Воспитательная работа с контрактниками.
Наряду с офицерами и прапорщиками в войсках сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – сержанты и солдаты, проходящие военную службу по контракту (контрактников). Анализ воспитательной работы в подразделениях показывает, что они требуют особых подходов в воспитании, обусловленных целым рядом социально-психологических особенностей этой группы военнослужащих.
К положительным моментам среди проходящих контрактную службу можно отнести то, что это имеющие социальный опыт люди, в основном со средним образованием, в большинстве случаев они обеспечены жильем, имеют установившийся опыт семейной жизни. К негативным – преимущественно односторонняя (материальная) мотивация к службе, низкий уровень удовлетворенности избранной профессией, неготовность ограничить себя, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать военную службу. Военные социологи также отмечают у них скептическое отношение к своим непосредственным командирам. Большинство военнослужащих этой категории считают, что главнейшими условиями их полной отдачи службе является семейное благополучие, уверенность в будущем, материальная обеспеченность, ощущение социальной значимости своей военной профессии .
Эти и другие особенности контрактников обусловили педагогическое своеобразие воспитательной работы. Ее основное содержание предусматривает:
- выявление и развитие профессионального потенциала военнослужащих-контрактников, создание им условий для личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности;
- привитие и закрепление военно-профессиональных качеств личности и, прежде всего ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.;
- формирование устойчивого интереса к профессии военнослужащего внутренних войск и избранной специальности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что офицер должен достаточно ответственно подходить к воспитанию этой категории военнослужащих. Кроме того, необходимо учитывать разницу в возрасте между командиром и подчиненным-контрактником – нередко он значительно старше офицера. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного, его возраста, профессионального и социально-бытового опыта.
В Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ определены направления индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами воспитательная работа направлена на:
- формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в ВС РФ;
- формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
- формирование уважительного отношения к командирам (начальникам); войскового товарищества и войскового братства.
Эффективность воспитательной работы с контрактниками зависит от многих объективных и субъективных факторов, важное место среди которых занимает продуманное руководство всем воспитательным процессом, т.е. создание командиром условий, обеспечивающих повседневную служебную и учебно-боевую деятельность подчиненных.
Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
Занятие№1: «Роль, место, цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении».
Учебные вопросы:
1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.