Последняя Коронация в Южной Америке.
Шестого (19) июля 1841 года Бразилия стала свидетельницей последней в своей истории Коронации Императора.
16-летний Дон Педру II в самое смутное время в истории огромной страны принял Корону Бразилии и дал клятву исполнять конституцию.
Поначалу положение дел не претерпевало изменений к лучшему, даже напротив, несколько раз в Империи вновь вспыхивали восстания и мятежи, и только усмирением в 1848 году бунта негров-рабов в Пернамбуко Императором положен был конец внутренним междоусобиям.
Возникшие непосредственно вслед за окончательным умиротворением страны разногласия с Великобританией из-за присвоенного этой Державой права обыска бразильских кораблей для прекращения торговли невольниками, были улажены договором 1850 года.
Защищая Корону и страну.
В 1849 году Бразильской Империи, в союзе с аргентинским генералом Урквисой, пришлось выступить против аргентинского диктатора Хуана Мануэля Хосе Доминго Ортиса де Росас-и-Лопес-де-Осорнио (1793-1877).
Союзники одержали при Монте-Казерос 22 января (4 февраля) 1854 года победу над Розасом. Плодом победы было признание Императора Педру II верховным правителем Уругвая.
После почти двенадцати лет мирного периода, посвященного внутренним реформам, Императору Педру II пришлось двинуть войска к Уругваю, где вновь начались враждебные действия под предводительством генерала Венансио Делореса. Едва окончились распри с Делоресом, как у Бразильской Империи появился новый враг в лице парагвайского диктатора Франсиско Солено Лопеса, который захватил бразильское судно и вторгся в провинцию Матто Грассо.
В 1865 году Бразильская Империя в союзе с Аргентинской республикой и Уругваем вступила с диктатором в продолжительную и разорительную войну, окончившуюся только со смертью Лопеса в 1870 году. С прекращением военных действий Императору Педру II вновь представилась возможность вернуться к задуманным внутренним реформам, главным образом к вопросу об отмене рабства.
Отмена рабства.
За отсутствием Императора, находившегося в то время в Европе, 16 (29) сентября 1876 года старшей Венценосной дочерью Монарха Принцессой Изабеллой Христианой Леопольдиной Августой Микаелой Габриелой Рафаелой Гонзага де Бурбон и Браганс (1846-1921), Регентом Империи санкционирован был закон, согласно которому все родившиеся в Бразилии дети рабов объявлялись свободными. Кроме того, законом облегчалось отпущение рабов на волю и учреждался особый фонд для ежегодного выкупа определенного числа рабов. Однако то был только первый шаг к эмансипации рабов, в то время как Император Педру II всеми силами стремился даровать своим подданным полную и неограниченную свободу, чему, однако, ввиду сильного противодействия защитников рабства, не суждено было осуществиться ранее Закона об отмене рабства, изданного первого (14) мая 1888 года.
Как окажется позднее, именно долгожданная отмена рабства в Бразильской Империи в 1888 году станет истинной причиной свержения и изгнания Императора врагами Монархии.
В начале 1870-х годов революционные и либеральные настроения значительно усилились, находя поддержку и сочувствие не только среди народных масс, но и среди членов Императорской Семьи.
Католическое духовенство усердно занималось защитой своих нравственных идей об обязательном духовном образовании, а потому препятствовало модернизировать на светский момент народное образование, особенно в вопросе предоставления эмигрантам-иноверцам не принявшим крещение прав граждан Бразильской Империи.
Враги Монархии.
Недомогавший Император Педру II проживал все больше в Европе, а остававшаяся Регентшей Империи старшая Венценосная дочь Государя, Принцесса Изабелла Христиана Леопольдина Августа Микаела Габриела Рафаела Гонзага де Бурбон и Браганс (1846-1921) покровительствовала духовенству, что еще более раздражало крупных феодалов.
С другой стороны, эмансипация рабов создала массу недовольных. Все это вместе образовало почву для антимонархической агитации, которая велась не только в народе, но и в армии.
Главным вождем республиканцев стал некий авантюрист еврейского происхождения Бенжамен Констант, сын деятеля французского бунта 1789 года, Бендамена Анри Константа (1767-1830), писателя и публициста, выступавшего против Монархистов, а затем примкнувшего к движению реставрации Орлеанской ветви Дома Бурбон, в лице Короля Луи Филиппа де Бурбон-Орлеан. Последним он был Высочайше назначен председателем Государственного совета, но вскоре скончался.
Прибывший в Бразильскую Империю по приглашению Августейшего зятя Императора Педру II Принца Людовика Филиппа Марии Фердинанда Гастона де Бурбон-Орлеан, Державного супруга Принцессы Изабеллы, и назначенный ею директором Института слепых он развел бурную деятельность по распространению пасквилей и слухов об Императорской Семье и тем приобрел авторитет у врагов Монархии.
