Оперативные принципы разведки
Агентура стоит денег. Древнейшими правилами и методами вербовки агентов являются, прежде всего, подкуп, обещание повышения по службе и крупных вознаграждений, а в крайних случаях и шантаж и запугивание вербуемого, вплоть до угроз сжечь его дом, разорить, изувечить и даже убить жену и детей. Старое правило английской разведки гласит: добейся, чтобы источник принял компенсацию за информацию. Еще в период, когда тайной службой руководил сэр Фрэнсис Уолсингем (1532 — 1590 гг.), девизом разведки были слова: «Знания стоят денег». Одним из основных принципов его кадровой политики являлся следующий: если сотрудники его разведки были не в состоянии обнаружить высокий уровень интеллекта, они должны были компенсировать этот недостаток важными связями в кругах элиты, где можно почерпнуть необходимые сведения. Принцип Кромвеля, ставшего после разгона «охвостья», как он презрительно именовал парламент, в 1653 году лордом-протектором, звучал так: «лучше платить много денег за хорошую информацию, чем мало за плохую».
Привлечение источников информации к сотрудничеству большинство разведок мира преимущественно осуществляет на материальной основе. При этом имеется в виду стремление вербуемого с помощью спецслужбы удовлетворить свои личные корыстные интересы, что составляет основу материальной и иной заинтересованности кандидата на вербовку. Из истории разведки известно, что высокой гарантии вербовка агентов на материальной основе, как правило, не дает, поскольку люди, изначально идущие на сотрудничество из корыстных побуждений могут пойти и на предательство, двурушничество и дезинформацию.
Естественно, что для оплаты источников информации бюджетом спецслужб предусматриваются определенные суммы денежных средств. При этом особое внимание уделяется принятию мер, исключающих бесконтрольное их расходование, поскольку всегда имеется угроза, что в обстановке тотальной секретности определенные суммы могут расходоваться фактически бесконтрольно. Из практики известно, что сотрудники спецслужб оформляют фиктивные вербовки и передают в центр агентурные сообщения, составленные на базе информации, опубликованной в открытой печати. Деньги, предназначенные на оплату таких донесений, ими присваиваются. Разведчикам этот прием известен как эффект «мнимого агента» — вымышленного, несуществующего в природе тайного агента, которого часто используют в оперативной практике при фабрикации дезинформации.
При составлении бюджетной статьи, предусматривающей оплату агентурной деятельности, учитывается практика использования так называемых «приманок», когда в качестве «платы» потенциальному агенту или перебежчику в обмен на шпионские услуги спецслужбой предлагается деньги, секс, предоставление политического убежища или карьерных перспектив.
Система прикрытий. Наиболее распространенными в английской разведке являются прикрытия дипломатические, коммерческие, журналистские. Считается, что коммерческие прикрытия обеспечивают большую безопасность разведывательных операций и дают разведчикам более свободный и хорошо легендированный доступ к важной информации. Собственные коммерческие предприятия разведки позволяют выступать ее сотрудникам под флагом бизнесменов своей страны, но при условии, что они на практике могут достаточно убедительно подтвердить свою легенду. Опыт британской разведки свидетельствует о том, что функционирование коммерческих компаний МИ-6 происходит практически без злоупотреблений и с соблюдением законов, регламентирующих такого рода деятельность. Как правило, всем фирмам-прикрытиям разрешается оставлять у себя столько заработанных денег, сколько необходимо для компенсации расходов, остальные же средства сдаются в министерство финансов.
Несколько иное положение определяет особенности использования разведкой журналистских прикрытий. Использование журналистики для прикрытия разведывательной деятельности впервые было реализовано английской разведкой. Стоит лишь вспомнить журналистские поездки Даниэля Дефо с целью сбора разведывательных данных.
В начале XX века в годы Первой мировой войны сотрудник английской разведки капитан Уильям Харви, работая в копенгагенской резидентуре МИ-6, открыл «Бюро печати» в качестве аккредитованного в Дании собственного корреспондента двух лондонских газет. Реально корреспондентское бюро работало по линии экономического и политического шпионажа. Балансируя на грани законной и незаконной деятельности, Харви направлял собранные материалы в редакции этих газет и, в частности, «Дейли мейл», под видом длинных газетных статей. Это была легальная разведка под видом журналистики. Естественно, что из всего добытого бюро материала лишь 20 процентов считалось оперативно значимой информацией, но и это, по мнению руководства британской разведки, вполне оправдывало себя.
