кумпанские корабли-баркалоны Азовского флота (1697-1699)Колокол, Лилия, Барабан, 3рюмки, Стул, Весы.
К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность. Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев.