Электрооборудование командирской башенки

Электрооборудование командирской башенки включает то­косъемник, токосъемные кольца, щиток освети­теля, осветитель, электрообогревное стекло, регулятор температуры стекол РТС, электрообогрева­тели стекол приборов ТНП04, ТНП05 и соединительные ка­бели.

Токосъемник и токосъемные кольца предна­значены для передачи напряжения от электрооборудования башни на электрооборудование вращающейся части командир­ской башенки. Токосъемник установлен на кольце башни, а токосъемные кольца — на верхнем погоне коман­дирской башенки.

Щиток осветителя предназначен для подачи на­пряжения на лампу (рис. осветителя и на электрообогревное стекло. Он крепится к крыше башенки и состоит из корпуса, выключателя ОСВЕТИТЕЛЬ, включателя ОБОГРЕВ СТЕКЛА и фонаря.

Осветитель может быть использован для освещения местности и передачи кратковременных световых сигналов. Для освеще­ния местности осветитель включается выключателем, а для передачи световых сигналов – кнопкой, установленной на правой ручке прибора наблюдения коман­дира.

Регулятор температуры стекол РТС-27-ЗА пред­назначен для автоматического поддержания в заданных пре­делах температуры поверхности обогреваемых стекол приборов наблюдения ТНП0-170А.

РТС состоит из корпуса и крышки. На кор­пусе регулятора установлены выключатель, светодиод, пе­реключатель и вилки электрических соединителей.

Щиток отопителя

Щиток отопителя предназначен для управления работой отопительно-вентиляционной установки ОВ-65Г.

Щиток состоит из корпуса и панели, которая крепится к корпусу винтами с шайбами.

На панели щитка установлены выключатель свечи нака­ливания и контрольной спирали, контрольная спираль с до­бавочным сопротивлением, контрольная лампа, реле пере­грева с кнопкой, переключатель режимов работы и вил­ка электрического соединителя.

Щиток устанавливается на амортизаторах и крепится к бонкам, приваренным к левому боковому листу башни, бол­тами с шайбами. Между бонкой и нижним амортизатором устанавливается клемма провода, соединяющего корпус щит­ка с башней (с «корпусом» изделия).

При включении включателя подается напряжение на свечу накаливания СН и контрольную спираль СК с добавоч­ным сопротивлением. Накал свечи СН контролируется по контрольной спирали, которая должна накаливаться до ярко- красного цвета.

Переключатель режимов работы имеет три положения: в положении 0 (крайнем верхнем положении рукоятки) элек­тродвигатель отключен, в положении 1/2 (крайнем нижнем положении рукоятки) электродвигатель включается на пони­женную частоту вращения якоря (частичный режим), в поло­жении 1 (среднем положении рукоятки) электродвигатель включается на полную частоту вращения якоря (полный режим работы).

При выходе отопительно-вентиляционной установки на устой­чивый режим работы замыкаются контакты датчика го­рения, при этом должна загореться контрольная лампа (защитный колпачок лампы имеет зеленый цвет).

При перегреве отопительно-вентиляционной установки за­мыкаются контакты датчика перегрева и включают реле перегрева. Контакты реле перегрева раз­мыкаются (кнопка реле перегрева выдвигается из утопленного положения) и отключают электродвигатель. Перед повторным напуском отопительно-вентиляционной установки кнопку реле перегрева необходимо утопить.

Звуковой сигнал

Для звуковой сигнализации на изделии применен электри­ческий безрупорный шумовой сигнал постоянного тока.

Звуковой сигнал установлен на заднем листе башни снару­жи. Включается сигнал кнопкой, расположенной на щитке приборов механика-водителя.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВОК

Проверка работы блокировок электрической цепи стрельбы

Проверку работы блокировок цепи стрельбы проводят в такой последовательности:

привести изделие в исходное (для проверки) положение, при котором ствол гаубицы поднят и находится в секторе (30-00±5-00) тысячных по указателю положения ствола; стопор ствола поднят; люк механика-водителя, кормовой люк и щиток смотрового стекла открыты, каретка досылателя гаубицы находится в исходном положении, рычаг блокировки спуска в положении ЗАБЛ;

запустить двигатель и зафиксировать рукоятку ручной по дачи топлива стопором;

измерить напряжение бортовой сети по вольтамперметру. Напряжение должно быть 22,5–28,5 В;

включить на блоке-реле автоматы защиты сети ПИТАНИЕ, ДОС и СПУСК. На блоке-реле должен гореть светодиод ПИТАНИЕ, на щитке наводчика – лампа УЛОЖИ СТОПОР, а на щитке механика-водителя –транспарант ГОТОВЬСЬ;

установить рычаг блокировки спуска в положение РАЗБЛ. На блоке-реле должен гореть светодиод РАЗБЛ;

нажать на кнопку электроспуска. Электромагнит спуска на должен включаться (определяется по отсутствию характерного щелчка включения электромагнита);

уложить стопор ствола на крышу корпуса и застопорить ет рукояткой. При этом лампа УЛОЖИ СТОПОР на щитке наводчика должна погаснуть и загореться лампа ЗАКРОЙ ЛЮК. Нажать на кнопку электроспуска. Электромагнит не должен срабатывать;

