Вторая холодная война», 1979-1985 гг.
Ввод советских войск в Афганистан из-за гражданской войны в декабре 1979 г. положил начало следующему периоду Холодной войны. На Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии.
Пришедшая к власти администрация Рональда Рейгана утверждала, что между двумя сверхдержавами возникла опасность разрыва в уровнях стратегических вооружений в пользу Советского Союза. Дальнейшая пассивность, по их мнению, привела бы к тому, что США в итоге неминуемо проиграют Холодную войну.
С целью недопущения такого варианта событий были значительно увеличены расходы на оборону за счет «высвобождения» ресурсов национальной экономики (т.н. «рейганомика»), огромные средства вкладывались в развитие стратегических сил (в т.ч. и программа СОИ (Стратегическая оборонная Инициатива) по милитаризации космоса) что должно было, по мнению Р. Рейгана, ликвидировать стратегический паритет и вывести США на лидирующие позиции по основным показателям в военной области. Кроме того, это еще глубже втянуло бы Советский Союз в гибельную для него трясину гонки вооружений, что еще больше бы ослабило советскую экономику.
На вооружение американской армии был принят стратегический бомбардировщик В-1 и началось строительство усовершенствованных бомбардировщиков по технологии "Стэлс", началось развертывание межконтинентальных ракет нового поколения МХ и строительство подводных лодок - ракетоносцев "Трайдент", колоссальное увеличение количества крылатых ракет и ракет средней дальности "Першинг-2".
Советское руководство особенно опасалось размещения в Европе новых американских ракет средней дальности. В 1982 г. Советский Союз предложил в случае отказа США от размещения «Першингов» сократить число своих ракет СС-20 в Европе до суммарного количества аналогичных ракет Англии и Франции (162 единицы), а остальные вывезти в Сибирь. Однако американцы отвергли этот вариант, считая, что в случае необходимости вернуть ракеты из-за Урала будет гораздо проще, чем доставить их из-за океана. К тому же появление советских ракет в Азии, с точки зрения американцев, могло угрожать Японии и подтолкнуть к усиленному вооружению Китай.
В августе 1983 г. Москва предложила НАТО так называемый нулевой вариант, согласившись ликвидировать все свои ракеты сверх 162. Возможно, это открыло бы новые перспективы на переговорах, но случилось непредвиденное.
1 сентября советский истребитель сбил вторгшийся в воздушное прос-транство СССР южнокорейский пассажирский лайнер. Погибли 269 пассажиров. Пилот Миг-21 Геннадий Осипович, по-видимому, принял Боинг-747 за американский самолет-разведчик, но санкцию на поражение цели дали из Москвы. Разразился колоссальный международный скандал. Американцы обвинили Кремль в сознательном расстреле пассажирского самолета. Советская сторона поначалу отрицала свою причастность к гибели лайнера. В заявлении ТАСС от 2 сентября утверждалось, что «самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря». Лишь 7 сентября правительство СССР официально признало, что «Боинг» был сбит, но утверждало, что он нарушил воздушную границу СССР не случайно, а по заданию американской разведки. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».
В 1983 США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 г. в США началось производство нейтронного оружия - артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности «Ланс».
Рейган также принял решение о форсировании работ над стратегической оборонной инициативой, известной также как программа «звездных войн». Речь шла о размещении в космосе противоракетного щита, который сделал бы Америку неуязвимой для советского ядерного оружия. Впоследствии специалисты установили, что технические возможности осуществления СОИ были, мягко говоря, сомнительными. Но в СССР эту идею восприняли тем более болезненно, что советская промышленность была не в силах создать что-либо подобное. Г.Киссинджер писал: «Как минимум, провозглашение Рейганом программы СОИ уведомило советское руководство, что гонка вооружений, которую они столь отчаянно начали в 1960-е гг., либо полностью поглотит их ресурсы, либо приведет к американскому стратегическому прорыву».
В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.
Отношения между Западом и Востоком накалились до предела. Символом этого периода Холодной войны можно с полным правом считать «шутку» Рональда Рейгана в прямом эфире американского телевидения: «Дорогие соотечественники, я рад сообщить вам, что только что я подписал указ, навеки объявляющий Россию вне закона. Ядерная бомбардировка начнется через 5 минут».