Федор Тертицкий дает исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении северокорейской идеологии
Когда кореисту задают вопрос «Что такое идеи чучхе?», он понимает, что не знает ответ на этот вопрос. Однако признаться в этом стыдно, ведь идеи чучхе считаются основой северокорейской идеологии. Поэтому в ход идут разные уловки, главной из которых служит рассуждение о филологических особенностях корейского слова «чучхе». «Чучхе, – говорит кореист, – означает “субъект”. Это слово состоит из двух частей: “чу” – “хозяин”, “главный” и “чхе” –“тело”, “сущность”». На этом месте недоуменный читатель чешет в затылке, силясь понять, какое отношение «субъект», «главное тело», «хозяин сущности» и прочее имеет отношение к культу семьи Ким, военным парадам, журналу «Корея» и всему тому, что принято ассоциировать с КНДР. Если ему свойственен пиетет перед научным миром, он делает вывод, что идеи чучхе – это что-то очень сложное и вообще Восток – дело тонкое. Если же нет, то они приходит к выводу, что автор статьи пишет чушь. В любом случае к пониманию того, что такое идеи чучхе, филологические рассуждения автора читателя не приближают никак.
Автор этих строк прочел несколько тысяч выпусков главной северокорейской газеты «Нодонсинмун», множество статей за авторством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, публикаций основного теоретического журнала КНДР «Кыллочжа» (аналог советского «Коммуниста»), вестника университета имени Ким Ир Сена и статей в северокорейских энциклопедиях – и все равно не может ответить на вопрос, вынесенный в начало статьи. Секрет заключается в том, что никто не знает, что такое идеи чучхе – включая преподавателей соответствующего предмета в северокорейских вузах и, сильно подозреваю, самого Высшего Руководителя Ким ЧенЫна. Как так получилось? Тут необходим небольшой историко-филологический экскурс.
Чучхе 1.0
Начну с того, что слово «чучхе» действительно означает «субъект», но употребляется в корейском языке редко. Это довольно пафосное и слегка устаревшее слово. Впрочем, когда оно появилось в северокорейском политическом дискурсе впервые – в 1955 году – еще без «идей», просто «чучхе», то значило оно совсем не «субъект». На русский его тогдашнее значение можно довольно точно перевести украинизмом «самостийность». В середине 1950-х, еще до XX съезда, в Северной Корее стали активно бороться с культурным влиянием своего главного патрона – Советского Союза. Ким Ир Сен тогда начал кампанию, направленную на искоренение русизмов из корейского языка: в те времена северокорейская печать время от времени сообщала про то, что очередная «комиссия» переименована в исконно корейское «вивонхве». Пиком этой кампании была публикация знаменитой речи Кима «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе», в которой он подчеркивал, что изучать надо в первую очередь не советскую культуру и историю, а свою, корейскую.
После разоблачения культа личности и последующих событий, в ходе которых Ким Ир Сен едва не утратил власть, разговоры про «чучхе» несколько притихли, и Ким стал снова демонстрировать готовность дружить с Советским Союзом. Однако начиная с конца 1957 года Ким Ир Сен стал действовать более решительно, и слово «чучхе» было снова пущено в оборот. Кто придумал это слово? На этот вопрос можно найти ответ вот в таком любопытном советском архивном документе:
Пак Док Хван рассказал, что, начиная со второй половины октября 1959 года в пропагандистской работе парторганизаций ТПК стал снова заметно подчеркиваться тезис о так называемой самобытности Кореи («Чу че»), существо которой заключается в том, что все корейское является лучшим по сравнению с иностранным. Как известно, указал Пак Док Хван, этот тезис был выдвинут в 1955 году, но в дальнейшем широкого распространения он не получил. За последние два года об этом уже почти не говорилось. Однако с конца прошлого года этот тезис вновь стал широко пропагандироваться в докладах и лекциях в закрытых аудиториях. Это началось с доклада зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК ТПК Ким До Мана, который был прочитан им во второй половине октября 1959 года, для руководящих партийных и государственных работников г. Пхеньяна, Ким До Ман в своем докладе уделил большое внимание этому вопросу, сказал Пак Док Хван. Он указал далее, что в освещении этого тезиса («Чу че») чувствуется национализм, потому что допускается некоторое противопоставление корейской действительности опыту социалистического строительства как в странах народной демократии, так и в Советском Союзе. Среди корейских руководящих работников бытует мнение, что автором выдвижения данного тезиса является зам. Председателя ЦК ТПК Ким Чан Ман, который гордится этим.
