Разведка, контрразведка и преступные организации

Методологическое сходство спецслужб и организованных преступных сообществ очевидно.

Спецслужбы — это система государственных органов, созданных и действу­ющих с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене, а также являющихся наиболее острым инстру­ментом, с помощью которого политическое руководство государства обеспечи­вается достоверной информацией о реальном состоянии дел в той или иной сфере социально-политической и экономической жизни. Одновременно с этими функциями спецслужбы являются органом государства, осуществляющим не­гласный контроль за разведывательно-подрывными и иными враждебными ин­фраструктурами. Кроме этого в функции спецслужб входит проведение против различных источников угроз государственной безопасности специальных опе­раций специфическими оперативными силами и средствами.

Мафия — это тайная разветвленная преступная организация крупных уго­ловных авторитетов, возникшая в Италии в начале XIX века по образцу неаполитанской каморы, члены которой используют ее как средство круговой поруки, запугивания и принуждения в целях достижения прямого или косвенного кон­троля, за различными видами экономической деятельности, включая торговую и банковскую сферы, оказания выгодного для себя влияния на работу административных учреждений или же для получения незаконных доходов, в том числе путем изъятия их у других.

Согласно официальному определению, преступная организация — устойчивое объединение трех или более лиц либо двух и более организованных преступных групп, умышленно создаваемое для систематического совершения преступлений с распределением между участниками функций по:

а) созданию преступной организации либо руководству ею;

б) непосредственному совершению уголовных преступлений;

в) иным формам обеспечения функционирования преступной организации.

Преступная организация, как правило, имеет пять признаков. Это:

- существование внутренней структуры;

- сбор и передача информации;

- нейтрализация действий правоохранительных институтов;

- определенная внешняя «законность» действий;

- использование основных социально-экономических институтов общества и государства.

Существуют международные концерны преступности, представляющие со­бой сложную сетевую систему. При этом в качестве средства достижения по­ставленных экономических, политических или кадровых результатов своей пре­ступной цели мафия в основном использует незаконное, преступное воздействие на отдельных лиц, государственные и общественные учреждения и организации. Особая опасность такой криминальной организации заключается в том, что она планирует свою деятельность на длительный период времени, имеет обширные вертикальные связи в самых различных сферах и способна вкладывать средства в подкуп должностных лиц, «проталкивая» своих людей в государ­ственные органы.

Взаимоинтерес и взаимопроникновение спецслужб и преступных организа­ций традиционны. Самая известная в мировой истории разведки совместная операция спецслужб и организованной преступности состоялась в 1944 году между ФБР США и одним из крестных отцов итальянской мафии Лаки Лучано. Отбывающий 25-летнее тюремное заключение Лучано в обмен на освобождение и возможность покинуть США пообещал военно-морской разведке США повлиять на своих сицилийских коллег, чтобы облегчить союзникам вторжение в Сицилию. Сделка состоялась, и Сицилия в кратчайшее время и практически без потерь была захвачена американскими войсками.

В настоящее время ЦРУ проявляет особый интерес к преступлениям, имею­щим отношение к окружающей среде. Этот вид преступлений является одним из наиболее доходных и все более привлекающим внимание международных криминальных структур.

По оценкам американского правительства, международные и национальные преступные синдикаты ежегодно получают 22 — 23 млрд. долларов прибыли от демпингового экспорта опасных отходов производства, контрабанды запрещен­ных опасных материалов и от незаконной эксплуатации и продажи охраняемых природных ресурсов. Организованные преступные группировки извлекают многомиллиардные барыши из легальной торговли материалами, годными к повторному применению, такими как металлолом, или из полулегального экс­порта и продажи токсичных отходов. Большое количество этих отходов постав­ляется в страны Восточной и Центральной Европы, Азии и Африки.

Незаконная разработка и торговля природными ресурсами — еще один ис­точник дохода криминальных организаций.

Спецслужбы и преступные организации объединяют следующие характер­ные видовые аспекты деятельности.

1. Цели и задачи. Целями обеих структур является достижение прямого или косвенного контроля над различными сферами политической и экономи­ческой жизни государства. При этом такое воздействие на отдельных лиц и организации (представляющие противоборствующую сторону) осуществляется, главным образом, с помощью негласных, нелегальных, незаконных, конспиративных специфических средств.

2. Объекты устремлений. Объектами защиты и устремлений при осуществ­лении негласного контроля и у спецслужб и у криминальных структур являет­ся экономическая и политическая сфера деятельности государства. Здесь и сталкиваются их, казалось бы, непримиримые интересы. Обе силовые структуры «играют» практически на одном поле по одним и тем же правилам. При этом если у спецслужб сфера деятельности политическая, в которой превалиру­ют ее экономические составляющие, то устремления мафии построены прежде всего на удовлетворении своих экономических интересов, что сегодня невозможно осуществить, не захватив определенные позиции на политическом игро­вом поле.

3. Принципы конспирации. И спецслужбы и мафия строят свою деятельность на принципах высочайшей конспирации и строжайшей исполнительской дисциплины, что является залогом успеха деятельности обеих организаций и влияет на уровень раскрываемости (или степень нераскрываемости) преступлений, совершенных профессиональными исполнителями. Другими словами, конспирация — это умение сохранять в тайне лицами, привлекаемыми к такого рода деятельности, цели, содержание, формы, средства и методы решения поставленных задач, или сохранение в тайне сведений, которые могут нанести ущерб конкретной деятельности и ее участникам.

Одной из основных составляющих конспирации в деятельности обеих структур являются легенды и так называемое легендирование, псевдонимы и «крыши».

При этом легенда — это специально подобранные с учетом назначения условий использования факты и вымышленные сведения, присваивая которые или ссылаясь на которые сотрудники спецслужбы и ее агенты скрывают от противника и окружения свою принадлежность к кадрам спецслужбы, создают благоприятные условия для решения отдельных оперативных задач, то есть это вымышленная биография разведчика. Нечто иное представляет собой легендирование, которое заключается в создании криминальной структурой благоприятных условий для решения криминальных и иных задач, зашифровки свои членов и их деятельности путем разработки и реализации соответствующих легенд.

4. Псевдонимы и клички. Одним из составляющих механизма деятельности обеих структур является использование оперработниками, агентурой и преступниками альтернативных имен, или псевдонимов.

5. Использование прикрытий («крыш»). Прикрытие — это официально объявленное место работы, занятие, функции лица или учреждения, используемые с целью скрытия причастности к тайной деятельности спецслужбы или правоохранительного органа. Другими словами, это защитная маскировка, при­меняемая по отношению к людям, организациям или объектам в целях сокры­тия факта их тайной деятельности или назначения, истинных целей, мотивов, источников финансирования и тех, кто за ними стоит. Существуют дипломати­ческие, коммерческие, журналистские или иные «крыши» разведчиков или агентов.

В оперативной деятельности спецслужб «крыша» — это официальное при­крытие сотрудника или агента спецслужбы, используемое для сокрытия своей принадлежности к разведке (контрразведке) и маскировки разведывательной или контрразведывательной деятельности. Другими словами, это организация (учреждение), работой в которой сотрудник спецслужбы прикрывает свою тай­ную оперативную деятельность.

В преступном мире «крыша» — комплекс навязанных криминальных сило­вых услуг (неформальная защита от грубых посягательств), предоставляемых вооруженными формированиями преступных группировок, а также частных охранных предприятий, бывших или действующих сотрудников правоохрани­тельных органов или подразделений специального назначения, способных ре­шать возникающие спорные вопросы с криминальным миром, выполняющих физическую охрану, улаживание конфликтов с партнерами по бизнесу, а также юридическое и информационное сопровождение потребностей «клиента» (дру­гими словами, силовое прикрытие, навязанная «охрана», или покровительство достаточно мощной и влиятельной преступной группировки при возникновении разногласий в вопросах взаимоотношений с недобросовестными партнерами по бизнесу).

6. Сбор и реализация компрометирующих материалов. Технологии в этой сфере ничем не отличаются у тех и других структур.

7. Использование специально подготовленных исполнителей. Обе струк­туры используют в качестве исполнителей своих замыслов привлеченных на конспиративной основе специально подготовленных соучастников (сообщни­ков) которых они вовлекают в свою деятельность, склоняют или принуждают к этому с помощью убеждения, подкупа, шантажа или насилия.

