Электрооборудование командирской башенки
Электрооборудование командирской башенки включает токосъемник, токосъемные кольца, щиток осветителя, осветитель, электрообогревное стекло, регулятор температуры стекол РТС, электрообогреватели стекол приборов ТНП04, ТНП05 и соединительные кабели.
Токосъемник и токосъемные кольца предназначены для передачи напряжения от электрооборудования башни на электрооборудование вращающейся части командирской башенки. Токосъемник установлен на кольце башни, а токосъемные кольца — на верхнем погоне командирской башенки.
Щиток осветителя предназначен для подачи напряжения на лампу (рис. осветителя и на электрообогревное стекло. Он крепится к крыше башенки и состоит из корпуса, выключателя ОСВЕТИТЕЛЬ, включателя ОБОГРЕВ СТЕКЛА и фонаря.
Осветитель может быть использован для освещения местности и передачи кратковременных световых сигналов. Для освещения местности осветитель включается выключателем, а для передачи световых сигналов – кнопкой, установленной на правой ручке прибора наблюдения командира.
Регулятор температуры стекол РТС-27-ЗА предназначен для автоматического поддержания в заданных пределах температуры поверхности обогреваемых стекол приборов наблюдения ТНП0-170А.
РТС состоит из корпуса и крышки. На корпусе регулятора установлены выключатель, светодиод, переключатель и вилки электрических соединителей.
Щиток отопителя
Щиток отопителя предназначен для управления работой отопительно-вентиляционной установки ОВ-65Г.
Щиток состоит из корпуса и панели, которая крепится к корпусу винтами с шайбами.
На панели щитка установлены выключатель свечи накаливания и контрольной спирали, контрольная спираль с добавочным сопротивлением, контрольная лампа, реле перегрева с кнопкой, переключатель режимов работы и вилка электрического соединителя.
Щиток устанавливается на амортизаторах и крепится к бонкам, приваренным к левому боковому листу башни, болтами с шайбами. Между бонкой и нижним амортизатором устанавливается клемма провода, соединяющего корпус щитка с башней (с «корпусом» изделия).
При включении включателя подается напряжение на свечу накаливания СН и контрольную спираль СК с добавочным сопротивлением. Накал свечи СН контролируется по контрольной спирали, которая должна накаливаться до ярко- красного цвета.
Переключатель режимов работы имеет три положения: в положении 0 (крайнем верхнем положении рукоятки) электродвигатель отключен, в положении 1/2 (крайнем нижнем положении рукоятки) электродвигатель включается на пониженную частоту вращения якоря (частичный режим), в положении 1 (среднем положении рукоятки) электродвигатель включается на полную частоту вращения якоря (полный режим работы).
При выходе отопительно-вентиляционной установки на устойчивый режим работы замыкаются контакты датчика горения, при этом должна загореться контрольная лампа (защитный колпачок лампы имеет зеленый цвет).
При перегреве отопительно-вентиляционной установки замыкаются контакты датчика перегрева и включают реле перегрева. Контакты реле перегрева размыкаются (кнопка реле перегрева выдвигается из утопленного положения) и отключают электродвигатель. Перед повторным напуском отопительно-вентиляционной установки кнопку реле перегрева необходимо утопить.
Звуковой сигнал
Для звуковой сигнализации на изделии применен электрический безрупорный шумовой сигнал постоянного тока.
Звуковой сигнал установлен на заднем листе башни снаружи. Включается сигнал кнопкой, расположенной на щитке приборов механика-водителя.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВОК
Проверка работы блокировок электрической цепи стрельбы
Проверку работы блокировок цепи стрельбы проводят в такой последовательности:
привести изделие в исходное (для проверки) положение, при котором ствол гаубицы поднят и находится в секторе (30-00±5-00) тысячных по указателю положения ствола; стопор ствола поднят; люк механика-водителя, кормовой люк и щиток смотрового стекла открыты, каретка досылателя гаубицы находится в исходном положении, рычаг блокировки спуска в положении ЗАБЛ;
запустить двигатель и зафиксировать рукоятку ручной по дачи топлива стопором;
измерить напряжение бортовой сети по вольтамперметру. Напряжение должно быть 22,5–28,5 В;
включить на блоке-реле автоматы защиты сети ПИТАНИЕ, ДОС и СПУСК. На блоке-реле должен гореть светодиод ПИТАНИЕ, на щитке наводчика – лампа УЛОЖИ СТОПОР, а на щитке механика-водителя –транспарант ГОТОВЬСЬ;
установить рычаг блокировки спуска в положение РАЗБЛ. На блоке-реле должен гореть светодиод РАЗБЛ;
нажать на кнопку электроспуска. Электромагнит спуска на должен включаться (определяется по отсутствию характерного щелчка включения электромагнита);
уложить стопор ствола на крышу корпуса и застопорить ет рукояткой. При этом лампа УЛОЖИ СТОПОР на щитке наводчика должна погаснуть и загореться лампа ЗАКРОЙ ЛЮК. Нажать на кнопку электроспуска. Электромагнит не должен срабатывать;
