Тема 4. СССР накануне Великой Отечественной войны
Главное внимание правительства Сталина в 1939-1940 гг. было уделено присоединению новых территорий Восточной Европы, которые попали в сферу влияния СССР по секретным соглашениям с гитлеровской Германией.
По требованию СССР в 1939 г. Эстония (28 сентября), Латвия (5 октября) и Литва (10 октября) подписали с ним договоры о взаимопомощи, предоставлявшие Советскому Союзу право содержать на территории этих государств контингенты Красной Армии, создавать морские и воздушные базы.
5 октября 1939 г. советское руководство предложило заключить такой же пакт о взаимной помощи правительству Финляндии, однако оно отклонило предложение, ссылаясь на свой нейтралитет. Тогда советская сторона внесла новое предложение: в целях обеспечения безопасности Ленинграда, в 32 км от которого проходила государственная граница, передать СССР ряд островов в Финском заливе и часть Карельского перешейка, а также некоторые районы на берегах Баренцева моря для повышения безопасности Мурманска. В случае передачи этих территорий общей площадью 2,7 тыс. кв. км Советский Союз выражал готовность передать Финляндии территорию в Карелии площадью 5,5 тыс. кв. км, но она отказалась принять и это предложение. 13 ноября переговоры были прерваны. 26 ноября 1939 г. произошел пограничный инцидент — была обстреляна советская территория возле селения Майнила, расположенного в 800 м от границы. Советская сторона возложила ответственность за инцидент на Финляндию и 28 ноября расторгла с ней договор о ненападении. 30 ноября начались военные действия. В первые дни войны в Советском Союзе из финских коммунистов, проживавших в Москве, было создано «народное правительство Финляндии» во главе с Отто Куусиненом, одним из руководителей Коминтерна. СССР официально признал его, заключил с ним договор о дружбе и взаимопомощи.
План предусматривал создание Финляндской демократической республики. Это сразу же изменило характер только что начавшейся войны, превратив ее из ограниченного территориального конфликта в столкновение из-за внутреннего строя и международного статуса Финляндии.
Следствием советской агрессии было исключение СССР из Лиги Наций 14 декабря 1939 г. Общественное мнение Франции и Великобритании было целиком на стороне Финляндии.
Началось спешное приготовление к отправке в Финляндию 50-тысячного экспедиционного корпуса. Из Скандинавских и других государств прибыло 11,5 тыс. добровольцев. 2 декабря 1939 г. США наложили «моральное эмбарго» на торговлю с Советским Союзом.
Война показала слабую боевую подготовку Красной Армии. Только сосредоточив двукратное превосходство в людях, пятикратное в артиллерии, десятикратное в авиации, более чем семикратное в танках, ценою больших потерь (общие потери СССР составили около 300 тыс. человек, Финляндии — около 70 тыс.) советские войска с огромным трудом в начале 1940 г. преодолели линию финских пограничных укреплений. Финляндия вынуждена была 12 марта 1940 г. подписать мирный договор. По условиям договора к Советскому Союзу переходил весь Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера. В аренду на 30 лет Финляндия передавала СССР свою военно-морскую базу на полуострове Ханко.
В середине июня 1940 г. во время немецкого наступления во Франции советское правительство сделало представление правительствам стран Прибалтики. Под предлогом усиливавшейся антисоветской деятельности на их территории СССР потребовал изменения состава правительств и ввода дополнительного количества советских войск. Через несколько дней «народные правительства» были созданы: 17 июня в Литве, 20 — в Латвии, 21 — в Эстонии; 14—15 июля в этих странах были проведены «свободные выборы» в парламенты, в которых участвовали лишь кандидаты, выдвинутые местными компартиями. Избранные таким образом высшие органы власти в один и тот же день 21 июля 1940 г. провозгласили в своих республиках советскую власть и обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять их страны в состав СССР. В начале августа эта просьбы была удовлетворена.
26 июня 1940 г. советская сторона потребовала от правительства Румынии в 24-часовой срок возвратить СССР Бессарабию и передать Северную Буковину, населенную преимущественно украинцами. Румыния приняла эти требования, и 28 июня 1940 г. части Красной Армии вступили на территорию Бессарабии и Северной Буковины. На вновь приобретенных территориях начались социалистические преобразования, сопровождавшиеся массовыми репрессиями, депортацией значительной части населения во внутренние области Советского Союза. Из Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики были вывезены многие сотни тысяч «классово чуждых» элементов.
Советско-финская война выявила низкую боеспособность Красной Армии. В связи с этим Гитлер весной 1940 г., объясняя неудачи советских войск внутренними репрессиями, решил перенести на более раннее время сроки нападения на СССР, чтобы не дать Сталину времени для устранения недостатков в армии. Для самого же Сталина ставшая понятной после финской войны слабость Красной Армии стала стимулом для всемерного оттягивания советско-германского столкновения и еще большего сближения с гитлеровским режимом.
