Социально-экономическое развитие России в XVII в. Новый период русской истории.
Основные понятия: Новый период русской истории; кустарное производство; мануфактура; приписные крестьяне; казенные мануфактуры; натуральное хозяйство и всероссийский рынок; ярмарка; дворяне; бояре; крестьяне; посадская реформа; вотчинное землевладение; дворянское землевладение;
Персоналии: Строгановы; Алексей Михайлович;
«Старая» - история феод. гос-ва. «новая» - зарождение и разв. буржуазных отношений. Крушение признаков ф-изма и начало разв. буржуаз. отношений. Гл. причина ф-изма – феод (земля, перед. по наследству). При бурж. отнош. земля явл. объектом купли-продажи. Вместо креп. права – свобода, предполаг. равенство всех законов; демократ. и выборы. «новый период» истории д/рос. гос-ва в 17веке: 2 осн признака: 1) период складывания всероссийского рынка; 2) появл. буржуаз. отнош. в произ-ве – мануфактуры. Всероссийский рынок – торговля отд. частей страны друг с другом. Появление городов-ярмарок, торговля круглый год – Москва, Кострома, Ярославль. Появл. города, специализ. на опред. виде произ-ва. Ур. разв. торг. в 17 в. был низким. по-прежнему натур. хоз-во – всё что производилось в вотчине там и потреблялось. Мануфактура – бурж. признак. К. маркс в сер. 19в. выд. 3 формы орг-ции произ-ва: кустарное, мануфактурное, фабрично-заводское. Кустарное – ремесленник сам все опрерации от начала до конца. Мануф. – разделение на отдельные опреации, ручной труд: начало бурж. способа произ-ва товаров. В Рос. 17в. появл. 1е мануфактуры. 1632 на Урале – добыча и плавка меди. По Марксу мануф. – пучн. труд., отдельн. операции, вольнонаём. труд. В Рос. нет наёмного труда, в осн. работали крепостные – приписывались к мануфактуре (заситывалась как барщина). Владелец ман. заключ. дог. с помещиком. Ман.: казённые, владельческие. В сорв. период. сущ. тенденция, что мы хотя и отстаём от запада, но было бурж. произ-во. Сейчас – в 17веке только 1ые шаги в создании периода «новой истории» - определяющими были феодальные отношения.
На общем фоне типично-феодальной экономики в течение XVII в. постепенно обнаруживается ряд явлений, свидетельствующих о начале нового периода русской истории: Усиление товарности сельского хозяйства; Появление мануфактур; Складывание всероссийского рынка. Подъем производительных сил в области сельского хозяйства был достигнут прежде всего за счет освоения русским крестьянством обширных новых территорий. Народная колонизация особенно усилилась во второй половине XVII в. В 40-50-х годах XVII в. она устремилась на юг от Северного Донца и слилась здесь с колонизацией, идущей с Украины. Шло продвижение населения и в юго-восточном направлении в Междуречье Дона и Воронежа, в области Хопра и Медведицы. Силами крестьян и других категорий трудового населения были созданы крупные очаги пашенного земледелия в Сибири: в районах Тобольска, Томско-Кузнецком, Ленско-Ангарском. Несколько позднее возникло русское земледелие вокруг Нерчинска. Господствующей системой земледелия продолжало оставаться трехполье. На севере и в других местах, где было много лесов, существовала подсека. В степных пространствах применялся перелог. В Сибири трехполье стало внедряться во второй половине XVII в. Преобладающими видами зерновых были рожь и овес. В южных уездах в течение столетия постепенно увеличились посевы пшеницы. Технические культуры - лен и конопля были распространены во многих уездах, особенно широко в Новгородском, Псковском, Смоленском.
Документы XVII в. пестрят сведениями о неурожаях, голодовках. Большую роль здесь играла примитивная техника, но основное значение имело угнетенное состояние крестьянства. Следует отметить новое и важное явление в развитии сельского хозяйства в XVII в. - это связь его с промышленным и торговым предпринимательством. Некоторые крупные феодалы занимались не только сельским хозяйством, но и производством поташа, смольчуга, винокурением, кожевенным делом. Боярин Б.И. Морозов, один из крупных землевладельцев, был одновременно предпринимателем-заводчиком, купцом и ростовщиком. Кроме него, можно назвать боярина Милославского, князя Черкасского, Одоевского и др. Сам царь Алексей Михайлович развернул в дворцовых владениях широкую и разностороннюю хозяйственную деятельность.
