Почему в тот период разразился советско-китайский пограничный конфликт?
с.19-20
Вот в такой вот обстановке в 1969 году произошел советско-китайский вооруженный пограничный конфликт. Научный сотрудник Центра исследований истории «холодной войны» при Педагогическом университете «Хуадун», приглашенный профессор Института международных отношений Пекинского университета Ли Даньхуэй раскрывает нам закулисную сторону этого конфликта.
Ли Даньхуэй говорит, что после ухода с политической сцены Н.С.Хрущева (14.10.1964 г.), обе стороны хотели использовать этот случай для улучшения межпартийных отношений. Однако в то же время каждая из сторон ожидала от противника уступок. В начале ноября [1964 г.] Чжоу Эньлай во главе китайской партийно-правительственной делегации вылетел в Москву на празднование 47-й годовщины Октябрьской революции. Министр обороны СССР Малиновский, выпив на праздничном банкете, заявил: «Мы, русские, сбросили Хрущева, вам тоже надо сбросить Мао Цзэдуна!». Чжоу Эньлай, со своей стороны, на переговорах посоветовал новым лидерам КПСС не тащить с собой груз хрущевской эпохи, а, оставив его в прошлом, начать все заново. Оба этих поступка, несомненно, были горстями соли, брошенными на открытую рану советско-китайского раскола. После этого отношения двух партий и двух стран еще более ухудшились.
В январе 1966 г. СССР и МНР подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», имевший характер военного пакта. Монголия, имеющая общую границу с КНР протяженностью 4500 км, на деле превратилась в угрозу для Северного и Северо-Западного Китая и Маньчжурии. События вокруг Монголии сопровождались наращиванием военного присутствия СССР в районах, граничащих с Китаем. Все это заставило Мао Цзэдуна и других руководителей КНР ощутить военное давление со стороны Советского Союза и недвусмысленно взять курс на подготовку к войне против СССР. В марте 1966 года, на совещании в Управлении Северного Китая ЦК КПК, Чжоу Эньлай указал, что «Северный Китай, возможно, станет направлением главного удара врага и основным театром военных действий». «Поэтому, - продолжал Чжоу Эньлай, - надо принять конкретные меры по укреплению обороны Северного Китая». Со своей стороны, Мао Цзэдун, встречаясь в конце того же месяца с руководителями Компартии Японии, также высказался по поводу советской военной угрозы, заявив: «Мы должны быть готовы к удару ревизионистов, готовы к тому, что они вторгнуться в Маньчжурию, Северо-Восточный Китай, Синьцзян; нанесут удар по центру и из Внешней Монголии двинуться на Пекин».
Как и Ню Цзюнь, Ли Даньхуэй считает, что серьезное впечатление на Китай произвело вторжение СССР в Чехословакию в августе 1968 года. Ли Даньхуэй полагает, что это событие подстегнуло руководство КНР к корректировке внешней стратегии. СССР стал для Китая «социмпериалистической державой».
Одновременно с этим нарастала напряженность на советско-китайской границе. В обстановке леворадикальной «культурной революции», в атмосфере ожесточенной антиревизионистской борьбы, сверху донизу пронизавшей китайское общество, был поспешно принят следующий план военных мероприятий на границе: выбрав подходящее время и место, нанести удар по советским войскам, препятствующим выходу китайских пограничников на острова; не боятся перерастания столкновения в серьезный конфликт и полномасштабную войну. В это самое время КПК готовилась к проведению 9 съезда. Мао Цзэдун полагал, что удар по советским войскам накануне съезда будет способствовать развитию курса на борьбу с ревизионизмом, позволит сплотить партийные ряды и покончить с фракциями; стабилизирует обстановку в стране. Однако Чжэньбаодао еще в ходе первых советско-китайских переговоров по пограничному вопросу планировалось передать Китаю. Советский Союз не стал бы выказывать обостренно-негативную реакцию на действия в отношении этого острова. С другой стороны, остров контролировался советскими пограничниками с 1947 года, т.е. более 20 лет. Организация удара именно в этом месте могла произвести гораздо больший эффект, чем в случае с другими островами. В целом, мероприятие должно было вызвать бурные отклики, способствовать дальнейшему обострению обстановки, однако при этом необходимо было позаботиться и о собственной безопасности. План удара по Чжэньбаодао вырабатывался исходя из этих соображений. Начиная с конца февраля 1969 г., с санкции Мао Цзэдуна и ЦК КПК, Китай планомерно и скрытно готовил контратаку в районе острова. В марте конфликт на Чжэньбаодао разразился.
Сюй Янь(профессор Университета Минобороны КНР)