Средства связи. Вооружение, средства жизнеобеспечения и электропитания.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Средства связи машины 1В14—(1) предназначены для обеспечения внешней радиотелефонной связи по радиостанциям или проводным каналам связи, а также для обеспечения внутренней связи между членами экипажа.
|В состав средств связи входят: средства радиосвязи, средства проводной связи, коммутационная аппаратура 1Т803М.
Средства радиосвязи предназначены для ведения переговоров по радиоканалам с машинами 1В14-(1), 1В15-(1) и 1В16-(1).
В состав средств радиосвязи входят: три радиостанции -123М, два антенных устройства со штыревыми антеннами, блок антенных фильтров.
Средства проводной связи предназначены для обеспечения дистанционного управления радиостанциями, для связи с членами экипажа машины по сети внутренней связи с выносного командного пункта и для связи СОБа с машинами 1В14-(1), 1В15-(1) и 1В16-(1).
К средствам проводной связи относятся: коммутатор П-193М, три катушки ТК-2 с проводом П-275 (П-274-М), два телефонных аппарата
ТА-57 и линейный щиток. При организации выносного ПУ для осуществления связи с общевойсковым командиром используется коммутатор П-193М,
Коммутационная аппаратура 1Т803М предназначена для обеспечения внутренней двусторонней телефонной связью всех членов экипажа, работы экипажа по радиоканалам и проводным линиям связи, а также для дистанционного управления радиостанциями через выносные телефонные аппараты. В комплект коммутационной аппаратуры 1Т803М для машины 1В13-(1) входят: три аппарата абонента АА62, два аппарата абонента АА80, аппарат абонента АА64, пульт управления ПУ5 блок усилителя БУ7, три согласующих блока радиостанций Р-123М (блоки БСР1), семь нагрудных переключателей, электродинамический громкоговоритель Гр-3 (Гр-16), усилитель УГ8, блок БПС1, блок питания БП7.
Питание на коммутационную аппаратуру 1Т803М включается с пульта управления ПУ5 переключателем БС в положение ВКЛ.
Переключатели рода работ на аппаратах абонентов коммутационной аппаратуры, к которым подключены радиостанции, находятся в положении, соответствующем обслуживаемой радиостанции.
СОБ, приняв информацию, передает команды (распоряжения) по сети внутренней связи. При этом переключатели рода работ на всех аппаратах абонентов устанавливаются в положение ВС или, независимо от положения органов управления на их аппаратах и на ПУ5 нажимается кнопка ВЫЗ своего нагрудного переключателя. При ведении переговоров СОБом через радиостанции необходимая радиостанция подготавливается радиотелефонистом или старшим радиотелефонистом. Переключатель рода работ на аппарате абонента АА62 устанавливается в положение, соответствующее необходимой радиостанции. При передаче информации кнопку ПРД нагрудного переключателя нажать и удерживать ее в этом положении. Закончив передачу, кнопку отпустить.
Аналогичные операции при ведении радиосвязи производят на аппаратах других номеров расчета.
При ведении переговоров по радиоканалу радиотелефонист, обслуживающий данную радиостанцию, следит за правильной настройкой радиостанции и контролирует ее работу. При дистанционном управлении радиостанциями через проводные каналы связи с выносного пункта прокладываются телефонные линии. Концы кабелей подключают к клеммам линейного щитка и клеммам телефонных аппаратов ТА-57.
Переключатель ЛИН1 или ЛИН2 на пульте управления ПУ5 устанавливается в положение выбранной радиостанции. В микротелефонной трубке телефонного аппарата ТА-57 слышится шум приемника одной из радиостанций Р-123М. При нажатии разговорного клапана микротелефонной трубки телефонного аппарата радиостанция переводится в режим передачи, при отпускании разговорного клапана - в режим приема. Радиостанция подготавливается к работе и контролируется радиотелефонистом или старшим радиотелефонистом. Коммутационная аппаратура обеспечивает циркулярный вызов СОБом всех членов, экипажа. При нажатии кнопки ВЫЗ своего нагрудного переключателя и удержании ее в этом положении, независимо от положения органов управления на аппаратах абонентов и на пульте управления ПУ5, командир батареи может вызывать голосом любого члена экипажа.