Известно, что использование отечественными спецслужбами в политичес­ких целях спецагентов (агенты из числа уголовников, первоклассно владею­щих одним из преступных ремесел и всегда являющихся контингентом, входя­щим исключительно в сферу компетенции МВД) развернулось с приходом в органы безопасности В. Баранникова. Хотя и ранее КГБ прибегал к целевому использованию этого класса агентуры, но при этом перед ними никогда полно­стью не раскрывалась оперативная информация об истинных целях проводи­мых с их участием мероприятий. Риск политического скандала и возможность компрометации политического органа советского государства и передового от­ряда КПСС всегда сдерживали руководящий состав КГБ времен Ю.В. Андро­пова и В.М. Чебрикова.

8. Личные качества членов мафии и сотрудников спецслужб. Требования, предъявляемые к свойствам личности, способностям и темпераменту как со­трудников спецслужб, так и членов преступных организаций, во многом оказы­ваются схожими.

К сотруднику спецслужбы предъявляются жесткие требования — хорошая память, сильный характер, находчивость, хладнокровие, выносливость, ловкость, наблюдательность, умение читать мысли собеседника, умение скрывать свои чувства и мысли, умение логично и убедительно лгать, уметь кратко, точно и ясно излагать свои мысли.

При этом сотрудник должен быть способным выполнять свои должностные обязанности, решать поставленные задачи, находить в рамках своей компетен­ции наилучший подход к разрешению возникающих ситуаций и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и оперативно при­нимать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение.

В этом отношении личность профессионального преступника с точки зрения юридической психологии представляет собой целостную совокупность взаимо­связанных социальных и социально значимых, духовных, морально-волевых, психофизических, интеллектуальных свойств человека, способного использовать свою подготовку и владение навыками совершения преступления, ориентируясь многообразии криминогенных факторов внешней среды, включая конкретную криминальную ситуацию,

Тенденцией является стремление к тому, что у новой криминальной верхушки интеллект, совокупный профессиональный капитал и квалификация должны быть выше, чем у противоборствующей стороны, то есть у оперработников спецслужб или правоохранительных органов, что для преступной организации является определенной гарантией её собственной безопасности.

9. Агентурные и технические средства воздействия. Обе структуры для достижения своих целей используют в своей практической деятельности специальные конспиративные агентурные и технические формы и методы добывания информации и ее реализации, а также способы и средства иного воздействия на противоборствующую сторону, которые не применяются другими государственными органами власти и управления, общественными организациями.

И спецслужбы и мафия для достижения своих целей используют так называемую «инфильтрацию» собственной агентуры в разрабатываемые объекты заинтересованности.

Инфильтрацией называется процесс проникновения или внедрения (спецслужбами, преступными группировками и недобросовестными конкурентами) на территорию и в структуры разведуемого государства, в организацию или в состав персонала конкретного предприятия специальных лиц (агентов) для политического или экономического шпионажа, а также в целях оказания необходимого влияния на объект устремления.

Раздел 10

Спецслужбы и терроризм

Терроризм представляет собой сложную систему, состоящую из комплекса взаимодополняющих процессов — идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, оперативных, религиозных и националистических. Терроризм проявляется как ответная реакция на длительное затягивание международным сообществом, государством, обществом решения этнических, политических и социальных проблем.

Террористическая деятельность включает в себя:

- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

- подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконного вооруженного формирования преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- финансирование заведомо террористической группы или иное содействие им.

Наиболее серьезную угрозу для человечества представляет технологический терроризм, который заключается в использовании или угрозе использования ядерного, химического и биологического оружия, а также в попытках захвата экстремистами ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, ради достижения политических и иных целей. Современный высокотехнологический терроризм способен стать причиной системного кризиса всего мирового сообщества. К подобным печальным последствиям могут привести теракты в компьютерных и телекоммуникационных сетях. Терроризм сегодня нередко принимает форму террористической войны, ведущейся на основе «антипринципов», предельно асимметричной, в которой сконцентрированы все негативные явления, накопленные за историю человечества: беззаконие, жестокость, коварство и цинизм, презрение к интересам сограждан, антигуманность, шантаж, угрозы жизни и свободе граждан и т.д.

