Устройство гирокомпаса 1г25-1
Принципиальная схема и конструкция гирокомпаса предусматривают определение истинного азимута путем фиксирования двух точек реверсии прецессионных колебаний и последующего расчета положения динамического равновесия прецессионных колебаний ЧЭ, что соответствует истинному азимуту заданного направления с учетом формулярной поправки прибора. Гирокомпас состоит из гироузла и визирной головки.
Гироузел предназначен для определения направления плоскости истинного меридиана. Основными частями гироузла являются чувствительный элемент, следящий корпус, механизм арретирования ЧЭ, элементы следящей системы, 13-и разрядный преобразователь.
Механизм захвата предназначен для жесткого соединения или разъединения следящего корпуса с неподвижной частью гироузла. Переключатель механизма захвата имеет два положения: "У" (укладка) и "Г" (гирокомпас). В положении "У" (походное положение) механизм захвата жестко соединяет СК с неподвижной частью гироузла. Подвижная часть гироузла с визирной головкой в этом случае может разворачиваться в подшипнике относительно трегера и неподвижного лимба СК для наведения зрительной трубы в ориентир или зеркало КЭ. Разворот подвижной части можно производить двигателем следящей системы при нажатии кнопок "ВЛЕВО-ВПРАВО" на БПИУ или маховиками устройства фиксации. В положении "Г" (боевое положение) следящий корпус освобождается и может разворачиваться в подшипниках для отслеживания движений ЧЭ. В этом случае механизм захвата через трегер жестко соединяет подвижную часть гироузла с визирной головкой с неподвижной частью гироузла.
Чувствительный элемент предназначен для совершения прецессионных колебаний относительно плоскости истинного меридиана и состоит из корпуса, в котором размещена гирокамера с гиромотором. ЧЭ на торсионе подвешен к СК. Торсион представляет собой тонкую ленту сечением 0.75´0.027мм из молибденорениевого сплава с разрывным усилием 3 кг при весе ЧЭ 1,2 кг. Со следящим корпусом ЧЭ торсион соединяется с помощью каретки, которая предназначена для исключения разворота верхней точки крепления торсиона и обеспечения вертикального его перемещения при разарретированном положении ЧЭ.
Следящий корпус предназначен для передачи информации о прецессионных колебаниях ЧЭ по визуальному и электрическому каналам и вращается в подшипниках относительно подвижной и неподвижной частей наружного корпуса гироузла.
Лимб представляет собой стеклянное кольцо, на котором нанесена шкала с ценой деления 0-05, по которой снимаются отсчеты в точках реверсии при работе по визуальному каналу.
Механизм арретирования чувствительного элемента предназначен для арретирования (зажатия) и разарретирования (разжатия) гирокамеры чувствительного элемента и состоит из электродвигателя с редуктором, двух оснований, двух винтов и закрепленных на них шестерен.
Следящая система служит для приведения в согласованное положение следящего корпуса и чувствительного элемента в любой момент времени. Следящая система состоит из привода следящей системы, датчика угла рассогласования, расположенного на СК, и зеркала, расположенного на ЧЭ.
Привод следящей системы предназначен для разворота СК при совершении ЧЭ прецессионных колебаний и состоит из исполнительного электродвигателя и редуктора. Грубое наведение зрительной трубы в горизонтальной плоскости осуществляется двигателем при нажатии кнопок ВЛЕВО-ВПРАВО на БПИУ и предварительной установке рычага механизма захвата в положение "У". Точное наведение зрительной трубы осуществляется этими же кнопками при включенном тумблере МС. С помощью ручки РЕГУЛИРОВКА осуществляется изменение скорости вращения подвижной части гирокомпаса. В этом случае разворот визирной головки на небольшие углы при привязке к КЭ можно производить и винтами механизма фиксации.
Датчик угла рассогласования (ДУ) предназначен для преобразования угла рассогласования между СК и ЧЭ в электрический сигнал.
13-и рязрядный преобразователь предназначен для съема информации о положении ЧЭ по электрическому каналу.
Визирная головка предназначена для установки оси зрительной трубы перпендикулярно контрольному элементу и снятия показаний по визуальному каналу. Визирная головка представляет собой литой корпус с двумя стойками. Между стойками расположена зрительная тpубa, сверху и снизу к которой крепятся визир и марка. В левой стойке расположена проекционная отсчетная система и экран, в правой — механизмы стопорения и точной вертикальной наводки зрительной трубы, а также маховик фокусировки зрительной трубы.
Зрительная труба предназначена для визирования на ориентиры или перекрестие КЭ. Она жестко закреплена в отверстии корпуса, вместе с которым может поворачиваться в вертикальной плоскости от +1-00 до -2-50. В корпусе зрительной трубы размещены: объектив в оправе, ползун с фокусирующими линзами в оправе, корпус окуляра с призмой-сеткой и линзами.
Визир служит для грубого наведения зрительной трубы на ориентиры. Визир состоит из линз и сетки. Марка предназначена для обеспечения возможности взаимного визирования с другими оптическими приборами.