Для вызова радиотелефонистами или командиром отделения СОБа переключатель рода работ на их аппаратах устанавливается в положение ВС. Если переключатель рода работ на аппарате абонента АА62 находится в положении ВС, должен прослушиваться голос СОБа. При отсутствии связи нажимается кнопка индивидуального вызова на соответствующем аппарате.
На аппарате АА62 загорается лампа вызывающего. Для связи с вызывающим членом экипажа САБ должен нажать соответствующую кнопку и удерживать ее до окончания разговора. При отпускании кнопки происходит автоматический возврат в тот вид связи, которым он пользовался до вызова.
В случае срочного вызова радиотелефонистом или командиром отделения старшего радиотелефониста, ведущего внешнюю связь, нажимается на их аппаратах кнопка СТ.РАД и вызывается голосом старший радиотелефонист. При этом происходит принудительное отключение старшего радиотелефониста от работы по радио и включение в сеть внутренней связи. Аналогично может производиться вызов старшим радиотелефонистом радиотелефониста, ведущего внешнюю связь.
Для циркулярного вызова механиком-водителем любого члена экипажа нажимается кнопка ВЫЗ нагрудного переключателя и удерживается в этом положении до окончания разговора. Механик-водитель имеет возможность вызова, соответственно, командира отделения и СОБа путем нажатия кнопки ПРД нагрудного переключателя. При этом на аппарате абонента АА62 загорается сигнальная лампа. Для ответа необходимо нажать соответствующую кнопку.
СОБ с аппарата АА62 и старший радиотелефонист с пульта управления ПУ5 имеют возможность выхода на телефонную связь по двухпроводной линии связи длиной до 10000 м, выполненной проводом П-275 (П-274-М), через коммутатор П-193М при установленных переключателе СТ.РАД на пульте управления ПУ5 и переключателе рода работ на аппарате АА62 в положение ЛИН.
Радиостанция Р-123М, состоящая из приемопередатчика и блока питания, ультракоротковолновая, телефонная, с частотной модуляцией, с подавителем шумов, выполнена по трансиверной схеме. Работает в диапазоне частот 20 – 51,5 МГц, который разбит на два поддиапазона,
20 – 35,75 и 35,75 – 51,5 МГц, и имеет 1261 рабочую частоту.
Частоты стабилизированы кварцами и распределены равномерно с интервалами 25 кГц в указанном диапазоне. Антенной радиостанции служит 4-метровый штырь, состоящий из четырех колен.
Связь может быть осуществлена при уменьшенной высоте антенны, а также на аварийную антенну (3-метровый провод ЛПРГС); дальность связи при этом уменьшается.
Радиостанция подключена к шлемофонам через коммутационную аппаратуру 1Т803М.
Кроме того, на радиостанции можно работать, подключившись к ней непосредственно шлемофоном с нагрудным переключателем из укладки ЗИП.
Электропитание радиостанции осуществляется от бортовой сети. Блок питания радиостанции выполнен на полупроводниковых приборах. Работоспособность радиостанции сохраняется при изменении напряжения от 22 до 50 В.
Коммутатор П-193М с индукторным вызовом рассчитан на подключение десяти двухпроводных линий.
К зажимам Л1/1, JI1/2 (линия 1) и JI2/1, JI2/2 (линия 2) коммутатора постоянно подключены две линии для обеспечения возможности работы через них старшего радиотелефониста и СОБа с выносного пункта, а к зажимам ЛЗ/1, ЛЗ/2 подключена линия от коммутационной аппаратуры для обеспечения двусторонней телефонной связи старшего радиотелефониста и СОБа с машиной 1В14-1 или машиной 1В16-(1) через шлемофоны. Абонентские линии подключаются к линейному щитку коммутатора на любую свободную пару клемм, кроме 1, 2 и 3, постоянно подсоединенных к линии от коммутационной аппаратуры 1Т803М через коммутатор П-193М.
Катушка ТК-2 с проводом П-275 (П-274М) состоит из рамы, в которой установлен барабан с намотанным проводом.
Вращение барабана осуществляется при помощи рукоятки и редуктора. Для переноски катушки используется ремень.