В более поздний период около 50 процентов британских зарубежных журналистов постоянно находилось на содержании разведки. Преимущество таких журналистов перед «чистыми» всегда заключалось в том, что сотрудничающим с разведкой МИ-6 на постоянной основе предоставляло информацию, которую можно было использовать для публикаций с целью прикрытия своей секретной деятельности. На журналистов, которые таким образом привлекались к сотрудничеству, соответствующими оперативными подразделениями МИ-6 заводилось досье, в котором отражались профессиональные качества фигурантов, их личные способности, разведывательные возможности и результаты оперативной деятельности, степень благонадежности и компрометирующие данные.
Использование журналистских прикрытий английской разведкой обеспечивалось с помощью отдела печати Форин Офиса. Положение облегчалось тем, что и МИ-6 и Форин Офис находились в ведении министра иностранных дел. В 30-е годы за этот участок деятельности отвечал сотрудник отдела печати Чарльз Дафф, который, при необходимости, направлял официальные рекомендательные письма английским и иностранным издателям с соответствующими разъяснениями и консультациями в отношении конкретных «литераторов в штатском», помогая последним выйти на полезные с оперативной точки зрения связи. Было время, когда на МИ-6 работали такие известные журналисты как Брайан Крозье («Таймс»), Дэвид Флойд («Дейли телеграф»), Чэпмен Пинчер («Дейли экспресс») и другие.
Следует подчеркнуть, что кандидатуры из числа разведчиков, претендующих на журналистские прикрытия, неизменно отбирались кадровым аппаратом МИ- 6 с особой тщательностью. При этом всегда учитывались прежде всего их профессиональные журналистские способности. В свое время в случае с Кимом Филби руководство МИ-6 по сложившейся практике предварительно договорилось с главными редакторами «Обсервера» и «Экономиста» о предоставлении ему должности внештатного корреспондента с годовым окладом в 500 фунтов стерлингов и возможностью получения профессиональных гонораров. После провала Филби, как агента КГБ, оба главных редактора, также по существующей традиции, стали утверждать, что им не было сообщено, что журналист К. Филби будет работать на МИ-6.
Известно, что в начале 80-х годов МИ-6 держала под своим контролем целый ряд информационных агентств и издательств, в том числе посредников агентства Рейтер. Через них осуществлялся сбор разведывательной информации, особенно на Ближнем Востоке, где, в частности, было открыто «Араб ньюс эйдженси» с крупным филиалом в Каире. Эта практика началась еще в 1939 году, когда корреспондент газеты «Дейли Миррор» Лесли Шеридан взял на себя организацию проанглийских выступлений в печати. Начав с Балкан, он организовал в крупнейших городах нейтральных стран целую сеть агентов влияния.
Известно также, что у МИ-6 длительное время имелось секретное соглашение с Би-Би-Си, по которому разведка имела право замещать должности в центральном аппарате корпорации и в ее представительствах за рубежом. Подобные соглашения связывают МИ-6 и с другими государственными и частными структурами.
В середине 90-х годов в центре очередного скандала, связанного с экономическим шпионажем в США, оказалось известное английское информационное агентство «Рейтер». Его обвинили в попытке «пиратского» проникновения в компьютерную сеть одной из американских частных фирм в целях незаконного цитирования разработанного ею программного обеспечения для ЭВМ. С помощью указанного программного пакета предполагалось осуществлять обработку финансово-экономической информации из открытых источников в целях ее коммерческой реализации. Тем самым указанная фирма могла составить конкуренцию «Рейтер» на американском рынке информационных услуг. «Рейтер» предприняло попытку с помощью «хакеров» изъять «опасную» программу из компьютера фирмы и использовать ее в собственных интересах для обработки и передачи информации. Однако ФБР оперативным путем удалось проследить эту операцию и получить более 100 документов электронной почты, представляющих собой особую переписку между «Рейтер» и группой «хакеров», в которых содержались прямые указания осуществить незаконное проникновение в электронную (Систему объекта заинтересованности. Эти действия направлялись из штаб-квартиры агентства в Лондоне. Вмешательство контрразведки произошло в момент, когда «хакеры» информационного агентства получили доступ к основному электронному терминалу, в котором хранилась секретная информация. Указанные действия полностью подпали под санкции принятого в США в 1996 году закона об экономическом шпионаже», а конфликт удалось разрешить путем заключения официального мирового соглашения между его участниками.
