Русский танк для русской армии

Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни, каковы мощность двигателя и длина ствола пушки в калибрах. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал чётко, надёжно и не создавал проблем при эксплуатации. В этом отношении Т-34 не выдерживает никакой критики. Во всяком случае, до середины 1943 года. Погоня за количеством, неизбежная в условиях войны не умением, а числом, привела к ужасающему снижению качества выпускаемых танков. Если прибавить к этому конструктивные недостатки, которые практически не устранялись в течение двух лет, то в значительной степени можно говорить о потере боеспособности. Прекрасные (в идеале) тактико-технические характеристики «тридцатьчетвёрки» на деле оказались дутыми. Хвалёная наклонная броня пробивалась всеми пушками Вермахта, за исключением разве что 37-мм противотанковой и 50-мм танковой с длиной ствола в 42 калибра. Не менее расхваленный дизель не развивал полной мощности (если вообще устанавливался на танк) и не отрабатывал и половины и без того мизерного моторесурса. Пожалуй, меньше всего нареканий заслуживала пушка. Если зажатые в тесноте башенного объёма танкисты успевали её зарядить и навести, то вплоть до середины 1942 года поражение практически любого вражеского танка гарантированно обеспечивалось. При наличии бронебойных снарядов, разумеется. Кстати, при их отсутствии в 1942 году предписывалось стрелять по немецким танкам осколочно-фугасными снарядами, предварительно вывинтив взрыватель.

русский танк для русской армии - student2.ru

Танк Т-34-85 выпуска 1945 года на улице Берлина. Май 1945 года

Закономерен вопрос: если всё было так плохо, то почему Т-34 пользовался такой популярностью у танкистов?

Причин тут, по-видимому, несколько. Во-первых, не с чем было сравнивать – остальные советские танки были ничуть не лучше. Импортная же техника, поступавшая по ленд-лизу, ничего кроме раздражения (особенно при кратковременном общении) не вызывала. Оно и понятно – английские и американские танки, пусть качественно изготовленные и надёжные, были тем не менее явлением чуждой для нас технической культуры. Причём культуры более высокой. Разжечь костёр под танком Т-34, чтобы прогреть дизель перед запуском зимой, – это понятно, а впрыскивать для этой же цели с помощью специального шприца эфир в цилиндры дизелей на «Матильде» – хрень какая-то! Напридумают же эти капиталисты!

русский танк для русской армии - student2.ru

Т-34-85 у Бранденбургских ворот. Накануне штурма Берлина силами танкоремонтных мастерских было изготовлено большое количество противокумулятивных экранов разного типа. При этом вопреки утверждениям, встречающимся в иностранной литературе, «кроватные сетки» не использовались

русский танк для русской армии - student2.ru

Советские танки в Дайрене. 7-й механизированный корпус, 6-я гвардейская танковая армия. 24 августа 1945 года

Во-вторых, танкистам, привыкшим к тому, что любая отечественная техника постоянно ломается, без сомнения, нравилась исключительная ремонтнопригодность Т-34. В этом отношении «тридцатьчетвёрка» действительно была подлинным шедевром.

Как известно, при проектировании сложных технических объектов существует правило: компоновать агрегаты не для обеспечения удобного их монтажа-демонтажа, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надёжность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторно-трансмиссионного отделения была легкосъёмной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Всё это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника. По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернётся назвать это недостатком.

русский танк для русской армии - student2.ru

«И на Тихом океане свой закончили поход». Район Даляня, август 1945 года. На снимке танки Т-34-85 с низкой командирской башенкой позднего типа

Кроме того, необходимо отметить, что танк Т-34, изначально довольно сложный по конструкции, в процессе серийного выпуска максимально приспособили к существовавшим у нас в годы войны условиям производства, для которого были характерны привлечение к выпуску боевых машин неспециализированных предприятий и широкое использование малоквалифицированных рабочих кадров. В связи с этим осуществлялась плановая работа по уменьшению номенклатуры деталей и снижению трудоёмкости. Так, на 1 января 1941 года вся трудоёмкость Т-34 с корпусными деталями и башней составляла 9 465 нормо-часов, а на 1 января 1945 года – 3 230.

