Информационно-воспитательная работа
Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла боевой дух соединений и частей.
В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям Российской армии и флота.
Под информационно-воспитательной работой понимается целенаправленное комплексное использование методов и средств информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения
задач, стоящих перед ВС РФ, деятельность, направленная на обеспечение высокого морально-психологического состояния личного состава армии и флота.
Проведение ИВР предполагает наличие необходимых компонентов:
- идейно-теоретического (содержательного);
- организационно-практического;
- материально-технического.
Идейно-теоретический компонент включает совокупность национальных духовных ценностей, государственной идеологии, нравственных и правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах, Концепции национальной безопасности, приказах и директивах министра обороны и других правовых документах.
Организационно-практический компонент представляет собой стройную структуру органов военного управления, воспитательной работы, военных учреждений культуры и искусства, а также руководящие документы, регламентирующие их деятельность, учебно-методические требования и рекомендации, нашедшие отражение в научно-теоретических разработках, которые являются основой информационно-воспитательной работы.
Основная нагрузка в организации этой работы ложится на органы воспитательной работы, информационные структуры армии и флота, в ее проведении также принимают участие все командиры (начальники). Ключевая роль в этом деле принадлежит офицерскому корпусу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Материально-технический компонент включает технические средства воспитания, учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, учебно-методическую литературу, периодические печатные издания.
Основные формы информационно-воспитательной работы:
- общественно-государственная подготовка;
- информирование военнослужащих;
- работа по организации культурного досуга;
- использование средств массовой информации;
- стенная печать.
Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОГП).
В соответствии с приказом министра обороны занятия по ОГП проводятся с офицерами не менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими женщинами-2 часа в неделю, с остальными военнослужащими - не менее 3 часов в неделю. Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.
Офицеры и прапорщики части являются руководителями групп ОГП. Перед ними стоит проблема эффективного использования возможностей каждого занятия в целях глубокого и всестороннего освещения задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ и перед конкретными воинскими коллективами. При этом многое зависит от уровня подготовленности и методического мастерства руководителя занятия.
Информирование личного состава
Это оперативная форма, позволяющая своевременно разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному
строительству, укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества; приказы и директивы министра обороны, командиров (начальников); факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями.
Информирование солдат, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут. Прапорщиков- 1 раз в неделю по 1 часу. Офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу.
Информирование планируется на ближайшую неделю или месяц. При этом определение тем осуществляется таким образом, чтобы они отвечали информационным потребностям воинов, отражали важнейшие события в жизни части, в стане и за рубежом, отличались воспитательной направленностью. Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Опытный командир получает возможность изучать настроение личного состава, его отношение к конкретным событиям, фактам жизнедеятельности общества, армии и флота, части и подразделения.
Использование средств массовой информации: в соответствии с распорядком дня ежедневно организуются прослушивание и просмотр программ Российского радио и телевидения. В подразделения доставляются газеты и журналы.
Стенная печать: ее различные формы позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и поступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боеготовности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
Наряду с названными формами для информационного обеспечения, способствующего повышению боевой готовности соединений и частей, укреплению воинской дисциплины и правопорядка, в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. Она может осуществляться в виде тематических вечеров, устных журналов, викторин, художественной самодеятельности.
При организации информационно-воспитательной работы следует
учитывать тот факт, что морально-психологическое состояние воинов зависит от уровня их воспитания, образованности, личного, служебного, жизненного опыта и многих других факторов. Однако жизненные установки людей (особенно обладающих незначительным опытом), их поведение очень часто определяются характером и содержанием той информации, которую они получают. Вот почему необходима хорошо продуманная и спланированная конкретная информационная работа с подчиненными. Весь комплекс вопросов, решаемых в ходе этой работы, необходимо тесно увязывать с проблемами военного строительства и обороноспособности станы, реформирования Вооруженных Сил, с задачами, стоящими перед данным соединением, частью и подразделением, соотносить их со спецификой воинских коллективов.
Совершенствуя уровень и направленность информационной работы с различными категориями личного состава, целесообразно использовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственные праздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 16 марта 1995 года.
Информационно-воспитательная работа требует творческого подхода, инициативы, последовательности и оперативности. Критерием же в ее оценке служат конкретные результаты - обеспечение боеготовности подразделения и части, высокого уровня дисциплины и организованности, сплоченность воинских коллективов.
4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
В подразделении.
Планирование воспитательной работы осуществляется на
основании приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, решений соответствующих командиров (начальников) исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:
- батальонах (и им равных) - на период обучения;
- в ротах (и им равных) - на месяц.
Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах
по планированию подготовки войск (сил), учебно-воспитательного
процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом
обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды
деятельности нормативными документами.
Воспитательная работа начинается с планирования. В штабах получают
своеобразную первичную материализацию принципиальные установки
Правительства РФ, руководящих документов по боевой и общественно-
государственной подготовке, целевые установки, а также готовность воспитателей воплотить их в практику с учетом сил, средств и особенностей коллектива подразделения, отдельных воинов. Они находят отражение в перспективном и текущем планировании.
Текущее планирование воспитательной работы до объединения
включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также
в соответствии с перспективным и комплексным планированием.
Текущее планирование воспитательной работы обеспечивается согласованностью перспективных планов с планами вышестоящих органов, полным учетом всех особенностей деятельности коллективов и уровня
воспитанности различных категорий личного состава, настойчивой работой всех офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), актива подразделения по выполнению намеченных планов. Следует иметь в виду, что комплексность планов обеспечивается при условии, если они представляют собой не просто сумму отдельных мероприятий, а целенаправленную, скоординированную систему мер, охватывающую все стороны военно-педагогического процесса.
В распорядке дня для солдат (матросов) и сержантов (старшин),
проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия - не менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.
На период подготовки и в ходе проведения мероприятий боевой и
мобилизационной подготовки, боевого дежурства (боевой службы),
оперативной и боевой подготовки, караульной и гарнизонной служб
планируется их морально-психологическое обеспечение.
В последние годы в нашей стране и её Вооруженных Силах широкое распространение получило перспективное планирование. Так, в ряде воинских частей разработаны перспективные планы эстетического, нравственного,
правового воспитания воинов на весь период службы. Внедрение перспективного планирования в войсках, где происходит относительно частая смена личного состава, дело нелегкое, но необходимое.
Перспективные планы воспитательной работы обеспечивают комплекс-
ный подход к решению стоящих задач. Они позволяют тесно увязывать основные воспитательные мероприятия с боевой работой личного состава, правильно определять ответственных лиц за их проведение, координировать действия всех воспитателей, обеспечивать реальность и действенность текущего планирования.
Исходя из требований руководящих документов и практики войск,
типовой перспективный план может включать в себя следующие ос-
новные элементы:
- основные перспективные воспитательные мероприятия по реализации постановлений Правительства РФ, требований министра обороны и Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, других руководящих документов по боевой и общественно-государственной подготовке;
- основные мероприятия по обеспечению решения учебных и боевых задач;
- мероприятия по государственно-патриотическому, военно-
профессиональному, нравственному, эстетическому, физическому,
правовому воспитанию и др.;
- мероприятия, посвященные подготовке и проведению государственных праздников, юбилейных дат и др.
В перспективном плане указываются ответственные лица, сроки проведения мероприятий. На основе таких планов и с учетом условий и обстановки осуществляется текущее планирование воспитательной работы в подразделении.