Считается, что коммерческие прикрытия обеспечивают большую безопасность разведывательных операций и дают разведчикам более свободный и хорошо легендированный доступ к важной информации.
Великобритания в начале 70-х годов стала более активно использовать возможности своих спецслужб для сбора промышленных и коммерческих сведений. В обязанности МИ-6 было включено оперативное проникновение в международные нефтяные компании с целью заблаговременного выявления тенденций «негативно сказывающихся на благосостоянии Великобритании», и, в частности, для принятия всевозможных мер, чтобы не допустить повторения нефтяного кризиса, разразившегося в 1974 году.
Одновременно правительство Великобритании поручило разведке уделять больше внимания и своим европейским союзникам. Видимо, не случайно сразу же после вступления страны в Европейское экономическое сообщество генеральный директор МИ-6 Морис Оулдфилд совершил негласный визит в штаб-квартиру Европейской комиссии в Брюсселе. В число своих сотрудников в штаб-квартире правительством Великобритании были включены сотрудники разведки для сбора информации о работе этого органа и выявления военных намерений иностранных партнеров на ведущихся переговорах.
В 1984 году постоянный секретарь министерства финансов Питер Мидлтон добился предоставления МИ-6 ассигнований для сбора информации экономического и коммерческого характера.
Нужно сказать, что Административно-кадровый директорат МИ-6 ведет регулярную работу в направлении получения для своих разведчиков новых и наиболее эффективных «крыш», отказываясь от «сгоревших» прикрытий. При этом в ходе проведения конкретных операций английская разведка часто идет на создание фиктивных компаний-призраков, используя в этих целях туристические бюро, коммерческие представительства, информационные агентства, торговые и страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.п.
Определенный интерес в этой связи представляет случай, который произошел с английским разведчиком Найджелом Шекспиром, который был выслан из Москвы в 1989 году за деятельность, не совместимую с его официальным положением помощника военного атташе. Прошло несколько лет, и Н. Шекспир вновь приехал в Москву для работы в качестве представителя английской аудиторской фирмы. Вскоре Шекспир перешел на работу в российско-британское совместное предприятие, занимавшееся вопросами безопасности инофирм, где он стал специализироваться в сфере консалтинга по вопросам предпринимательства в условиях повышенного риска.
По опубликованным в Интернете бывшим сотрудником МИ-6 Томлинсоном данным, с МИ-6 активно сотрудничают три ведущих британских банка, особенно Royal Bank of Scotland, которые якобы через своих клиентов получают и передают английской разведке данные об экономическом положении, в частности, ФРГ.
Важной особенностью сотрудников МИ-6, работающих за границей, является то, что они имеют широкие знания во многих областях своей профессии. Все они строго придерживаются правил конспирации и глубоко прорабатывают все вопросы, связанные с работой по прикрытию. Как правило, их трудно отличить от «чистого» сотрудника того ведомства, к которому они бывают прикомандированы. Оклады сотрудников разведки совсем незначительно превышают жалование «чистых» дипломатов или журналистов, однако в период заграничных командировок сотрудники МИ-6 могут располагать практически неограниченными суммами, которые ведомство выделяет им на оперативные расходы.
Британская разведка имеет своих представителей во всех посольствах Великобритании. Резидентуры МИ-6, как правило, глубоко законспирированы, малочисленны и состоят из разведчиков, использующих прикрытия дипломатов «среднего ранга», что весьма затрудняет противоборствующей контрразведке их выявление. Их конспирация строится на профессиональной подготовке кадровых сотрудников по должности прикрытия. По своим деловым качествам, «чистоте» биографии, поведению, соблюдению распорядка дня и режима пребывания в условиях за границей они практически ничем не отличаются от кадровых дипломатов.
Судя по британским источникам, средние резидентуры МИ-6 по своей численности обычно не превышают шести человек. Это подтверждается данными, полученными в результате наблюдения за англичанами в различных странах. Однако следует исходить из того, что в этих сведениях возможно присутствие определенной доли дезинформации, специально закладываемой британской разведкой. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что в это число явно не попадают сотрудники МИ-6, работающие в ряде стран под «глубоким» прикрытием.