закрыть крышку люка механика-водителя, повернув рукоятку люка до упора, и застопорить ее. При этом на щитке наводчика должна погаснуть лампа ЗАКРОЙ ЛЮК и загореться лампа ЗАКРОЙ ЩИТОК. Нажать кнопку электроспуска. Электромагнит не должен срабатывать;

закрыть щиток смотрового стекла механика-водителя. При этом на щитке наводчика должна погаснуть лампа ЗАКРОЙ щиток и загореться лампа СИСТЕМА ГОТОВА, а у механика-водителя должен загореться транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО. При нажатии на кнопку спуска электромагнит спуска должен срабатывать;

отвести каретку от исходного положения. При этом должна погаснуть лампа СИСТЕМА ГОТОВА, транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО и светодиод РАЗБЛ. При нажатии на кноп­ку спуска электромагнит не должен срабатывать. Установить каретку досылающего механизма в исходное положение. При этом должны гореть светодиод РАЗБЛ., лампа СИСТЕМА ГОТОBA и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО;

установить рычаг блокировки спуска в положение ЗАБЛ. При этом должны погаснуть светодиод РАЗБЛ, лампа СИСТЕМА ГОТОВА и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО. При нажатии на кнопку спуска электромагнит не должен срабатывать;

установите рычаг блокировки спуска в положение РАЗБЛ. При этом должны гореть светодиод РАЗБЛ, лампа СИСТЕМА ГОТОВА и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО;

повернуть башню влево. Когда стрелка указателя положеия ствола будет на делении (20-00±2-00) тысячных, должны погаснуть лампа СИСТЕМА ГОТОВА, транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО и загореться лампа ЗАКРОЙ КОРМУ на щитке наводчика. Аналогичную проверку происти при повороте башни вправо, при этом срабатывание блокировки должно происходить, когда стрелка указателя положения ствола находится на делении (40-00±2-00) тысячных;

закрыть кормовой люк, повернув рукоятки до упора. При этом должна погаснуть лампа ЗАКРОЙ КОРМУ, загореться лампа СИСТЕМА ГОТОВА и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО. При повороте башни в любую сторону на любой угол от 0 до 360° и нажатии на кнопку электроспуска должен срабатывать электромагнит спуска. Поворачивать башню при про­верке допускается как электроприводом, так и вручную;

после проверок выключить все АЗС на блоке-реле гаубицы, а рычаг блокировки спуска поставить в положение ЗАБЛ.

Внимание! Время нажатого состояния кнопки электроспуска не превышать 1 с.

Проверка работы электрических блокировок привода поворотного механизма

Проверку работы электрических блокировок привода поворотного механизма производят в такой последовательности:

привести изделие в исходное (для проверки) положение, при котором ствол гаубицы закреплен по-походному, люк механика-водителя открыт;

расстопорить и поднять ствол гаубицы настолько, что бы при повороте башни ствол проходил над люком механика водителя и поднятым стопором ствола. Ручным приводом повернуть ствол гаубицы влево от люка механика-водителя;

запустить двигатель и зафиксировать рукоятку ручной подачи топлива стопором;

измерить напряжение бортовой сети по вольтамперметру. Напряжение должно быть 22,5—28,5 В;

включить на щитке наводчика автомат защиты сети ЭЛ ПРИВОД ПОВОРОТА;

нажмать на кнопку включения электропривода, расположенную на рукоятке маховика поворотного механизма, и не отпуская кнопки, поверните маховик по ходу часовой стрелки на один оборот. Электропривод поворотного механизма не должен включаться, а на щитке наводчика должна гореть лампа УЛОЖИ СТОПОР;

повернуть маховик поворотного механизма в исходное положение и отпустить кнопку;

уложить стопор ствола;

нажать на кнопку включения электропривода и, не отпуская кнопки, повернуть маховик поворотного механизма на один оборот по ходу часовой стрелки. Башня должна поворачиваться электроприводом вправо. При подходе ствола гаубицы к люку механика-водителя на расстояние 200—600 мм электропривод должен отключаться и на щитке наводчика должна загореться лампа ЗАКРОЙ ЛЮК. При отключенном электроприводе измерить линейкой расстояние между стволом гаубицы и кромкой открытой крышки люка механика-водителя. Если расстояние менее 200 мм, произвести регулировку. Выполнить аналогичную проверку при повороте башни влево;

отвести ствол гаубицы от люка механика-водителя, закрыть крышку люка механика-водителя, повернув рукоятку по ходу часовой стрелки, и зафиксировать ее стопором;

повернуть башню электроприводом на 360° влево и вправо, При этом блокировка не должна отключать электропривод и не должны загораться лампы ЗАКРОЙ ЛЮК и УЛОЖИ СТОПОР;

выключить (после проверки и регулировки) автомат защиты сети ЭЛ. ПРИВОД ПОВОРОТА на щитке наводчика и остановить при необходимости двигатель изделия.

Наши рекомендации