Телефонный аппарат ТА-57 предназначен для обеспечения телефонной связи в полевых условиях.
Аппарат абонента АА62 предназначен для работы СОБа и командира отделения и обеспечивает:
· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа при установленном переключателе рода работ в положение ВС;
· внутреннюю циркулярную двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа независимо от положения органов управления на их аппаратах и на ПУ5 при нажатой кнопке BЫЗ нагрудного переключателя;
· возможность вызова голосом и ведения переговоров с членами экипажа, работающими с аппаратов АА64, ПУ5 и АА80, которые подключены к данному аппарату АА62, и посылки светового вызова члену экипажа, работающему с другого аппарата АА62, независимо от положения органов управления на аппаратах и ПУ5 ;
· возможность выхода на двустороннюю внешнюю связь через радиостанции PC1, РС2 и PC3;
· возможность выхода на двустороннюю телефонную связь по двухпроводной линии длиной до 10000 м, выполненной проводом П-275 (П-274-М) через коммутатор П-193М, при установленном переключателе рода работ в положение ЛИН;
· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС.
Положение ПЛС переключателя рода работ и лампы (ТКА) и (ПЛС) не используются.
Аппарат абонента AA80 предназначен для работы механика-водителя в сети ВС и обеспечивает:
· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа (с прослушиванием собственной речи);
· внутреннюю циркулярную двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа (с прослушиванием собственной речи) при нажатой кнопке ВЫЗ своего нагрудного переключателя;
· возможность посылки сигнала светового вызова СОБу (командиру отделения) при нажатии кнопки ПРД нагрудного переключателя;
· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС;
· возможность прослушивания информации, поступающей на телефоны СОБа по сети внешней связи (данная возможность обеспечивается командиром).
Аппарат абонента АА64 предназначен для работы радиотелефониста в сети внутренней и внешней связи и обеспечивает:
· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа (с прослушиванием собственной речи) при установленном переключателе рода работ в положение ВС;
· возможность получения вызова голосом и ведения переговоров по сети ВС с членом экипажа, работающим с пульта управления ПУ5 независимо от положения органов управления, расположенных на данном аппарате и на ПУ5, при нажатой кнопке (СТ.РАД) на своем аппарате;
· возможность посылки светового вызова СОБу (командиру отделения), независимо от положения органов управления на их аппаратах, при нажатой кнопке 2 (КОМ 1—2) или кнопке (КОМЗ) на своем аппарате;
· возможность получения вызова голосом от СОБа, командира отделения, старшего радиотелефониста при нажатой кнопке РАД на аппарате АА62 и пульте управления ПУ5, независимо от положения органов управления;
· возможность выхода на двустороннюю внешнюю связь через радиостанции РС1 и РС2 при установленном переключателе рода работ в положение выбранной радиостанции;
· возможность прослушивания работ других членов экипажа по радиостанциям РС1 и РС2 при установленном переключателе рода работ в положение РС1 или РС2 и ненажатой кнопке ПРД нагрудного переключателя;
· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС.
Пульт управления ПУ5 предназначен для работы старшего радиотелефониста в сети внутренней и внешней связи и обеспечивает:
· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа при установленном переключателе (СТ.РАД) рода работ в положение ВС;
· возможность вызова голосом и ведения переговоров по сети ВС с радиотелефонистом при нажатой кнопке (РАД) независимо от положения органов управления на аппарате АА64 и пульте управления ПУ5;
· возможность посылки светового вызова СОБу и командиру отделения независимо от положения органов управления на аппаратах АА62 и пульте управления ПУ5 при нажатой кнопке (К0М1-2) или 5 (КОМЗ) на пульте ПУ5;
· возможность получения вызова голосом от СОБа (командира отделения), радиотелефониста и ведения переговоров с ними по сети ВС независимо от положения органов управления на их аппаратах и на пульте ПУ5 при нажатой кнопке СТ.РАД на аппаратах АА64 и АА62;
· возможность выхода на двустороннюю внешнюю связь через радиостанции PC1, РС2 и РСЗ при установленном переключателе (СТ.РАД) рода работ в положение выбранной радиостанции;
· возможность прослушивания работы других членов экипажа по радиостанциям PC1, РС2 или РСЗ при установленном переключателе рода работ в положение PC1, РС2 или РСЗ и ненажатой кнопке ПРД нагрудного переключателя;
· возможность одновременной двусторонней внутренней телефонной связи с двух вынесенных на расстояние до 500 м телефонных аппаратов ТА-57, подключенных проводом П-275 (П-274М) через коммутатор П-193М, при установленных переключателях ЛИН1 и ЛИН2 в положение ВС;
· возможность прослушивания передач, ведущихся старшим радиотелефонистом, на электродинамический громкоговоритель через усилитель УГ8 при установленном переключателе (ГР) в положение BKJI;
· возможность выхода на двустороннюю телефонную связь по двухпроводной линии длиной до 10000 м, выполненной проводом П-275 (П-274-М), при установленном переключателе рода работ в положение ЛИН;
· возможность плавного регулирования выходного напряжения в сети ВС регулятором (РЕГ.ВС) громкости;
· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС;
· возможность включения питания и сигнализации включения питания на всю аппаратуру 1Т803М.