русский танк для русской армии - student2.ru

Танк Т-34-85 выпуска 1945 года во время парада в г. Ворошилов-Уссурийский (ныне г. Уссурийск) в ознаменование Победы над Японией. 24 сентября 1945 года

По-видимому, именно в предельной простоте конструкции и кроется секрет популярности этой боевой машины и у танкистов, и у производственников. Это был русский танк, для русской армии и русской промышленности, максимально приспособленный к нашим условиям производства и эксплуатации. И воевать на нём могли только русские! Недаром же говорится: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». «Тридцатьчетвёрка» прощала то, чего не прощали, например, при всех их достоинствах ленд-лизовские боевые машины. К ним нельзя было подойти с кувалдой и ломом или вправить какую-нибудь деталь ударом сапога.

Следует учитывать и ещё одно обстоятельство. При внимательном изучении опубликованных в последнее время (в советское время своими воспоминаниями делились почти исключительно одни военачальники) воспоминаний ветеранов-танкистов, воевавших на Т-34, приходишь к выводу, что большинство из них принимали участие в боях заключительного периода Великой Отечественной войны, начиная где-то с лета 1943 года. А значит, все они воевали на танках Т-34 и Т-34-85, качество изготовления и надёжность которых были доведены до приемлемого уровня. При этом в своих воспоминаниях эти две машины они, как правило, именуют одним названием – Т-34.

Не разделяются танки Т-34 и Т-34-85 и в общественном сознании. Попробуйте спросить у прохожих на улице, как выглядит танк Т-34? Ответят, конечно, не все, но те, кто ответит, наверняка опишут танк, который видели где-нибудь на постаменте. Ну а танки-памятники на 98 % – это Т-34-85. Именно они, осыпаемые цветами, шли на запад по дорогам Восточной Европы, именно они ворвались в Берлин и Прагу, именно они прошли победным маршем по Красной площади во время Парада Победы. Т-34-85 – это танк-победитель! Ореол его славы распространился и на куда менее удачливого предшественника.

Иллюстрации

русский танк для русской армии - student2.ru

Немецкие солдаты осматривают подбитый танк Т-34. Лето 1941 года. Эта машина оснащена литой башней, что было редкостью – большая часть «тридцатьчетвёрок» довоенного выпуска, тем более ранних, с пушкой Л-11, имела сварные башни

русский танк для русской армии - student2.ru

«Тридцатьчетвёрки» 33-й танковой бригады проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года

Танк Т-34 из части Героя Советского Союза капитана Филатова загружается боеприпасами. Западный фронт, 1942 год

русский танк для русской армии - student2.ru

Танк Т-34 с установленными на надгусеничных полках фугасными огнемётами ФОГ-1. 1942 год

русский танк для русской армии - student2.ru

Танки Т-34, изготовленные на СТЗ, уходят на фронт. Август 1942 года

русский танк для русской армии - student2.ru

Танк Т-34 1 –го польского танкового полка во время парада в честь принятия присяги 1-й польской пехотной дивизии имени Т. Костюшко. Июль 1943 года. Машина производства завода «Красное Сормово» с дополнительной бронезащитой лобовой части корпуса, выполненной из одного бронелиста

русский танк для русской армии - student2.ru

Т-34 выпуска 1942 года с цельнолитым ведущим колесом без роликов

русский танк для русской армии - student2.ru

Танки Т-34 на исходной позиции перед атакой. Белгородское направление, июль 1943 года

русский танк для русской армии - student2.ru

Танки Т-34 проходят по улицам города Черновицы. 1 –й Украинский фронт, 1944 год

Танк Т-34 (машина выпуска 1943 года с командирской башенкой) в предгорьях Карпат. 1-й Украинский фронт, 1944 год