Ремесло и мелкое товарное производство в XVII в. представляли собой господствующие формы промышленности. Среди ремесленников наиболее многочисленную группу составляли тяглые ремесленники - основная масса населения посадов. Они несли разнообразные повинности государству и платили налоги. Тяглые ремесленники работали на заказ, но они же ранее других категорий ремесленников перешли к работе на рынок. Дворцовые ремесленники обслуживали разнообразные нужды царского двора, изготовляли оружие, художественные изделия, платья и др. К третьей группе принадлежали казенные ремесленники, т.е. ремесленники, находящиеся в ведении государственных учреждений, выполнявших их заказы и получавшие казенное содержание (деньгами и хлебом). Например, плотники и кузнецы обслуживали Пушкарский приказ, скорняки - Сибирский приказ и т.п.
Укрупнение производства и применение в нем наемного труда нашли свое наиб. полное выражение в возникавших в XVII в. мануфактурах. Мануфактуры представляли собой форму крупного производства, в котором участвует значит. число работников, причем при господстве ручного труда существует разделение его между различными категориями работников, применяются водяные двигатели и простейшие машины. Мануфактур в XVII в. было немного (до 30 мануфактур), и они не оказывали существенного влияния на общий строй промышленного производства в России. Некоторые из них существовали лишь короткий срок и быстро закрывались (суконная, шелковая, бумажная и др.).
Развитие производительных сил, рост внутренних потребностей, а также расположение России на важных транзитных путях между странами Востока и Западной Европы содействовали развитию внешней торговли. Важнейшим пунктом внешней торговли в течение всего XVII в. был Архангельск. Хотя этот порт и действовал только в летние месяцы. Важное место среди вывозимых товаров занимала пушнина. Предметами ввоза были продукты западноевропейской промышленности - сукно, писчая бумага, медь, свинец и изделия из них. Видное место среди предметов ввоза занимали драгоценные камни, пряности, вина. Для феодального государства торговля являлась важным источником доходов и удовлетворения разнообразных гос. потребностей. Поэтому господствующий класс феодалов был заинтересован в развитии товарооборота, что и отразилось на торговой политике русского государства. Правительство делало дальнейшие шаги по пути устранения препятствий, стеснявших внутреннюю торговлю. В 1653 г. был издан Таможенный устав, который заменял множество мелких сборов единой рублевой пошлиной по 10 денег с рубля (5%). Эту пошлину должен был платить продавец. Реформа значительно облегчила товарный оборот, что отвечало потребностям складывающегося всероссийского рынка. Правительственные меры по регулированию внешней торговли преследовали задачи устранения конкуренции иностранных купцов с русским купечеством путем покровительства последнему. На Земском соборе 1648-1649 гг. русские торговые люди, поддержанные дворянством, добились своей цели - английским купцам запрещалась беспошлинная торговля внутри России - усилило приток в казну золотой и серебряной иностранной монеты, что имело в то время особо важное значение, поскольку в России тогда еще не была организована добыча драг. металлов из собств. источников. В 1667 г. был издан новоторговый устав, который касался преимущественно внешней торговли. Иностранцам предписывалось уплачивать пошлину исключительно золотыми и серебряными деньгами («ефимками»). Если иностранный купец желал торговать внутри государства, то он должен был платить удвоенную пошлину - по 20 денег с рубля (10%). Новоторговый устав 1667 г., составленный при участии А.Л. Ордина-Нащокина, являлся ярким отражением меркантилистической, а также протекционистской торговой политики русского правительства.