Шлемофон ТШ-5 обеспечиваются все члены экипажа машины. Состав шлемофона: комплект из двух ларингофонов ЛЭМ-3, комплект из двух низкоомных телефонов типа ТА-56М, шнур с вилкой, служащий для подключения шлемофона к нагрудному переключателю.
Шлемофон защищает голову от ударов и органы слуха от шума.
Нагрудный переключатель обеспечивает управление радиостанциями и выход на циркулярную ВС. В нагрудном переключателе размещены ларингофонный усилитель, кнопка (ПРД) и кнопка (ВЫЗ). Нагрудный переключатель подключается между шлемофоном и аппаратом члена экипажа.
Блок антенных Фильтров предназначен для обеспечения работы двух радиостанций Р-123М (PC, РC2) на одну антенну, уменьшения взаимных помех этих радиостанций и согласования выходных сопротивлений передатчиков с входным сопротивлением антенны.
При этом радиостанция РС1 должна быть настроена на первый поддиапазон, РС2 - на второй, РСЗ - на любой поддиапазон.
Наличие блока антенных фильтров не исключает полностью возможности появления взаимных помех между радиостанциями. Основными предпосылками возникновения их являются весьма интенсивные поля основных частот ввиду сравнительно близкого размещения радиостанций, а также наличия в тракте приема и передачи нелинейных элементов.
СРЕДСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Средства жизнеобеспечения предназначены для создания внутри машины условий, обеспечивающих нормальную боевую деятельность экипажа.
Основным элементом защиты экипажа является корпус, выполненный из броневых листов высокой твердости. Корпус обеспечивает защиту от пуль и осколков, защиту от радиоактивной пыли.
Кроме того, машина имеет средства: химической и радиационной, пожарной защиты; вентиляции и обогрева воздуха; водооткачивающий насос.
Средства химической и радиационной защиты: прибор химической и радиационной разведки ГО-27, фильтровентиляционная установка (ФВУ), комплект специальной обработки ДК-4.
Прибор ГО-27 обеспечивает:
· измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения;
· прерывистую звуковую и световую сигнализацию, а также выдачу команд на ФВУ машины при появлении гамма-излучения на местности и при достижении мощности экспозиционной дозы гамма-излучения 0,05 Р/ч и выше (сигнализация и команда «Р»;
· постоянную световую и прерывистую звуковую сигнализацию, а также выдачу команд на ФВУ при появлении в воздухе вне машины отравляющих веществ типа "Зарин" в концентрациях, лежащих в пределах (2±0,2) 10 мг/л и выше (сигнализация и команда "О").
Прибор ГО-27 состоит из датчика, измерительного пульта, воздухозаборного устройства, блока питания, комплекта соединительных кабелей. Воздухозаборное устройство состоит из коробки управления обогрева и циклона с трубками.
Фильтровентиляционная установка предназначена для создания избыточного давления внутри корпуса машины, очистки забираемого снаружи воздуха от пыли и отравляющих веществ.
ФВУ состоит из нагнетателя, клапанной коробки, фильтра, привода управления и воздуховодов. Нагнетатель типа ВНСЦ-200 служит для создания избыточного давления внутри корпуса машины и очистки забираемого снаружи воздуха от пыли.