Обращает на себя внимание и тенденция к объединению транснациональных террористических структур, экстремистов различных мастей. Транснациональные наркокартели, международные террористические организации, нетрадиционные секты антиобщественной направленности, криминальные структуры, осуществляющие незаконную торговлю оружием, стратегическим сырьем, людьми, все активнее налаживают криминальные связи, создают центры по координации своей деятельности в разных странах мира. Все более изобретательными скоординированными становятся их усилия по планированию, проведению крупномасштабных преступных акций.

Перед лицом угрозы безопасности и стабильности мирового сообщества, жизни и

благосостоянию цивилизованного человечества государствам целесообразно объединить свои усилия по предотвращению и пресечению на своей территории действий по подготовке и финансированию терроризма. Между тем, американская трагедия 11 сентября 2001 г. показала несостоятельность спецслужб даже сверхдержавы.

***

Одна из первых попыток разработать единые для всех стран принципы противодействия транснациональной преступности была предпринята на конгрессе стран-членов ООН в Гаване в 1991 году. Затем данная проблема обсуждалась на международном семинаре в Суздале в 1991 году и на Всемирной конференции ООН по вопросам борьбы с международной преступностью в Неаполе в 1994 году. В этой сфере государствам-партнерам на указанных форумах рекомендовалось следующее:

- согласованная политика и стратегия действий при организации и проведении борьбы с транснациональной преступностью;

- объединение усилий мирового сообщества в борьбе с международной преступностью;

- создание общей для мирового сообщества системы международно-правовых норм, сужающих возможности транснациональных преступных структур в активизации их деятельности;

- использование единой для всех стран-партнеров стратегии борьбы с международной преступностью;

- формирование наднациональных органов, координирующих усилия стран-партнеров в борьбе с транснациональной преступностью;

- создание единого для стран-партнеров банка данных;

- координация и взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб при проведении совместных действий по борьбе с проявлениями международной преступности (создание координационных советов).

Уместно также вспомнить о системе создания в ходе различных конфликтов так называемого Постоянного объединенного штаба (ПОШ), разработанной западными теоретиками управления. Опыт убедительно доказал полезность этого органа при планировании и проведении целого ряда операций с участием спецслужб, в частности, против Аргентины во время Фолклендской войны и против Ирака в период войны в Персидском заливе, при осуществлении так называемых «миротворческих акций» на территории бывшей Югославии.

Следует отметить явную тенденцию к расширению полномочий начальника разведывательной структуры, входящей в состав ПОШ вооруженных сил Великобритании. Именно на этого руководителя возложена ответственность за подготовку и проведение региональных операций национальных спецслужб за рубежом, поскольку все они так или иначе являются «объединенными по своему характеру».

***

Целесообразно объединить оперативно-розыскной потенциал спецслужб мирового сообщества под эгидой Совета Безопасности ООН, роль которого в последнее время оказалась приниженной, и создать специальное ведомство — транснациональный Центр, которому будет поручена организация антитеррора.

Он должен обеспечить разработку стратегии и тактики борьбы, а также управление усилиями мировой общественности по противодействию угрозе современного терроризма на региональном и глобальном уровне с помощью комплексного планирования на всех направлениях противодействия. Центру предстоит объединить персонал, материальные и финансовые ресурсы всех крупнейших иностранных спецслужб. Только такая организация сможет обеспечить эффективное маневрирование людскими, финансовыми и оперативно-техническими ресурсами из «общего котла», включая авиаобеспечение и использование средств космического базирования.

Ведущим подразделением Центра, его «мозгом», безусловно, обязана стать группа из лучших и наиболее авторитетных представителей интеллектуальной элиты разведки, внешней и внутренней контрразведки (разработчики проблем).

Главной задачей Центра, несомненно, явится уничтожение всех террористических баз, на какой бы территории они ни находились, установление дислокации руководящих структур террористов и перекрытие возможных путей их отхода. Кроме этого Центру надо поручить контроль за соблюдением режима нераспространения ядерного, химического, биологического оружия и средств его доставки. Он должен располагать возможностями для пресечения попыток создания оружия массового поражения (ОМП) террористическими организациями.