Гораздо больше опасений внушал маршал Маноэль Теодоро да-Фонсека (1827-1892), энергичный и способный республиканец, считавший себя вправе занять пост военного министра, на который, однако, он так и не был призван при формировании Министерства Уро-Прето. Однако именно маршал Маноэль Теодоро да-Фонсека, занимавший в то время должность вице-президента штата Риу-Гранди-ду-Сул, в итоге и возглавил военный переворот.
Военный переворот.
Удаление Императором Педру II некоторых полков, заподозренных в революционных идеях, от столицы, показалось Бенжамену Констану удобным случаем для осуществления своих антимонархических замыслов.
Вместе с маршалом да-Фонсека вечером второго (15) ноября 1889 года они выработали план восстания, которое решено было начать на следующий день.
Правительство знало, какого опасного врага оно имеет в лице да-Фонсеки, и утром третьего (16) ноября в здании военного министерства происходило тайное совещание о том, должно ли арестовать маршала. Однако подкупленные евреем Бенжаменом чиновники Министерства донесли да-Фонсеки и, пока происходило совещание, маршал, во главе части 10-го егерского полка, направился прямо в Министерство, где находившиеся внутри здания министры, ожидавшие расправы, тотчас предали своего Императора и перешли на сторону бунтовщика. Однако все собравшиеся на совет министры и после выражения преданности маршалу объявлены были пленными. И только один человек – морской министр, прибывший несколько позже захвата Министерства, оказал сопротивление и был ранен.
Император, правивший Бразилией без малого 48 лет, находился в день переворота близ Рио-де-Жанейро в Королевской резиденции г. Петрополисе, где тотчас извещен был о случившемся.
Диктатор Фонсека, свергнутый в ноябре того же года своими же компаньонами, написал Императору, что он ожидает от Монарха патриотизма новой жертвы в виде отречения от престола и оставления с Семьей территории Бразилии.
Государь Педру II ответил, что он признает совершившийся факт и на следующий же день покинет Бразилию, однако всегда будет молить Бога о ее благоденствии.
Низложение и изгнание.
Тем временем, Император медлил с формальным отречением от престола. Он поспешно прибыл в столицу и немедленно приступил к образованию нового Министерства, надеясь сохранить страну Монархией. Однако в военном клубе тем временем уже была провозглашена республика во главе с президентом – маршалом да-Фонсека.
Утром четвертого (16) ноября двум офицерам поручено было объявить Императору Педру II о его низложении, а также, о том, что Монарх должен покинуть Бразилию в 24 часа со всем Августейшим Семейством. Для убедительности своих намерений, вся Императорская Семья привезена была во Дворец, оцепленный войсками.
Мирясь со совершившимся фактом, Император, однако, отказывался ехать добровольно.
В час ночи на пятого (18) ноября Император отправлен был под конвоем к морскому берегу, где стояла канонерка. Вся Императорская Семья доставлена была на остров Илья-Гранде, где высадилась с тем, чтобы оттуда перейти на английский пароход "Alagoas", отправлявшийся в Европу. Предоставленных в его распоряжение 5 000 600 мильрейсов Император не принял.
Отречение от престола.
По прибытии в г. Лиссабон на семейном совете Дома Браганс обсуждался вопрос о том, должно ли отречение быть безусловным или же в пользу старшего 15-летнего Августейшего внука Императора, Принца Бразилии Педро де Алькантара Луиса Фелипе Марии Гастайо Мигуэля Габриэля Рафаэля Гонзага де Бурбон-Орлеан (1875-1940).
После некоторых колебаний Император, несмотря на энергичные протесты Венценосной дочери Кронпринцессы Изабеллы и Августейшего зятя Принца Людовика Филиппа Марией Фердинанда Гастона де Бурбон-Орлеан, решился на полное отречение.
Бразильский конгресс тотчас конфисковал все имущество Императора Педру II и его Августейшей Семьи, и постановил об изгнании Дома Браганс из пределов Бразилии.
Благодаря своей щедрости Император Педру II не скопил себе состояния, и материальное положение Монарха оказалось довольно печальным. Ввиду лояльного образа действий Императора и в силу многочисленных протестов Великих держав, в частности Российской Империи, постановление о вечном изгнании Императора Педру II было вскоре отменено, а самому Монарху назначена была пожизненная пенсия.
Причины захвата власти
Монархия, даровавшая стране независимость и свободу от рабства, просуществовала в Бразилии 77 лет: с 1822 по 1889 годы.
В политическом плане этот период можно разделить на три этапа:
1. Возведение на престол Дона Педро I до его отрешения в 1831 году.
2. Период Регентства, когда страной управляли Регенты от имени несовершеннолетней Венценосной дочери Дона Педро I;
3. Правление Дона Педро II с 1840 по 1889 гг.
