Люди 25 категорий. Как устроена кастовая система КНДР
Автор SlonMagazine изучил секретный северокорейский документ
Диктаторские режимы любят четко делить своих граждан на несколько категорий. В нацистской Германии были арийцы и неарийцы; в ЮАР при апартеиде – белые, черные, индийцы и цветные. Но когда подобные классификации начинают применяться на практике, они тут же дают сбои. Если «настоящий ариец» – голубоглазый блондин, то кто, простите, сам фюрер? Если «полноценные люди» – только белые, то как быть с японскими союзниками Германии? По всем этим вопросам в Германии середины 1930-х шли ожесточенные дискуссии. Не избежали схожих проблем и коммунистические режимы. Символом СССР был «серп и молот», что должно олицетворять единство рабочих и крестьян. Правда, вскоре выяснилось, что в Советском Союзе есть не только рабочие и крестьяне, но и служащие, а также «прослойка интеллигенции». И даже с этой расширенной схемой все было не так просто: если армейский командир – служащий, то почему сама Красная армия – рабоче-крестьянская?
К счастью, в Советском Союзе такие дискуссии довольно быстро стали сугубо теоретическим занятием: начиная с 1940-х годов происхождение начало постепенно становиться малозначимым фактором, а со временем человек, у которого в анкете было написано «происхождение – из дворян», мог даже преподавать гуманитарные предметы в школе, просто потому, что в отделе кадров уже никому в голову не приходило смотреть, кем были его предки. А вот в Северной Корее, где к этим вопросам относились очень серьезно, дела обстояли иначе. Недавно в руки автора этих строк попал чрезвычайно интересный северокорейский документ. Он называется «Справочник по регистрации граждан», носит гриф «Совершенно секретно» и был издан Министерством общественной безопасности КНДР в 1993 году. В этой статье я собираюсь рассказать о содержании этого документа, проливающего свет прежде всего на печально известную псевдокастовую систему «сонбун», а также на особенности делопроизводства северокорейской полиции, относящиеся в том числе и к устройству северокорейских концлагерей.
Что такое сонбун?
Слово «сонбун» переводится как «составная часть», а в северокорейском контексте оно означает «составная часть общества, к которой ты относишься или из которой происходишь». Иными словами, речь идет о твоем происхождении и месте работы. Система сонбунов начала оформляться почти одновременно с обретением политической независимости от СССР, то есть с конца 1950-х. От статуса в этой системе зависят место жительства (в столице могут жить только люди с благонадежным происхождением) и перспективы учебы и трудоустройства: человека с недостойным происхождением, скорее всего, не возьмут в университет или на хорошую работу, а полицейским или тем более сотрудником госбезопасности нельзя стать, даже если происхождение подкачало у кого-то из родственников.
Раньше в северокорееведческой науке считалось, что категорий сонбуна всего около пятидесяти и делятся они на три больших класса: базовый (он же иногда основной), колеблющийся (он же иногда неоднозначный) и враждебный. Потом выяснилось, что сонбунов у каждого человека два: чхульсин-сонбун по рождению и сахве-сонбун по социальному статусу, а классов в современной КНДР уже не три, а пять: особый, основной, базовый, колеблющийся и враждебный. «Справочник», однако, показывает, что, хотя в целом эта картина близка к истине, в точности дела обстояли не совсем так, поэтому предыдущие публикации по этому вопросу, включая эту статью, можно считать устаревшими.
Три статуса
Во-первых, статусов у северокорейца не один и не два, а три. Это два сонбуна (вышеупомянутые чхульсин-сонбун и сахве-сонбун) и один кечхын («кечхын» – это по-корейски «слой»). Все три статуса присваиваются в момент достижения 17 лет или, для лиц, родившихся вне КНДР, в момент прибытия в Северную Корею. Чхульсин-сонбун определяется основной работой родителей с момента рождения гражданина КНДР и до достижения им 17-летнего возраста. Сахве-сонбун отражает место в обществе самого гражданина и обычно присваивается в соответствии с рабочим местом, на котором он находился дольше всего. Исключением являются сахве-сонбун«рабочий» и «военный», которые присваиваются после трех лет работы в соответствующем статусе и в дальнейшем не меняются; об этом далее будет более подробный рассказ.
Кечхын же определяется исходя одновременно из происхождения, работы и взглядов гражданина, поэтому в данном случае чиновник обладает большей свободой действий, и на классы (основной, враждебный и т.д.) делится именно кечхын, а не сонбун, как считалось раньше.
Сонбунов на 1993 год было всего 25: «революционер», «профессиональный революционер», «рабочий», «военный», «батрак», «бедняк», «крестьянин», «колхозник», «середняк», «зажиточный середняк», «сельский десятник», «кулак», «землевладелец», «служащий», «учащийся», «ремесленник», «десятник», «владелец малого и среднего бизнеса», «патриотический торговец или предприниматель», «предприниматель», «мелкий буржуа», «малый и средний торговец», «торговец», «религиозный деятель» и «сотрудник японской колониальной администрации».Для лиц с «плохим» происхождением, но помогавших Ким Ир Сену, предусмотрены поправки. Например, торговец, помогавший его партизанскому отряду, будет записан не как «торговец», а как «торговец (помогавший революции)», что, конечно, несравнимо лучший сонбун. Также сонбун может быть улучшен у тех, кто в середине 1940-х годов сразу и активно стал помогать новому режиму: такой человек может получить, например, сонбун «кулак (помогавший в деле строительства государства)».
Сонбун определяется сотрудником полиции, но для присвоения человеку статуса «революционер» или «профессиональный революционер», ему необходимо разрешение с самого верха – из ЦК партии. Стоит помнить, что понятие революции в Северной Корее употребляется не в советском, а в китайском варианте времен Мао, где ею считалось не только свержение предыдущего режима, а вообще любая деятельность Компартии. Поэтому «профессиональный революционер» – это такой член партизанского отряда Ким Ир Сена, который потом стал большим чиновником, а, например, участник другого, не кимирсеновского партизанского отряда может и не получить статус «революционера», если больше себя ничем не прославил.
Чхульсин-сонбун ты получаешь один раз и на всю жизнь, а улучшить сахве-сонбун в отличие от кечхына, о котором речь пойдет ниже, не так уж и сложно. Например, отслужившие не менее трех лет в армии получают сахве-сонбун военного, а для того, чтобы получить сахве-сонбун рабочего (лучше только у «революционеров» и «профессиональных революционеров»), нужно выполнить одно из следующих условий:
· Не менее трех лет заниматься физическим трудом в государственном учреждении, на заводе или предприятии (включая кооператив), в научной, образовательной, культурной сфере, здравоохранении, торговых сетях или сфере бытового обслуживания;
· Не менее трех лет заниматься физическим трудом на важных стройках;
· После окончания вуза не менее трех лет проработать в группе содействия Трем революциям (на производстве).