В процессе консолидации усилий для всеобщей борьбы с терроризмом не обойтись без переговоров с правительствами заинтересованных государств и заключения договоров о взаимной помощи в данной сфере. Следует утвердить на соответствующем уровне положение о помощнике Генерального секретаря ООН по вопросам борьбы с терроризмом с подчинением ему аппарата международных чиновников, имеющих своих представителей во всех заинтересованных министерствах и ведомствах стран — членов ООН. Возглавить всемирный поход против терроризма должен авторитетный политический лидер, который сможет добиться как минимум двукратного увеличения бюджета разведок и срочного доукомплектования резидентур соответствующих спецслужб в горячих точках специалистами по борьбе с террористами. Помимо транснационального нужно создать региональные центры по борьбе с терроризмом для руководства теми подразделениями, деятельность которых распространяется на конкретную страну.

Разведка, если она стремится быть эффективной, должна с особым вниманием организовывать взаимодействие и координацию имеющихся у нее сил и средств. Представляется целесообразным поручить руководство такой службой назначаемому Советом Безопасности ООН координатору по вопросам безопасности с особыми полномочиями и создать специальный разведывательный департамент, состоящий в своем большинстве из сотрудников соответствующих спецслужб. На это ведомство возложить:

- задачи по координации деятельности различных органов безопасности (для организации эффективной борьбы с терроризмом крайне важно, чтобы механизм координации, взаимодействия и взаимопомощи спецслужб и других правительственных учреждений в этой сфере был четко отлажен на международном уровне; в целях повышения эффективности антитеррора должна быть создана головная группа экспертов по координации усилий в данной области с установлением прямой линии телексной связи всех субъектов борьбы с терроризмом, при этом должны проводиться регулярные встречи представителей спецслужб и правоохранительных органов ведущих стран);

- централизованный сбор информации о террористах и поддерживающих их лицах (в функции Центра по борьбе с терроризмом должны входить осуществление сбора разведданных и их анализ в целях принятия политиками решений по обеспечению безопасности граждан и стратегически важных объектов в случае угроз со стороны международного терроризма);

- выявление финансовых источников террористов, а также поставщиков оружия и взрывчатки (важной сферой деятельности Центра должно являться выявление источников любых форм поддержки террористов и их ликвидации; как правило, это крупные этнические общины, в которых ведется активная лоббистская деятельность в.поддержку террористов и других организаций антиправительственной ориентации).

Чтобы добиться победы во всеобщей антитеррористической войне потребуется формирование на основе соглашения о сотрудничестве национальных служб безопасности специальных подразделений по борьбе с терроризмом на национальном и региональном уровнях для выполнения специфических задач в кризисных ситуациях. В распоряжении транснационального антитеррористического Центра должны быть региональные команды быстрого реагирования, базирующиеся в местах наиболее вероятной реализации угроз со стороны международных террористов. В такие команды нужно включать контрразведчиков, специалистов по технической разведке и аналитиков-прогнозистов. Прикрытием для подобного рода подразделений могут служить частные консалтинговые фирмы, оказывающие торговым и промышленным компаниям помощь в обеспечении безопасности деловых операций за рубежом. Эти команды надо наделить полномочиями экстерриториальности и правом свободного перемещения через государственные границы. В их состав при необходимости следует вводить специалистов по оружию массового поражения, а также по компьютерным и телекоммуникационным системам.

Под контроль Центра необходимо передать все органы безопасности и полиции стран — участниц антитеррористической операции в конкретных регионах (ему же придется переподчинить резидентуры разведки в данном регионе и поручить осуществление взаимодействия в этой сфере деятельности с другими резидентурами, действующими в конкретном районе). Он должен осуществлять непосредственное руководство и координацию деятельности по обеспечению безопасности в регионе посредством постановки конкретных ежедневных задач армейским и полицейским подразделениям, силам безопасности.

Учитывая, что материалы о террористах, террористических организациях, терактах в значительной степени разрознены, а адреса их хранения не всегда бывают известны, возникает естественная потребность в образовании специализированной базы данных, в которой были бы сосредоточены соответствующие сведения по конкретным регионам. Это позволит освободиться от дублирования и пробелов в текущей работе спецслужб, решить проблему информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности. Короче говоря, крайне необходим объединенный банк данных, в котором будут накапливаться сведения о лицах, организациях силах, средствах, методах, каналах связи, финансовых операциях, имеющих отношение к терроризму. Особое внимание при этом должно быть уделено мерам, обеспечивающим быстрый обмен информацией, который предотвратит готовящиеся преступления, обеспечит задержание, арест и привлечение к судебной ответственности конкретных лиц, совершивших теракты.