Клапанная коробка предназначена для направления воздуха из нагнетателя в воздуховод через фильтр (режим фильтрации) или из нагнетателя прямо в воздуховод (режим вентиляции).
Для этого внутри корпуса коробки имеется клапан, который служит для перекрытия отверстий в корпусе коробки.
Клапан управляется ручным и автоматическим приводами. Ручным приводом пользуются обычно для установки режима вентиляции. Автоматический привод предназначен для включения режима фильтрации при попадании машины в зону заражения. Автоматический привод управляется от сигнальной системы измерительного блока прибора ГО-27.
Комплект специальной обработки ДК-4- предназначен для дезактивации, дегазации и дезинфекции оборудования машины и обмундирования членов экипажа
Водооткачивающий насос служит для откачивания воды, попадающей в корпус машины во время преодоления водных преград.
Насос вихревого типа, двухсекционный, одна секция - для откачки воды из носовой части корпуса, другая - из кормовой.
Средства пожарной защиты в машине - три ручных углекислотных двухлитровых огнетушителя ОУ-2.
Отопительно-вентиляционная установка 0В-65Г служит для обогрева воздуха в машине.
Установка работает независимо от ходового двигателя и имеет автономную топливную систему.
Принцип работы установки заключается в том, что раскаленные продукты сгорания топлива проходят около теплообменника и нагревают нагнетаемый в него воздух.
Воздух в обогреватель поступает непосредственно из внутренних отделений машины. Нагретый воздух поступает в воздухораспределитель и оттуда часть воздуха направляется в аппаратное отделение, а другая часть - в отделение управления.
СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
Станция электропитания (СЭП) предназначена для обеспечения электроэнергией постоянного тока аппаратуры и электрооборудования малины как на стоянке, так и во время движения.
В состав СЭП входят: дизель Д21А1 (рис. 80), генераторный комплекс ГИB-8/6000, аккумуляторные батареи, пускорегулирующая аппаратура.
В качестве приводного двигателя в СЭП используется двухцилиндровый четырехтактный дизель Д21А1 мощностью 23 л.с с воздушным охлаждением.
Вращение с вала двигателя на вал генератора передается с помощью редуктора.
Для выработки напряжения постоянного тока в СЭП применен генераторный комплекс ГИВ-8/6000.
Две последовательно соединенные аккумуляторные батареи 6СТ-140Р включены параллельно с генераторным комплексом ГИВ-8/6000 и выполняют роль буфера при резком увеличении нагрузки.
В пускорегулирующую аппаратуру входят: пульт контроля и управления, блок контакторов, механизм исполнительный, два электромагнита, пусковое приспособление 5ПП-40А.
СЭП обеспечивает аппаратуру и электрооборудование машины электроэнергией в двух режимах работы: при работе генераторного комплекса ГИВ-8/6000 с приводным двигателем и от внешнего источника питания.
Требования безопасности при работе на КМУ СОБа.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К работе на машине допускайте лиц, изучивших техническое описание и инструкцию по эксплуатации машины и сдавших зачет по материальной части.
Запускать двигатель, включать аппаратуру, начинать движение только по команде старшего офицера батареи.
Во время движения личный состав должен располагаться на рабочих местах с надетыми шлемофонами, подключенными к аппаратуре 1Т803Н.
При движении с открытыми крышками люков убедиться, что крышки застопорены.
При демонтаже и монтаже агрегатов машины и аппаратуры пользоваться подъемными средствами, соблюдая меры предосторожности.
Особенное внимание уделять при установке аккумуляторных батарей. При попадании электролита на лицо, руки необходимо сразу же тщательно промыть их водой.
При стрельбе из личного оружия включать ФВУ.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
· размещать людей на крыше машины при движении;
· оставлять приборы под напряжением без наблюдения;
· применять самодельные предохранители;
· проводить чистку аппаратуры при включенном питании;
· загромождать рабочие места посторонними предметами;
· отключать и подключать монтажные кабели, находящиеся под напряжением;
· курить и пользоваться открытым огнем в машине;
· допускать скапливание воды в поддоне СЭП.