Резидентуры МИ-6, несмотря на их малочисленность, действуют довольно эффективно, что достигается главным образом благодаря высокой квалификации кадров разведчиков, четкому планированию работы с учетом важности поставленных задач, активному привлечению к сотрудничеству с разведкой так называемых неофициальных помощников из числа британских подданных, постоянно проживающих в этих странах, а также умелому использованию большого числа «платных агентов» из числа местных граждан разведываемых стран.
В годы «холодной войны» персонал английских посольств в странах Восточной Европы, в основном, был укомплектован разведчиками МИ-6. При этом все старшие офицеры британской разведки числились дипломатическими сотрудниками МИДа. В ряде стран даже английские послы являлись кадровыми сотрудниками «Сикрет интеллидженс сервис».
Принято считать, что сотрудники, участвующие в тайных операциях за рубежам, это золотой фонд спецслужбы, в связи с чем они требуют к себе совершению особого подхода. Особенно важно, чтобы эта категория оперативных работников отчетливо ощущала свою уникальность, принадлежность к элите, имела общие взгляды на жизненные ценности. Такой подход к разведчикам считается необходимым, если служба хочет, чтобы они по собственному убеждению занимались трудным, не всегда приятным, а иногда опасным делом. Этого можно добиться только в том случае, если экстраординарные условия, в которых находится за рубежом оперативный сотрудник и его семья, будут частично компенсироваться особым отношением к нему в его организации.
Использование спецслужбами прикрытий в МИДе для проведения разведывательных и дезинформационных операций всегда вызывало раздражение как общественности, так и сотрудников МИДа. Это происходило в разных странах.
По этой причине, в частности, нередко обостряются взаимоотношения между сотрудниками МИДа и разведки. Многие разведчики и контрразведчики нередко просто выводятся из-под «крыш» иных ведомств.
Само собой разумеется, что «совместитель» должен быть профессионалом не только в своем разведывательном деле, но и в той сфере, которая дает ему возможность заниматься этим делом. Жалок «журналист», едва умеющий связывать пару слов в строке. Убог «дипломат», с трудом объясняющийся на языке страны и изучающий местные газеты со словарем. Смешон «внешторговец», усвоивший к концу командировки разницу между доходом и прибылью. Все это стало весьма типично для многих «совместителей», расшифровывающих «крыши», нанося вред не только разведке своей страны, но и ее внешнеполитическому имиджу.
Кадровая политика британской внешней разведки предполагает, что ротация между работой за рубежом и службой в штаб-квартире должна осуществляться, но не за счет утраты разведчиками оперативного мастерства и не за счет снижения оперативного потенциала резидентур. При этом руководство разведки старается не допустить, чтобы «ложно понимаемые требования соблюдения законности становились преградой энтузиазму, инициативе и изобретательности сотрудников внешней разведки». В их функции входит обязанность «найти и тщательно соблюдать тонкую грань, позволяющую законным образом проводить деятельность, которая за этой гранью лежит вне закона». Для этого требуется квалифицированное и смелое руководство, компетентный персонал, здравый смысл и разумная осторожность при проведении операций за рубежом.
Контроль над спецслужбами
Контроль за соблюдением спецслужбами конституционных норм, законов, прав и свобод граждан — не более чем декорум, реверанс в сторону демократии, пропагандистское прикрытие для некоего поддержания спокойствия общественного мнения. Временами регулируемо выпускается пар, дается санкционированная утечка нарушений в деятельности спецслужб, следует парламентское или журналистское расследование, шум, скандал, поиск виновных, публичная порка «стрелочников», а тем временем работа разведки и контрразведки идет своим чередом.
Истинная цель контроля над разведкой и контрразведкой — мониторинг их лояльности к правящей элите, высшему государственному (официальному и теневому) руководству. Наиболее надежный способ контроля — личная уния.
Вместе с тем нельзя отрицать, что поддерживать требуемый внутриполитический баланс, систему сдержек и противовесов государственного механизма позволяет и система парламентского и общественного контроля за спецслужбами.
Например, в США в соответствии с действующими нормативными документами к организациям, которые имеют право контролировать деятельность разведки, относятся: Совет национальной безопасности, Консультативный совет по внешней разведке при президенте, Совет по надзору за деятельностью разведки, Специальный комитет сената по разведке, Постоянный комитет палаты представителей по разведке, комитеты палаты представителей и сената по ассигнованиям и Административно-бюджетное управление. Следует учитывать также, что деятельность всех этих организаций может проверять Федеральный суд.