Программа информационного обеспечения должна предусматривать налаживание контактов, обмен информацией и опытом работы, организацию и проведение рабочих встреч. Транснациональный Центр должен получить полный доступ к информации, добываемой всеми субъектами борьбы с террористами. Для этого потребуется разработать специальный правовой акт.

***

Центру по борьбе с терроризмом предстоит возглавить и скоординированное совершенствование национальных, региональных и международного законодательств. Данная работа призвана ослабить, нейтрализовать и способствовать ликвидации интернациональных террористических организаций посредством использования комплекса мер, включая уголовное преследование их всем мировым сообществом и ужесточение уголовной ответственности за участие в деятельности международных террористических структур.

Совет Безопасности ООН, в частности, должен принять специальную резолюцию, обязательную для всех государств — членов ООН, содержащую безоговорочное осуждение всех актов, методов и практики терроризма, не имеющих оправдания, независимо от их мотивов, во всех формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались, особенно те, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности. Затем следует разработать и принять международную конвенцию, регламентирующую технологию борьбы с терроризмом. В ней нужно сформулировать задачи спецслужб, их права и обязанности, дать определения разведывательной деятельности и специальных мероприятий в интересах обеспечения международной безопасности. Этот документ подтвердит право транснационального Центра по борьбе с терроризмом осуществлять свои операции в тех случаях, если они направлены на защиту международной безопасности, а также на предупреждение и раскрытие деятельности террористических организаций.

ООН следует опубликовать список террористических организаций, объявленных вне закона, одновременно принять меры по запрещению деятельности такого рода организации где бы то ни было, а также очертить круг задач для упреждающего использования специально подготовленных подразделений, в том числе из состава вооруженных сил стран — членов ООН против «национальнo-патриотических» и «революционных» движений. Должен быть декларирован запрет оказания поддержки в любой форме государствам, охарактеризованных международным сообществом как террористические.

В целях ужесточения наказания за совершение актов террора, а также за содействие их подготовке и осуществлению в национальные законодательства стран — членов ООН необходимо внести поправки, определяющие терроризм как государственное преступление, за которое предусматривается максимальное наказание. Подлежит расширению перечень преступлений, подпадающих под обвинение в террористической деятельности.

Учитывая участившиеся факты использования мусульманскими террористами малолетних фанатиков, придется увеличить максимальный срок наказания для малолетних преступников в возрасте 12 — 14 лет. Полиции должны быть предоставлены полномочия на взятие под стражу лиц, занимающихся запугиванием и шантажом свидетелей.

В этой связи особый интерес представляют соответствующие меры по предотвращению разглашения средствами массовой информации хода судебных процессов по делам о терроризме, а также обнародование выступлений в защиту обвиняемых-террористов.

Одновременно в рамках международного законодательства подлежит урегулированию вопрос о выдаче преступников. Страны — члены ООН должны обеспечить разработку и принятие законов, предоставляющих право требовать выдачи преступников, задержанных в третьих странах, а также препятствовать въезду в страну лиц, подозреваемых в связях с террористами, предоставив органам правосудия задерживать подозреваемых без предъявления обвинения.

Судам необходимо вменить в обязанность учитывать в качестве доказательств свидетельские показания сотрудников полиции по делам лиц, причастных к деятельности террористических организаций. Законодательством стран — членов ООН сотрудников полиции, таможни и спецслужб следует наделить иммунитетом от уголовного преследования в тех случаях, когда они по оперативной необходимости внедряются в террористические группировки и вынуждены участвовать в их деятельности. Этот иммунитет позволит устранить возможные препятствия юридического характера, возникающие при проведении подобных острых оперативных мероприятий за рубежом.

Предстоит закрепить законом формы подотчетности полиции и спецслужб высшим законодательным инстанциям, что повысит ответственность и усилит контроль за деятельностью правоохранительных органов. Для борьбы с нарушениями законности при проведении мер антитеррора целесообразно создать специальный орган по расследованию возможных ошибок.