Назначение и устройство блока питания.
Блок питания предназначен для обеспечения гирокомпаса, блока управления, блока преобразования информации и управления следующими напряжениями:
¨ трехфазным напряжением 36 В 400 Гц для питания гиромотора;
¨ двухфазным напряжением 36 В 400 Гц и 30 В 400 Гц для питания следящей системы;
¨ постоянным напряжением 27 В для питания блока управления и угломерной части гирокомпаса;
¨ однофазным напряжением 4 В 400 Гц для питания лампы подсветки следящей системы;
¨ постоянным стабилизированным напряжением 5 В для питания БПИУ;
¨ постоянным напряжением 6 В для питания светового табло БПИУ.
Назначение и устройство блока управления.
Блок управления (БУ) предназначен для отработки команд управления, подаваемых с БПИУ. Принципиальная электрическая схема БУ состоит из:
¨ устройства коммутации режима работы гиромотора (УКРГ);
¨ устройства разворота следящего корпуса (УРСК);
¨ устройства коммутации электрических цепей арретирующего механизма гирокомпаса (УКАМГ);
¨ устройства автоматического включения схемы фиксации точек реверсии (УАВ СФТР);
¨ усилителя следящей системы (УСС).
Назначение и устройство блока преобразования информации и управления.
Блок преобразования информации и управления (БПИУ) выполняет следующие функции:
¨ преобразование текущей информации 13-и разрядного преобразователя угла из циклического кода (кода Грея) в двоичный с последующим переводом в деления угломера и индикацией на световом табло;
¨ автоматический разворот следящего корпуса гирокомпаса при грубом ориентировании в заданное положение;
¨ автоматическое разарретирование и заарретирование гирокомпаса;
¨ фиксацию точек реверсии СК гирокомпаса и вычисление азимута заданного направления с учетом формулярной поправки гирокомпаса с выдачей этого азимута на табло индикации;
¨ включение комплекта гирокомпаса, контроль напряжения питания, индикацию режимов работы гиромотора, управление устройством разворота СК, управление и индикацию положения арретирующего механизма гирокомпаса.
3.2.2 . Аппаратура топопривязки 1Т121-1. Назначение, ТТХ, комплект и общее устройство.
Аппаратура топопривязки 1Т121-1 предназначена для непрерывного автоматического определения прямоугольных координат движущегося объекта и дирекционного угла оси объекта aоси.
Исходя из основного назначения аппаратура топопривязки позволяет решать ряд вспомогательных задач, а именно: определение координат заданной точки, вычерчивание маршрута движения на карте, вывод объекта в заданный район, преобразование полярных координат в прямоугольные, обеспечение начального ориентирования объекта.
ТТХ аппаратуры:
¨ срединная ошибка определения координат объекта не более 0,4% от величины пройденного пути S до 10 км и времени движения не более 1 часа;
¨ ошибка в определении дирекционного угла не более ±0-17 за один час движения;
¨ время готовности аппаратуры к работе - 15 мин (относительно большое время определяется временем, необходимым для разгона ротора гироскопа и начального прогрева аппаратуры, при повторном включении оно значительно уменьшается);
¨ время непрерывной работы до 7 часов;
¨ напряжение питания аппаратуры 27 В±10% постоянного тока от бортовой сети.
Работа аппаратуры топопривязки по определению координат привязываемых точек основывается на непрерывном последовательном решении прямой геодезической задачи.
Пусть объект установлен на начальной точке А, координаты которой ХА и УА известны. На этой же точке определен дирекционный угол продольной оси машины aоси.Требуется определить координаты точки Б.
Маршрут от т. А к т. Б представляет собой некоторую кривую линию. Если маршрут разбить на бесконечно большое количество малых отрезков DSn, то криволинейностью маршрута на каждом DSn с достаточной точностью можно пренебречь.
Дирекционный угол первого отрезка пути a1 будет соответствовать дирекционному углу продольной оси машины на начальной точке aоси.
Приращения координат DХ1 и DУ1 точки 1 относительно начальной точки А, могут быть определены по формулам: DХ1=DS1×cosa1 и DУ1=DS1×sina1 и координаты точки 1 соответственно: Х1=ХА+DХ1 и У1=УА+ DУ1.
В точке 1 дирекционный угол оси машины изменяется на некоторый угол Da2 , поэтому дирекционный угол отрезка DS2 можно определить по формуле a2=a1+Da2.
По этому дирекционному углу a2 и длине отрезка DS2 вычисляются приращения координат, а затем и координаты точки 2:
DХ2=DS2×cosa2 Þ Х2=Х1+DХ2
DУ2=DS2×sina2 ÞУ2=У1+ DУ2
В общем случае приращения координат и координаты точки в любой момент времени определяются по формулам:
DХn=DSn×cosan Þ Хn=Хn-1+DХn
DУn=DSn×sinan Þ Уn=Уn-1+ DУn, где an = an-1 +Dan .
Эти формулы составляют математическую основу работы аппаратуры топопривязки. Все вычисления, очевидно, производятся автоматически.