Статья И.Ю. Сурковой о гендерных стереотипах в повседневных армейских практиках.
В своей статье Ирина Юрьевна Суркова пишет об изучении методом незаконченных предложений мнений 151 военнослужащего из Московского и Саратовского регионов. Предложения разбиты на три блока: первый был посвящен абстрактному представительству женщин-военнослужащих, второй был посвящен социальным контактам, характеризующим отношение респондентов к выше- и нижестоящим по служебному положению женщинам-военнослужащим, вопросы третьего блока были предложены только мужчинам, что позволило получить информацию о субъективных аспектах отношений респондентов в ситуациях личной заинтересованности. Исследование касается социального статуса женщин, их места в структуре гендерных взаимодействий, влияния гендерных стереотипов на их работу в воинском коллективе.
Мужчины и женщины выделяют разные причины феминизации армии. По мнению мужчин, к таким причинам относятся желание женщин выйти замуж, обеспечить себе материальный доход, доказать всем, что она не хуже мужчин (влияние феминизма). По мнению женщин - желание избежать безработицы, льготы по уходу на пенсию, необходимость устроиться на военную службу в связи с тем, что муж военнослужащий (по месту службы мужа, нет альтернативы для собственной работы) или отец военный (по стопам родителей), мужской склад характера, стремление к самовыражению; материальных доход.
В процессе ответов на вопросы первого блока, военнослужащие использовали примеры из художественной литературы и кино о ВОВ, что свидетельствует о значимой роли культурных произведений в формировании гендерных стереотипов и гендерных взаимоотношений. Участие российских женщин в Отечественной войне, актуализация их подвигов определяют отношение к женщине-военнослужащей как равноправному члену воинского коллектива. Многие респонденты отмечали, что женщины должны защищать Родину только во время войны. Т.е. допускается «переконструирование» гендерных ролей в чрезвычайных ситуациях.
Суркова пишет о том, что женщины не могут воевать вместе с мужчинами, потому что «такая ситуация разрушает существующие гендерные контракты, традиционный патриархальный уклад повседневной жизни. Присутствие женщины в армии показывает мужчинам, что это уже не их территория, где культивируется мужская идентичность. С точки зрения мужчин получается, что женщина пришла в армию, потому что мужчины-военнослужащие не могут справиться со своими традиционными ролями защитников семьи, дома, Родины».
Она так же, как и многие другие исследователи, обращает внимание на то, что женщины выполняют непрестижную работу. В ответах респондентов часто встречалось высказывание, что "...на определенных воинских должностях она просто необходима, так как своей способностью в определенных направлениях обладает больше чем мужчины. К таким должностям, как правило относятся: медицинская служба, ветеринарная служба, финансовая служба, делопроизводители (машинистки), юридическая служба". Вообще, большинство респондентов считают службу в армии возможным, но не лучшим вариантом женской судьбы.
Отвечая на вопросы второго блока, большая часть респондентов негативно отнеслась к такому явлению, как женщина-командир. Суркова выделяет несколько группвысказываний об этом:
1. Указание на слабую физическую и моральную подготовку;
2. Противопоставление полов (женщине-командиру будет сложно справиться с мужчинами-подчиненными);
3. Точка зрения, что женщина должна выполнять лишь подчиненную работу;
4. Без пояснения, например, «катастрофа», «недопустимо».
Отдельно Суркова поставила мнение 27-летнего капитана, который характеризует женщину положительно, ее способности получают высокую оценку, но в то же время отмечает, что она может пострадать от диктата, подавляющего логику и ум. Сами женщины считают, что им будет тяжело быть командирами в мужском коллективе и что такого вообще быть не должно. Одна из респондентов написала, что женщину «выводит из равновесия и злит», когда мужчины не признают ее авторитет, и для того, чтобы завоевать его, «она автоматически перестает быть женщиной и превращается в мужланку». Это указывает на стереотипное восприятие "традиционного" места женщины в обществе, на мифическую трансформацию образа женщины, а также на детерминацию отрицательных для командира морально-волевых качеств.
Еще одно предложение второго блока было ориентировано на выявление отношение к женщинам-подчиненным. 88 респондентов отнеслись к такому явлению положительно. Мужчины-командиры говорили о снисхождении к ним, а рядовые выражали обиду по поводу этого и боязнь того, что им отдадут обязанности, снятые с женщин. Также встречалось ироничное отношение к этому, вроде «будет бегать мне за сигаретами», хотя, разумеется, такие высказывания нельзя рассматривать в положительном ключе.
В результате было выявлено, что из всех предложений определения роли и места женщин в армии именно вариант "женщина-подчиненный" наиболее позитивно рассматривается большинством респондентов.
В вопросах третьего блока мужчинам предлагалось поставить женщину на свое место. Положительно к такой возможности отнеслись лишь 16 респондентов. Большинство остальных говорили о том, что такого вообще быть не должно и что женщина такого не вынесет. Суркова считает, что это объясняется тем, что «мужчины-военнослужащие изменяют свое отношение от позитивного к негативному при переходе от абстрактного образа женщины-военнослужащей к конкретному сотруднику воинской части, являющейся конкурентом в получении определенной должности».
Еще одно предложение - "Моя жена-военнослужащая - это..." - направлено на выявление особенностей восприятия социальных ролей полов, их оценки в совокупности с близкими межличностными отношениями. В результате анализа ответов было выявлено, что большинство военнослужащих-мужчин, проецируя возможность поступления на воинскую службу реальной или предполагаемой супруги, относятся к этому крайне негативно, демонстрируя патриархатные установки и гендерные стереотипы в отношении к близкому человеку.
Согласно результатам исследования, основные гендерные стереотипы выражаются в следующих положениях: когда женщины начинают служить в армии - это унижение для мужского достоинства; армия - это мужская работа; мужчине природой предопределено быть руководителем, умеющим быстро реагировать, принимать решения и не поддаваться эмоциональным проявлениям; мужчины и женщины разные, поэтому должны выполнять различные функции, как в семье, так и в обществе; если женщина служит в армии, то она можетбыть только подчиненной, выполняя приказы профессиональных военных - мужчин; мужчины сильные и умные, а женщины слабые и добрые; "сильное мужское плечо" - женская опора. Такие стереотипы в повседневных практиках стали моделями жизненных стратегий.