Законодательным путем должны быть регламентированы вопросы оперативной деятельности полиции и спецслужб с предоставлением им права проводить специальные мероприятия и применять технические средства. Соответствующие законы об уголовном судопроизводстве обязаны предусмотреть использование при расследовании любого преступления террористов полиграфа, а также таких специальных средств, как генетический метод (ДНК-анализ). Полиции должно быть разрешено брать образцы слюны у заключенных. Жертвам преступлений также придется давать образцы биоматериала на проверку. При том должна быть сформирована компьютерная база данных структур собранных ДНК.

Одной из первоочередных задач транснационального Центра по борьбе с терроризмом будет ликвидация всех источников денежной подпитки международных террористических структур. В связи с этим ООН следует принять конкретные меры о борьбе с финансированием терроризма, которая определит меры уголовной ответственности за подобную деятельность.

Страны-члены ООН должны законодательным путем упростить механизм активного скоординированного поиска финансовых активов, накопленных международными террористическими структурами в результате их противоправной деятельности, а также усовершенствовать технологию контроля над доходами преступных организаций, предоставив правоохранительным органам полномочия в выслеживании, замораживании и конфискации фондов террористических организаций.

Выиграть войну против современного терроризма невозможно без комплексного проникновения агентуры спецслужб в сферы, в которых действуют международные террористы. Здесь уместно обращение к британскому опыту борьбы с ирландскими террористическими организациями.

Используя заинтересованность подпольной Ирландской республиканской армии (ИРА) в пополнениях за счет фанатиков-экстремистов, спецслужбы Великобритании успешно внедряли агентов в ее ряды. Причем одной из основных задач всегда являлась инфильтрация агентуры в зарубежные «филиалы» ИРА, главным образом на территории Европы и Северной Америки, для выявления источников финансирования и другой поддержки боевиков ИРА. Особым вниманием при этом пользовались США, где весьма многочисленная ирландская католическая община известна своей лоббистской деятельностью в пользу ИРА и других организаций антибританской направленности.

Следует более широко применять так называемую «стратегию раскола» в отношении террористических организаций с целью оказания деморализующего эффекта на террористов. Опять-таки учитывая британский опыт, делается это, в частности, с помощью активного использования для дачи показаний на судебных процессах секретных агентов спецслужб из числа раскаявшихся террористов. Благодаря этому в рядах ИРА удавалось сеять семена неуверенности, страха и подозрительности. Позднее противодействие ирландским террористам было переведено в плоскость операций пропагандистского характера и сотрудничества с ирландскими католическими организациями, лояльно относящимися к Лондону.

В связи с вышеизложенным определенный интерес представляют ставшие очевидными элементы концепции ряда западных стран в борьбе с международным терроризмом. Они следующие:

- бескомпромиссность по отношению к террористам;

- заброска спецподразделений на территорию пребывания международных террористов для ликвидации их опорных баз и лидеров террористических организаций;

- обеспечение предварительного агентурного проникновения в среду террористов и выявления наиболее активных структур и лиц, после этого в ходе одной операции осуществляется ликвидация наиболее опасных источников угроз в форме арестов. Такая акция призвана парализовать сопротивление экстремистских элементов и создать условия для дальнейшей «зачистки» уцелевших боевиков;

- в современных условиях, когда возрастают угрозы со стороны международного терроризма, происходит активизация сепаратистов, представляющих серьезную опасность для конституционного строя, подразделения контрразведки должны образовывать временные мобильные оперативно-следственные группы, действующие в зонах напряженной оперативной обстановки, своевременно снижая напряженность, не позволяя экстремистам овладевать инициативой, и не доводя развитие негативных процессов до вмешательства в нее вооруженных сил страны или миротворческих сил мирового сообщества;

- введение различного рода санкций в отношении государств, поддерживающих террористов;

- осуществление программ, направленных на пресечение террористических актов, ликвидацию подпольных сетей террористов, проведение судебных процессов;

- оказание помощи правоохранительным органам иностранных государств в подготовке кадров для борьбы с терроризмом.

Методы борьбы с терроризмом должны быть адекватны методам, применяемым террористами.

В XXI веке международная безопасность не может быть обеспечена только сверхдержавами или региональными государствами-лидерами. Мир и спокойствие на Земле зависят от усилий всего цивилизова<

Наши рекомендации