Обучение движению строевым шагом
Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, исполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.
Рассказав о применении строевого шага, преподаватель приступает к его разучиванию. Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый прием, следует начинать с образцового показа и пояснения.
Показав движение строевым шагом в целом, преподаватель показывает по разделениям первое подготовительное упражнение - движение рук (рис. 3), а затем подает команду: «Движение руками, делай - РАЗ, делай – ДВА».
По счету «делай – РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай – ДВА» они должны произвести движение левой руки вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.
Рис.3. Показ положения рук при движении строевым шагом
После каждого счета преподаватель задерживает положение рук обучаемых и исправляет ошибки. При неправильном выполнении приема большинством солдат отделения он подает команду «Отставить», а если ошибки допускает лишь один солдат, подает команду, например, «Студент Бердибаев – Отставить».
После разучивания подготовительного упражнения рук по разделениям по командам преподавателя можно перейти к обучению под счет самих обучаемых или под барабан. Для усложнения этого упражнения к нему последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 4).
Рис.4. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте
Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом – МАРШ».По этой команде обучаемые поднимают ногу на 15-20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.
Для отработки подготовительного упражнения для рук с шагом на месте преподаватель подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай - РАЗ, делай – ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук.
После усвоения правильного положения рук при шаге на месте преподаватель приступает к изучению второго подготовительного упражнения - движения строевым шагом по разделениям на четыре, на два и на один счет сначала с темпом 60 шагов в минуту, затем делает постепенный переход к нормальному темпу движения (110 - 120 шагов в минуту) с размером шага 70-80 см.
Показав второе подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, преподаватель размыкает отделение на четыре шага и, повернув отделение направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом – МАРШ». После команды «МАРШ» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре»и т. д. Счет «РАЗ» произносится громко.
По предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость. По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15-20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.
По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.
После обработки второго подготовительного упражнения на четыре счета преподаватель повторяет это же движение на два счета, для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом – МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» выдержка.
Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. После отработки упражнения на два счета преподаватель подает команду для движения строевым шагом под каждый счет без выдержки «Строевым шагом, по разделениям под каждый счет, шагом – МАРШ» и считает «раз, два» и т. д. Затем преподаватель приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 60-70 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110-120 шагов в минуту. Для отдыха и исправления ошибок обучаемым рекомендуется с полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки взвода в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110-120 шагов в минуту.
Преподаватель, находясь в середине прямоугольника, подает необходимые команды. Если он замечает общую ошибку в движении, он останавливает взвод, поворачивает его налево и, показав, как надо делать, продолжает тренировку. Если допускает грубую ошибку лишь один обучаемый, преподаватель отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибки.
Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам, и под счет преподавателя, самостоятельно под счет обучаемых, а также под барабан.