Совет национальной безопасности (СНБ) был создан в соответствии с Законом о национальной безопасности от 1947 года с целью координации внутренней, внешней и военной политики США в интересах обеспечения национальной безопасности. СНБ является высшим органом исполнительной власти, осуществляющим руководство национальной политикой в области внешней разведки и контрразведки. Членами СНБ являются президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны и другие лица, назначаемые президентом. Директор Центральной разведки и председатель Комитета начальников штабов участвуют в работе СНБ на правах советников.
В соответствии с законами Совет национальной безопасности осуществляет контроль за деятельностью американской разведки.
При Совете национальной безопасности создана Ведущая межведомственная группа, которая не является постоянной по своему составу. Членами ее могут быть директор Центральной разведки, заместитель министра обороны, председатель Комитета начальников штабов, заместитель генерального прокурора, директор Федерального бюро расследований. Выбор председателя группы зависит от повестки дня заседания. Если рассматриваются вопросы, имеющие отношение к разведке, председателем группы назначается директор Центральной разведки. Главная задача группы — координировать узловые вопросы разведывательной политики, требующие внимания со стороны различных заинтересованных ведомств. Кроме того, эта группа контролирует реализацию ранее принятых решений.
Контрольные функции Ведущей межведомственной группы по разведке определены директивой президента США по вопросам национальной безопасности № 2 от 1982 года, где подчеркивается, что эта группа в качестве органа СНБ США должна «выполнять функции... по контролю за разведывательной деятельностью... в соответствии с указаниями президента США».
В помощь Ведущей межведомственной группе могут создаваться межведомственные группы, задачей которых является изучение отдельных аспектов политики в области разведки. Каждая межведомственная группа включает представителей Ведущей межведомственной группы из числа ее членов, а также других лиц, приглашенных по усмотрению председателя межведомственной группы, которые отвечают за решение конкретных рассматриваемых вопросов. На таких заседаниях председательствует представитель директора Центральной разведки.
Непосредственными органами контроля при президенте являются Консультативный совет по внешней разведке и Совет по надзору за деятельностью разведки.
Консультативный Совет по внешней разведке при президенте создан президентом Эйзенхауэром в 1956 году под названием Совет консультантов по деятельности внешней разведки. В 1977 году совет был упразднен; вновь образован в соответствии с Исполнительным приказом президента Рейгана № 12331 в 1981 году, но уже под названием Консультативный совет по внешней разведке при президенте.
Совет является постоянно действующим органом. В его составе 14 членов, которые назначаются на два года из числа представителей крупных монополий, авторитетных политических и общественных деятелей, не входящих в правительство.
Консультативный совет подотчетен президенту и имеет доступ ко всей информации, «необходимой для консультирования президента по вопросам, которые касаются управления и координации деятельности разведывательного сообщества».
Совет подготавливает для президента рекомендации относительно стратегических направлений деятельности внешней разведки и осуществляет контроль за реализацией разведывательной политики.
Особой прерогативой совета является разработка соответствующих рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы американской разведки.
Совет по надзору за деятельностью разведки функционирует в составе аппарата Белого дома. Создан в соответствии с Исполнительным приказом президента № 12334 в 1981 году. Члены совета в количестве трех человек назначаются президентом из числа лиц, не входящих в правительство. Председатель совета должен быть обязательно членом Консультативного совета по внешней разведке при президенте.
Главная задача совета заключается в том, чтобы выявлять в деятельности разведки несоответствия с американской конституцией, законами США или с президентскими директивами и докладывать об этом президенту.
Совет также имеет право выходить с инициативой о пересмотре внутренних нормативных документов разведки.
В распоряжении президента США имеется еще один важный контрольный орган — Административно-бюджетное управление.
Отдел по проблемам национальной безопасности в этом управлении осуществляет контроль за распределением средств в рамках национальных разведывательных программ, а отделение по разведке этого отдела «дает заключение по предложениям к проекту бюджета и разрабатывает окончательные рекомендации президенту относительно того, что именно подлежит включению в проект бюджета, направляемого конгрессу».