Еще в августе 1939 г. СССР и Германия договорились о торговле объемом в 150 миллионов рейхсмарок в год. В феврале 1940 г. было заключено новое соглашение на 18 месяцев. Минимальный объем торговых оборотов определялся теперь в 640 миллионов рейхсмарок. СССР получал оборудование для электротехнической и нефтяной промышленности, локомотивы, турбины, генераторы, дизельные моторы, корабли, машинное оборудование, закупал образцы германских орудий, танков, взрывчатых веществ. Немецкая сторона в течение первого года экономических обменов получила миллион тонн зерна, 100 тысяч тонн хлопка, 500 тысяч тонн фосфатов и другие виды сырья. Советский Союз должен был облегчить Германии эффект экономической блокады, установленной Великобританией. По свидетельству германского посла в Москве, Сталин даже обещал Германии помочь при закупке сырья в третьих странах. 30 марта 1940 г. Гитлер отдал приказ о приоритете поставок в СССР даже перед германскими вооруженными силами. Частью платы немцев был также недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов». Рассматривался вопрос о продаже Советскому Союзу чертежей гигантского (самого большого в мире) линкора «Бисмарк».
Развивалось и советско-германское сотрудничество в военной сфере. Так, советское руководство предоставило фашистам военно-морскую базу на Мурманском побережье, но после захвата Гитлером Норвегии она не понадобилась. Фактически в начавшейся второй мировой войне сталинский режим выступал на стороне Гитлера. В официальных заявлениях Сталина и Молотова фашистская Германия представлялась в качестве миротворца, в то время как Англия и Франция назывались поджигателями войны. По случаю разгрома Франции Молотов от имени советского правительства «тепло поздравил» гитлеровское руководство. Советская пресса всячески пропагандировала дружбу и сотрудничество с Германией. Сталин и реальными действиями старался подтвердить эту «дружбу». Так, Германии были переданы 800 немецких и австрийских антифашистов, находившихся на территории СССР. Нет ничего удивительного в том, что западные державы планировали отправить экспедиционный корпус в помощь Финляндии и бомбардировать советские нефтяные промыслы на Кавказе.
Правительство СССР прекрасно понимало, что, несмотря на временные мирные и даже союзнические отношения с Германией, войны с ней не избежать. После начала 1 сентября 1939 г. второй мировой войны советским руководством было предпринято ряд мер, направленных на усиление военной и экономической мощи страны. Благодаря введению нового закона о всеобщей воинской обязанности (с 1 сентября 1939 г.) численность армии с сентября 1939 г. до июня 1941 г. увеличилась с 1,9 млн до 5,3 млн человек (по другим данным с 2 млн до 5,4 млн). В 1940 г. СССР превзошел Германию по количественному производству оружия и техники, качественные характеристики советского оружия уступали германскому и в 1941 г. Но по целому ряду новых технических разработок СССР начинал опережать Германию. Некоторые образцы советской военной техники превосходили все зарубежные аналоги (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики ИЛ-2). В период с начала второй мировой войны до начала ВОВ доля военных расходов в советском бюджете увеличилась с 26 до 43 %. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. К лету 1941 г. там уже находилась почти пятая часть всех военных заводов. Завершение экономической и военной программы намечалось на 1942 год – последний год третьего пятилетнего плана.
Однако огромные усилия, затраченные на подготовку материальной базы вооруженных сил, во многом сводила на нет обстановка физического и морального террора, установившаяся в стране в 30-е годы. В результате СССР запоздал с переводом экономики на военные рельсы, реорганизацией армии, и, кроме того, сама эта работа сопровождалась серьезными ошибками и просчетами. Затягивалось производство новых образцов военной техники. Многие конструкторы и инженеры были арестованы, некоторые из них затем работали в специальных конструкторских бюро, созданных из заключенных («шарашках»). Из-за репрессий лихорадило целые отрасли оборонной промышленности. В результате в 1939-1941 гг. СССР производил больше самолетов, чем Германия, но в основном это были устаревшие образцы. Такая же ситуация наблюдалась и с танками. Внедрение нового оружия и техники часто сдерживалось некомпетентными решениями Сталина и его ближайшего окружения. Так, перед самой войной были сняты с вооружения 76-мм и 45-мм орудия. Их выпуск пришлось срочно возобновить уже в ходе войны. Из-за личного неприятия зам. наркома обороны Г.И. Кулика задерживалось внедрение автоматов и минометов (автоматы Кулик считал «оружием полиции»). Замену в армии лошадей на автомобили нарком обороны К.Е. Ворошилов назвал «вредительской теорией».
Но наиболее удручающая ситуация сложилась в самой армии. В результате сталинских репрессий была уничтожена большая часть высшего командного состава. Из 85 высших военачальников – членов Военного Совета при Наркомате обороны - было репрессировано 76 человек. Репрессии выбили и значительную часть среднего и младшего комсостава. Резко ухудшился качественный состав военных кадров. Только 7,1 % комсостава к началу войны имели высшее военное образование. Таким образом, армия была практически обезглавлена.