В XIX веке бразильская Монархия проводила политику, ориентированную на латино-американский континент: Бразилия вмешалась в конфликт в районе Плата, выступала в качестве основного действующего лица в войне с Парагваем и участвовала в войне Тройственного Союза, крупнейшего вооруженного конфликта в Латинской Америке между странами региона.
Во внутренней политике самой серьезной проблемой оставалось рабство.
В течение длительного времени Бразилия сопротивлялась давлению аболиционистов, но, в конце концов, была вынуждена отменить работорговлю в 1840 году. После этого были приняты законы об освобождении рабов.
В 1871 году в Бразильской Империи объявлена была свобода для всех детей рабов, родившихся после определенного срока, а в 1888 году освобождение даровано было всем рабам без всякого вознаграждения рабовладельцам.
Обе эти меры приняты были по настоянию самого Императора и вызвали, особенно последняя, сильное недовольство врагов Монархии. Особенно после того, как Императору удалось практически решить проблему привлечения рабочей силы для сельского хозяйства страны, основу которого составляло в те годы производство кофе.
С середины XIX века, под влиянием увеличения потребления кофе в США и в Европе, наблюдается активный рост производства этой культуры, сконцентрированного в провинциях Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Кофе выращивался на крупных плантациях, на которых использовался труд рабов. По мере того, как становилось ясно, что дни рабовладения сочтены, плантаторы из Сан-Паулу брали на вооружение новую политику, основанную на привлечении иммигрантов, прибывавших, главным образом, из Королевств Италия и Испания.
Таким образом, за исключением частных случаев, отмена рабства не повлекла за собой массовое разорение сельского хозяйства, основанного на производстве кофе. Отмена рабовладения потому и совпала с падением империи в 1889 году, что в это время недовольство буржуазии, связанной с производством кофе достигло предела, после чего последняя, посредством подкупа части офицерского состава армии, и совершила переворот.
Монархия всегда относилась к армии как к второстепенному институту.
Однако позиции армии значительно окрепли в результате войны с Парагваем. Вдохновленные новыми идеями военные открыто критиковали рабовладельческий строй и экономическую отсталость страны. Интересам производителей кофе отвечала децентрализация политической власти, сулившая свободу действий провинциям страны в политической и экономической сферах. Это же было выгодно США, которые в результате переворота стали активно приобретать плантации кофе в Бразилии и подкупать власть на местах, для последующего захвата рынка страны. Чем это завершилось для Бразильской Империи всем теперь хорошо известно.
Если бы у Императора был Августейший наследник – армия, без сомнения, обожала бы своего Кронпринца и будущее Империи было бы безоблачным. Но враги воспользовались этим обстоятельством и, просчитав последствия своих действий, нанесли смертельный удар. Нашелся в Бразилии и свой Иуда.
Первые плоды переворота.
Первыми мероприятиями нового правительства были увеличение состава армий в мирное время с 15 (!) до 20 000 человек, поскольку новая власть опасалась интервенции и восстановления Монархии.
Чтобы найти поддержку в народе узурпаторы признали поселившихся в Бразилии до переворота иностранцев полными гражданами, при предоставлении этих же прав позднее поселившимся через два года.
Европейским державам было объявлено, что новое правительство берет на себя внешний государственный долг.
27 декабря (9 января) 1890 года в Бразилии последовало отделение Церкви от государства и провозглашение свободы совести.
Десятого (23) июня 1890 года временное правительство опубликовало проект конституции Соединенных Штатов Бразилии, по которой каждая из прежних провинций отныне составляла штат.
Вскоре новая проамериканская республика, а по сути сателлит США, третьего (16) декабря 1889 года признана была Парагваем, 16 (29) января 1890 года – Соединенными Штатами Северной Америки, шестого (19) июня 1890 года — Французской республикой и 14 (27) ноября 1890 года — Швейцарией, словом всеми республиканскими демократиями мира.
Российская Империя долгое время отказывалась признать свержение Императора Педру II и законность установления новой формы правления.
Итоги правления.
В годы правления Императора Педру II Бразилия жила в обстановке политической и экономической стабильности, чем разительно отличалась от соседних более либеральных и демократических республик, которые раздирались революциями и диктатурами с ведома СШСА и Великобритании. Поэтому Бразилию стали называть «коронованной демократией».
Император Педру II не пытался стимулировать материальный и технический прогресс, но активно вмешивался в политическую борьбу правительства, парламента и политических партий, стараясь сохранить Бразильскую Империю от раскола и гражданской войны.
Среди современников Монарх пользовался огромным авторитетом. Он сочувствовал движению освобождения и, как известно, санкционировал отмену рабства в 1888 году, способствовал реформам, в том числе в сфере образования.
И все же на 48-й год правления Императора, в 1889 году, в стране произошла подготовленная врагами Монархии революция, была установлена республиканская форма правления, и третьего (16) ноября 1889 году Император Педру II вынужден был отречься от престола.