Правовые основы воинской службы.

В условиях резкого обострения общественных противоречий возраста­ет роль правового регулирования строительства и использования армии. По­литика военного строительства наглядно свидетельствует, что военные про­блемы невозможно решать без учета проблем экономических, правовых, со­циальных.

Служба в армии всегда сопряжена с лишениями и трудностями, с раз­личного рода опасностями для здоровья и самой жизни военнослужащих. И поэтому очень важно, чтобы человек в погонах был надежно социально за­щищен, чтобы каждый военнослужащий знал о льготах и гарантиях, предос­тавляемых ему и его семье государством. Особенно это актуально сейчас, ко­гда военнослужащие российской армии, внутренних войск, войск других министерств и ведомств, оставаясь верными присяге, выполняет свой воин­ский долг в "горячих точках", там, где опасно, там, где льется кровь и где они нужны как гарант мира и безопасности (Таджикистан, Чечня, Абхазия). Да и семьям военных подчас приходится несладко, и это, пожалуй, ни для кого не секрет - жилищные проблемы, удаленность частей и подразделений от большой ци­вилизации и как следствие невозможность для жен устроиться на работу по специальности, определить детей в детские учреждения или в хорошую шко­лу. И, наконец, целая гам­ма проблем социальных, вызванных политической, экономической неста­бильностью в ближнем зарубежье, да и в самой России. Государство, учиты­вая характер и сложности военной службы, установило для военнослужащих и членов их семей ряд льгот, гарантий и компенсаций по вопросам матери­ального обеспечения, предоставления жилья, по транспортным услугам, по получению ссуд на индивидуальное жилищное строительство и другим ост­рым социальным проблемам. Эти льготы и компенсации установлены и за­креплены федеральными законами "Об Обороне", "О воинской обязанности и военной службы", "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", другими за­конодательными актами. Закон - лишь тогда является гарантом обеспече­ния предоставленных прав, когда он неукоснительно выполняется. Препятст­вием на этом пути нередко становится недостаточная правовая грамот­ность военнослужащих, и должностных лиц, обязанных по закону исполнять законодательство о льготах. Поэтому, осведомленность военнослужащих о принадлежащих им правах, гласность в практике их предоставления являют­ся важным условием защиты указанных прав и льгот.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются:

-Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

- Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;

- Федеральный закон «Об обороне»;

- Федеральный закон "О ветеранах";

- Общевоинские уставы ВС РФ;

- Положение о порядке прохождения военной службы;

- другие руководящие документы, законодательные акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» и от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996г. «Об обороне»определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности, главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок про­хождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в доб­ровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Го­сударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее име­нуется — контракт) и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в
соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования.

Наши рекомендации