Изменения в состоянии производительных сил страны отразились на производственных отношениях и на всем соц. строе. Феодалы представляли класс-сословие, который в отличие от других классов того времени имел право владеть населенными землями. Светские феодалы - служилые люди - были обязаны нести за это государственную службу, в первую очередь военную. К началу XVII в. служилые люди делились на две основные категории: 1) служилых людей «по отечеству», т.е. по происхождению, и 2) служилых людей «по прибору», т.е. по правительственному набору независимо от происхождения. К чинам приборным относились стрельцы, пушкари, городовые казаки, позднее - солдаты, рейтары, драгуны и другие, которых само правительство вербовало большей частью из числа крестьян, холопов и посадских людей. В XVII в. служилые люди стали значительно свободнее распоряжаться земельной собственностью: менять, передавать в другие руки, т.е. фактически продавать и покупать поместья. Само правительство, не отказываясь формально от различия поместий и вотчин, на деле производило массовые пожалования и продажу поместий и вотчин. Рост дворянского землевладения происходил также за счет пожалований из еще не освоенного Дикого Поля на юге. Приток сюда крепостников-землевладельцев особенно усиливается с последней четверти XVII в. Свои новые владения феодалы заселяли за счет крепостных, которых перевозили сюда из других своих имений, но главным образом за счет закрепощения беглых крестьян и местного населения. Черносошные крестьяне владели участками тяглой, «черной» земли. С этих участков и промысловых угодий они платили государству прямые денежные налоги, были обязаны поставлять в значительных размерах хлебные запасы для отправления в Сибирь. Черносошные крестьяне могли передавать свои участки по наследству, продавать и закладывать их, но при непременном условии, чтобы новый владелец принимал на себя несение тяглы. Мирская организация черносошного крестьянства (мирские сходы, старосты и другие выборные должностные лица) несли ответственность перед государством за исправное исполнение повинностей черносошных крестьян, стесняли свободу их передвижения. В течение XVII в. продолжался рост посадского населения. Выразилось это в увеличении числа городов. Если во второй половине XVI в. в Русском государстве насчитывалось до 180 городов, то в 50-х годах XVII в. их было 226 (без Сибири и Левобережной Украины).
Доходы казны Русского государства складывались из прямых и косвенных налогов, прибыли от перечеканки монеты и от казенной промышленности и торговли, а также питейных и таможенных сборов. Главное место занимали прямые налоги с населения. К XVII в. почти все повинности стали выражаться в деньгах и были объединены под названием “данные и оброчные деньги” или “четвертные доходы” (так как их сбором ведали финансовые приказы — “четверти”). Одновременно появляется ряд новых сборов, например, “стрелецкий хлеб” (“стрелецкие деньги”). В начале XVII в. связи с большими расходами на оборону казна была пуста и правительство вводит чрезвычайные налоги—“запрос” и “пятинные деньги”, то есть налог в размере 1/5 всех доходов и стоимости имущества плательщика. Основанием обложения была “соха”. “Соха” не представляла собой постоянной единицы, размер ее менялся в зависимости от качества земли, сословной принадлежности плательщика и т. д. Так, на землях дворян “соха” имела около 800 четвертей “доброй” земли (1200 га), на церковных—600 (800 га), а на черносошных землях — 500 (750 га). Таким образом, земли дворян облагались легче, чем монастырей и особенно черносошных крестьян. К тому же сами дворяне не были податным сословием, налоги платили крестьяне, жившие на дворянских землях. В городах “соха” включала в свой состав от 40 до 160 тяглых дворов. В 30-е годы XVII в. вводится новый налог с “дыма” (“подымный сбор”), т.е. подворный. Население черных сотен было связано круговой порукой, так как тягло накладывалось на всю сотню. Время от времени проводились переписи населения и земель, материалы которых и использовались для обложения. Косвенные налоги состояли из таможенных и кабацких сборов, которые, как правило, сдавались на откуп, а также налога на соль. На протяжении XVII в. удельный вес таможенных пошлин увеличивался по мере развития внешней торговли. Велика была доля и кабацких (питейных) сборов. Из косвенных налогов особенно тяжел был соляной налог. Попытка правительства в 1648 г. его значительно увеличить послужила поводом для московского “соляного бунта”. Доходы от перечеканки денег получались в связи с тем, что в России не было в то время своих разработок серебра. На русские монеты перечеканивались иоахимсталеры (“ефимки”)— иностранная валюта. Они принимались в казну по 2 за рубль, или 7 руб. за фунт— 14 ефимков. Из них чеканилось русских денег на 9 руб., то есть на каждом фунте серебра казна “зарабатывала” 2 руб. В 1662 г. власти, испытывая серьезные финансовые затруднения и острый дефицит серебра, попытались выпустить медные деньги и добавлять медь в серебряные монеты (“портить деньги”), что вызвало в Москве “медный бунт” и заставило правительство временно отказаться от выпуска медных денег.
В связи с общим подъемом экономики страны, развитием рынка товарно-денежных отношений (хотя этот подъем протекал противоречиво) увеличиваются и доходы государства, основная часть которых шла на содержание огромной по тому времени армии и государственного аппарата.