– Дневник Н.Е. Торбенкова, запись беседы с сотрудником МИД КНДР Пак Док Хваном, 1 июня 1960 года
Таким образом, почти наверняка можно сказать, что слово «чучхе» придумал не Ким Ир Сен, а его заместитель по партии Ким Чханман (в документе использована устаревшая транслитерация его имени). Ким Чханман был, в отличие отКим Ир Сена, образованным человеком – он окончил университет Чжуншань в Китае. Вполне логично, что человек, получивший китайское образование, и придумал такой немного архаичный, китаизированный термин – чучхе. После того как в 1966 году Ким Чханман был репрессирован, слово «чучхе» появилось уже не в полузакрытых публикациях, а на страницах партийных газет и в новом качестве – теперь это были «идеи чучхе».
Чучхе 2.0
В 1972 году Северная Корея приняла новую Конституцию, которая называлась «социалистической» и в которой утверждалось, что «Корейская Народно-Демократическая Республика руководствуется в своей деятельности идеями чучхе Трудовой партии Кореи – творческим приложением марксизма-ленинизма к действительности нашей страны». Читатели, хорошо знакомые с советским сленгом, сразу увидят в этом фигу в кармане в адрес Советского Союза, так как, с одной стороны, Северная Корея заявляла, что она такое же социалистическое государство, как и СССР, а с другой – говорила, что идеология у нее своя и ничего дурного в этом нет, поскольку творчески прилагать марксизм-ленинизм к действительности считалось занятием совершенно правильным.
Конституция, кстати, оказалась едва ли не последним документом, в котором авторство идей чучхе приписывалось партии, так как в дальнейшем их автором был объявлен лично Ким Ир Сен. И вот тут началось самое интересное.
Идеи чучхе полагалось возносить до небес. «Создав идеи чучхе, Великий Вождь открыл новую эру в истории человечества – эру чучхе», – писала северокорейская пресса. «Идеи чучхе – единственные руководящие идеи нашей партии, в них – жизнь нашей нации», – вторил ей Ким Чен Ир, который по части славословия в адрес батюшки не уступал самым рьяным северокорейским пропагандистам.
При этом, когда в северокорейской публикации надо было объяснить, в чем именно заключаются эти самые идеи чучхе, авторы ограничивались одной фразой: «Идеи чучхе – это мировоззрение, в центре которого стоит человек». Если вы, уважаемый читатель, выучите эту фразу, то вас можно поздравить – про сущность идей чучхе вы знаете абсолютно все. Потому что, кроме этой одной фразы, в них ничего нет. То есть вообще ничего. Совсем.
То, что все идеи чучхе ограничиваются одним предложением, доставляло немало неудобств тем северокорейцам, которым надо было написать о них длинный текст, например энциклопедическую статью. Бедному автору приходилось переиначивать на все лады фразу про человека и центр, в результате чего получался, например, такой текст:
Идеи чучхе, философия чучхе как философская идеология, имеют существенные особенности, в корне отличающиеся от всех предшествующих философских учений. Эти особенности заключаются в том, что философия чучхе является философией, которая уделяет основное внимание человеку, развертывает и систематизирует свои положения, ставя человека в центр внимания. Сказанное нами означает, что она выдвигает основной вопрос философии, уделяя человеку главное внимание, что она вырабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека.
Философия чучхе характеризуется философией, ставящей человека в центр внимания, во-первых, потому, что она выдвигает основной вопрос философии, ставя человека в центр внимания.
Основной вопрос, что выдвинула философия чучхе, есть вопрос о месте и роли человека в мире… И т. д. и т.п.
В принципе, из данного текста и подобных ему вывод о том, что «идеи чучхе» не представляют собой совершенно ничего, следует с очевидностью, и за идеями чучхе вполне могла закрепиться репутация забавной ерунды, но тут на помощь северокорейскому начальству пришли те, на кого Ким Ир Сен вряд ли рассчитывал – профессиональные корееведы.