закрыть крышку люка механика-водителя, повернув рукоятку люка до упора, и застопорить ее. При этом на щитке наводчика должна погаснуть лампа ЗАКРОЙ ЛЮК и загореться лампа ЗАКРОЙ ЩИТОК. Нажать кнопку электроспуска. Электромагнит не должен срабатывать;
закрыть щиток смотрового стекла механика-водителя. При этом на щитке наводчика должна погаснуть лампа ЗАКРОЙ щиток и загореться лампа СИСТЕМА ГОТОВА, а у механика-водителя должен загореться транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО. При нажатии на кнопку спуска электромагнит спуска должен срабатывать;
отвести каретку от исходного положения. При этом должна погаснуть лампа СИСТЕМА ГОТОВА, транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО и светодиод РАЗБЛ. При нажатии на кнопку спуска электромагнит не должен срабатывать. Установить каретку досылающего механизма в исходное положение. При этом должны гореть светодиод РАЗБЛ., лампа СИСТЕМА ГОТОBA и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО;
установить рычаг блокировки спуска в положение ЗАБЛ. При этом должны погаснуть светодиод РАЗБЛ, лампа СИСТЕМА ГОТОВА и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО. При нажатии на кнопку спуска электромагнит не должен срабатывать;
установите рычаг блокировки спуска в положение РАЗБЛ. При этом должны гореть светодиод РАЗБЛ, лампа СИСТЕМА ГОТОВА и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО;
повернуть башню влево. Когда стрелка указателя положеия ствола будет на делении (20-00±2-00) тысячных, должны погаснуть лампа СИСТЕМА ГОТОВА, транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО и загореться лампа ЗАКРОЙ КОРМУ на щитке наводчика. Аналогичную проверку происти при повороте башни вправо, при этом срабатывание блокировки должно происходить, когда стрелка указателя положения ствола находится на делении (40-00±2-00) тысячных;
закрыть кормовой люк, повернув рукоятки до упора. При этом должна погаснуть лампа ЗАКРОЙ КОРМУ, загореться лампа СИСТЕМА ГОТОВА и транспарант ОРУДИЕ ЗАРЯЖЕНО. При повороте башни в любую сторону на любой угол от 0 до 360° и нажатии на кнопку электроспуска должен срабатывать электромагнит спуска. Поворачивать башню при проверке допускается как электроприводом, так и вручную;
после проверок выключить все АЗС на блоке-реле гаубицы, а рычаг блокировки спуска поставить в положение ЗАБЛ.
Внимание! Время нажатого состояния кнопки электроспуска не превышать 1 с.
Проверка работы электрических блокировок привода поворотного механизма
Проверку работы электрических блокировок привода поворотного механизма производят в такой последовательности:
привести изделие в исходное (для проверки) положение, при котором ствол гаубицы закреплен по-походному, люк механика-водителя открыт;
расстопорить и поднять ствол гаубицы настолько, что бы при повороте башни ствол проходил над люком механика водителя и поднятым стопором ствола. Ручным приводом повернуть ствол гаубицы влево от люка механика-водителя;
запустить двигатель и зафиксировать рукоятку ручной подачи топлива стопором;
измерить напряжение бортовой сети по вольтамперметру. Напряжение должно быть 22,5—28,5 В;
включить на щитке наводчика автомат защиты сети ЭЛ ПРИВОД ПОВОРОТА;
нажмать на кнопку включения электропривода, расположенную на рукоятке маховика поворотного механизма, и не отпуская кнопки, поверните маховик по ходу часовой стрелки на один оборот. Электропривод поворотного механизма не должен включаться, а на щитке наводчика должна гореть лампа УЛОЖИ СТОПОР;
повернуть маховик поворотного механизма в исходное положение и отпустить кнопку;
уложить стопор ствола;
нажать на кнопку включения электропривода и, не отпуская кнопки, повернуть маховик поворотного механизма на один оборот по ходу часовой стрелки. Башня должна поворачиваться электроприводом вправо. При подходе ствола гаубицы к люку механика-водителя на расстояние 200—600 мм электропривод должен отключаться и на щитке наводчика должна загореться лампа ЗАКРОЙ ЛЮК. При отключенном электроприводе измерить линейкой расстояние между стволом гаубицы и кромкой открытой крышки люка механика-водителя. Если расстояние менее 200 мм, произвести регулировку. Выполнить аналогичную проверку при повороте башни влево;
отвести ствол гаубицы от люка механика-водителя, закрыть крышку люка механика-водителя, повернув рукоятку по ходу часовой стрелки, и зафиксировать ее стопором;
повернуть башню электроприводом на 360° влево и вправо, При этом блокировка не должна отключать электропривод и не должны загораться лампы ЗАКРОЙ ЛЮК и УЛОЖИ СТОПОР;
выключить (после проверки и регулировки) автомат защиты сети ЭЛ. ПРИВОД ПОВОРОТА на щитке наводчика и остановить при необходимости двигатель изделия.