Наряду с контролем, который осуществляет за деятельностью разведки президент и созданные им контрольные органы, американская разведка постоянно контролируется конгрессом США, в котором для этих целей образованы специальные комитеты.
Выделяют следующие основные направления их работы по осуществлению надзорных функций:
1) рассмотрение проекта бюджета разведывательного сообщества и контроль за расходованием средств в течение финансового года;
2) разработка законодательства в области разведки;
3) контроль за проведением тайных операций;
4) утверждение (в сенатском комитете) кандидатур, представленных президентом, на посты директора и первого заместителя директора ЦРУ, а также руководителей военной разведки;
5) подготовка докладов по отдельным проблемам, в решении которых разведка играла существенную роль.
Контролирующие органы и лица не вмешиваются в оперативную работу спецслужб. Они отслеживают расходование средств в соответствии с утвержденным бюджетом, проверяют обеспечение секретности, соблюдение правовых норм документов, регламентирующих деятельность ведомств. Это непосредственно относится ко всем должностным лицам в структурах исполнительной власти, званным исполнять надзорные функции.
Содержание спецслужб и бюджет страны
Финансирование является одной из базовых проблем взаимоотношений спецслуж6 и высшего политического руководства.
Разведка и контрразведка — механизмы затратные, напрямую по классической общепринятой финансово-экономической оценке рентабельности не показывающие. Отдача от деятельности спецслужб, как правило, косвенная, заключающаяся в добывании информации по различного спектра проблематике (той же финансовой), предотвращении возможного нанесения экономического ущерба, дезинформирование — заведение противника в тупиковые направления научно- исследовательских, опытно-конструкторских работ, экономических программ.
Финансирование спецслужб осуществляется по следующим основным направлениям:
- содержание персонала;
- наполнение фондов поддержания материальной зависимости при приобретении контактов с источниками разведывательной информации;
- обеспечение научно-технического потенциала опережения в области применения оперативной техники и средств съема разведывательной информации с технических средств.
Одной из неафишируемых функций руководства спецслужб является «выбивание» из средств госбюджета возможно большего объема финансирования на содержание разведки и контрразведки, в том числе и путем информационного шантажа, запугивания политической элиты угрозой утраты власти вследствие реальных или мнимых угроз.
Жестких общепринятых, рассчитанных по научно-обоснованной методике нормативов в процентах от госбюджета на содержание разведки и контрразведки не существует и существовать не может, ибо динамика политической и оперативной обстановки диктует динамику затратной части на содержание спецслужб по трем вышеобозначенным направлениям.
Возможно, в самом общем плане применима аналогия с военными расходами, только расходы на спецслужбы — еще менее прозрачная, по сравнению с военной, составляющая бюджета, прежде всего, в силу конспиративности идеологии и практической деятельности разведки и контрразведки.
В то же время аксиомой является закономерность общего объема экономического потенциала государства и затрат на содержание спецслужб; разумеется, несравнимы бюджет Центрального разведывательного управления США и, скажем, разведки Перу.
Так ежегодный бюджет разведсообщества США составляет около 30 млрд. долларов, из которых львиная доля направляется на содержание Агентства национальной безопасности. Содержание спецслужб Великобритании в 1998 году обходилось в сумму около 1 млрд. долларов, из которых более 200 млн. направляется на содержание внешнеполитической разведки МИ-6. В то же время, по оценке бывшего заместителя главы разведывательной службы МИ-6 Джерльда Уорнера, реальные затраты на разведку в Англии, включая расходы на военную разведку и сбор данных с помощью спутников, составляют порядка 2,5 млрд. фунтов стерлингов.
Спецслужбы Франции — Главное управление военной безопасности, Управление военной разведки, Управление по обеспечению оборонной безопасности, Управление государственной безопасности, Служба общей разведки — расходуют более 1 млрд. долларов в год.
Несомненно, что и приводимые официально цифры не являются окончательными, ибо они отражают так называемое «белое» финансирование, не учитывая финансирование «серое» из так называемых внебюджетных «фондов», наполняемых частным капиталом для поддержки деятельности спецслужб в интересах транснациональных корпораций и иных финансово-промышленных структур, а также размывание бюджета спецслужб в других статьях бюджета — практика общепринятая во всех государствах и обусловленная опять-таки секретным, конспиративным характером деятельности разведки и контрразведки.