Принцип работы путевого устройства
В высокочастотном устройстве генератор, в качестве которого используется клистрон, вырабатывает электромагнитный сигнал СВЧ диапазона. Этот сигнал через систему волноводов подается на передающую антенну. Часть сигнала ответвляется на балансный фазочувствительный детектор (БФД), выполняющий роль устройства выделения доплеровского сигнала. Отраженный от поверхности земли сигнал принимается приемной антенной и по своей системе волноводов также подается на БФД. На выходе БФД образуется сигнал с частотой, равной величине доплеровского сдвига частоты принятого сигнала FД=f1 – f2.
Доплеровский сигнал FД усиливается усилителем высокочастотного устройства и подается в усилительное устройство на блок фильтров, где происходит фильтрация сигнала в необходимой полосе. Блок фильтров состоит из трех фильтров. С выхода каждого фильтра сигнал по отдельным каналам поступает на блок измерения частоты и далее на блок селекции. Блок селекции осуществляет выбор сигнала для дальнейшего использования в зависимости от скорости движения машины по значению частоты доплеровского сигнала. Коммутация каналов происходит автоматически при скоростях движения 15 и 55 км/ч.
Далее с выхода блока селекции сигнал поступает на масштабный делитель, который состоит из делителя частоты и устройства корректуры. Делитель частоты приводит цену выходных импульсов к масштабам 13 см и 1 м. Устройство корректуры служит для регулировки цены импульсов в пределах 2% при выверке путевого устройства в ДДС. Кроме того, устройство корректуры автоматически корректирует цену выходного путевого импульса при движении машины по пересеченной местности с уклонами до 16° в зависимости от величины сигнала, выдаваемого маятниковым датчиком крена в виде переменного напряжения частотой 400 Гц с амплитудой, пропорциональной углу наклона объекта.
Таким образом, количество импульсов на выходе усилительного устройства будет пропорционально горизонтальной составляющей пройденного машиной пути.
Далее путевые импульсы поступают в пульт управления на схему преобразования импульсов в угол поворота вала курсопрокладчика, включающую в себя модулятор, пульт управления, преобразователь путевого устройства и осуществляющую согласование выхода ДДС со входом курсопрокладчика.
Пульт управления формирует для питания шагового двигателя преобразователя четыре последовательности прямоугольных импульсов, сдвинутых по фазе относительно друг друга на 90°.
Одновременно по сигналам, поступающим с модулятора, пульт управления вырабатывает сигнал реверса, что вызывает изменение направления вращения вала шагового двигателя и через следящую систему и исполнительный двигатель – изменение направления вращения выходного вала преобразователя.
При скоростях движения объекта менее 3-5 км/ч пульт управления вырабатывает сигнал, по которому выходные импульсы усилительного устройства автоматически отключаются, и на вход схемы управления подаются импульсы, вырабатываемые формирователем пульта управления из сигнала модулятора. Переключение осуществляется или электронным реле автомата остановки, срабатывающим при определенной скорости движения объекта, или вручную переключателем МДС-ДДС с пульта управления.
Курсопрокладчик КП-4 является счетно-решающим прибором и предназначен для непрерывного автоматического определения текущих координат объекта, индикации дирекционного угла оси объекта и вычерчивания на карте маршрута движения.
Органы управления курсопрокладчика:
¨ рукоятка ПЕРЕКЛ. МАСШТ., предназначенная для включения и выключения масштабов 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000;
¨ маховик, предназначенный для перемещения карандаша по координате У;
¨ маховик, предназначенный для перемещения карандаша по координате Х;
¨ маховик КОРР. ПУТИ, предназначенный для установки коэффициента корректуры пути по шкале в режиме «МДС»;
¨ рукоятка ПУТЬ, предназначенная для ввода пути от преобразователя путевого устройства в кинематическую цепь курсопрокладчика;
¨ маховик КУРС-РАБОТА и маховик КУРС-КОНТРОЛЬ, предназначенные для ввода дирекционного угла по шкале с включенным усилителем гироскопической системы и выключенным;
¨ барабан размещения карты;
¨ счетчик X; счетчик S; счетчик У;
¨ патрон с лампой для подсветки шкал и карты;
¨ маховик установки координаты X младших разрядов;
¨ маховик установки координаты У младших разрядов;
¨ маховик установки пути, используемый при выключенной аппаратуре;
¨ тумблер включения освещения;
¨ тумблер У2 включения усилителя гироскопической системы;
¨ рычаги (под крышками), предназначенные для ввода координат Х,У старших разрядов и начального пути.
Принцип работы курсопрокладчика заключается в следующем. Из путевого устройства непрерывно поступает путь DSn, который корректируется механизмом корректуры пути К×DSn и направляется в механизм определения приращений координат DХn=К×DSn×cosan, DУn=К×DSn×sinan, и одновременно в счетчик пути, в котором происходит суммирование пути Sn=Sn-1 + К×.×DSn.
От гирокурсоуказателя поступают изменения дирекционного угла оси объекта Dan, которые также поступают в механизм определения приращений координат.
Полученные приращения координат DХn, DУn в специальных счетчиках суммируются с координатами предыдущих точек
Хn=Хn-1 + DХn, Уn=Уn-1 + DУn.
Одновременно приращения координат DХn, DУn в определенном масштабе поступают на барабан с картой, на которой вычерчивается маршрут движения.
Курсопрокладчик состоит из следующих узлов и механизмов:
¨ механизм корректуры пути;
¨ механизм ввода дирекционного угла оси объекта;
¨ механизм определения приращений координат DХn, DУn;
¨ счетчики координат Х, У и счетчик пути S;
¨ механизм переключения масштабов карты;
¨ построительный механизм.
Кроме того, в курсопрокладчике размещена приемная часть синхронной передачи изменений дирекционного угла Dan (сельсин-приемник, исполнительный двигатель и усилитель).
Рассмотрим назначение каждого механизма.
Механизм корректуры пути предназначен для введения коэффициента корректуры К в приращения пути DSn, поступающие с преобразователя путевого устройства, и дальнейшей передачи этих измененных приращений пути К×DSn в механизм определения приращений координат ×DХn, ×DУn. Величина коэффициента корректуры пути К определяется при выверке путевого устройства в режиме «МДС». Приращения пройденного объектом пути DSn с преобразователя путевого устройства поступают на указанный механизм корректуры пути.
Механизм ввода дирекционного угла оси объекта служит для установки начального дирекционного угла aоси, непрерывного автоматического суммирования отработанных изменений дирекционного угла с начальными данными an= an-1 + Dan и для считывания угла оси машины aоси в любой момент времени по шкалам 13
Для ввода начальных значений дирекционного угла при включенном курсопрокладчике используется маховик КУРС-РАБОТА, при выключенном – маховик КУРС-КОНТРОЛЬ.
Механизм определения приращений координат предназначен для непрерывного определения приращений координат DХn=К×DSn×cosan, DУn=К×DSn×sinan и передачи их по кинематическим цепям на счетчики координат Х 13, У 33, счетчик пути S 32 и механизм переключения масштабов.
Счетчики координат Х и Услужат для установки начальных координат, непрерывного автоматического суммирования поступающих приращений координат и считывания координат положения объекта в процессе боевой работы. Они позволяют оперировать цифрами из пяти знаков.
Счетчик пути S служит для учета проходимого машиной пути.
Построительный механизмслужит для вычерчивания на карте пути, проходимого машиной, а также для определения по карте координат точек.