Танки Т-34-85 25-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса. Юго-восточнее Витебска, 1944 год

Танки Т-34-85 в окрестностях Вены. Апрель 1945 года

русский танк для русской армии - student2.ru

Танк Т-34 выпуска 1943 года на улице Берлина. Май 1945 года

русский танк для русской армии - student2.ru

Танки Т-34 во время парада в честь победы над Японией. Ворошилов-Уссурийский (ныне Уссурийск), 16 сентября 1945 года

русский танк для русской армии - student2.ru

Танки Т-34-85 выпуска 1945 года во главе колонны 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии направляются на Красную площадь. 7 ноября 1945 года

русский танк для русской армии - student2.ru

За время с 1931-го по май 1945 года завод № 183 выпустил 35 тысяч танков (но не 35 тысяч Т-34, как об этом иногда пишут).

Юбилейная машина – Т-34-85 во главе праздничной колонны в Нижнем Тагиле 9 мая 1995 года

Литература и источники

Материалы Российского государственного военного архива, Центрального архива Министерства обороны и Российского государственного архива экономики.

Архипов B. C. Время танковых атак. – М., Воениздат, 1981.

Барятинский М. Б. Т-34. Лучший танк Второй мировой. – М., «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2006.

Барятинский М., Коломиец М. Лёгкий танк БТ-7. – М., ЗАО «Редакция журнала „Моделист-конструктор“, 1996.

Бирюков Н. Танки – фронту! Записки советского генерала. – Смоленск, «Русич», 2005.

Броневой щит Родины. К 60-летию образования ГБТУ. 1929–1989 годы. –М., 1990.

Вараксин Ю. Н., Бах И. В., Выгодский С. Ю. Бронетанковая техника СССР. – М., ЦНИИ информации, 1981.

Галушко А., Коломиец М. Бои за Харьков в мае 1942 года. – М., «Стратегия КМ», 2000.

Гудериан Г. Воспоминания солдата. – Смоленск, «Русич», 1999.

Дорофеев М. Л. Опыт боевого применения мехкорпусов Советской Армии в начальный период Великой Отечественной войны. – М., издание ВАБТВ, 1960.

Драбкин А. Я дрался на Т-34. – М., «Яуза», «Эксмо», 2006.

Дроговоз И. Железный кулак РККА. Танковые и механизированные корпуса Красной Армии 1932–1941 гг. – М, Издательский дом «Техника-молодёжи», 1999.

Желтов И., Павлов М., Павлов И. и др. Неизвестный Т-34. – М., ООО «Издательский центр „Экспринт“, 2001.

Желтов И., Павлов И., Павлов М., Сергеев А. Танки ИС в боях. – М., «Восточный горизонт», 2002.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. – М., АПН, 1969.

Зубов Е. А. Двигатели танков. – М., НТЦ «Информтехника», 1991.

Исаев А. 1941: бои на Украине. – М., «Стратегия „КМ“, 2004.

История танковых войск Советской Армии. – М., Издание ВАБТВ, 1975.

Кардашов В. 5 июля 1943. – М., «Молодая гвардия», 1983.

Катуков М. Е. На острие главного удара. – М., «Высшая школа», 1985.

Коломиец М., Свирин М. Курская дуга. – М., «Экспринт НВ», 1998.

Коломиец М., Макаров М. Прелюдия к «Барбароссе». – М., «Стратегия „КМ“, 2001.

Коломиец М. 1941: бои в Прибалтике 22 июня – 10 июля 1941 года. – М., «Стратегия „КМ“, 2002.

Лагутин А. Сталинградская тридцатьчетвёрка. – М., «Стратегия „КМ“, 2006.

Ланнуа Ф. де. Немецкие танки на Украине. 1941 год. – М., Эксмо, 2006.

Ленский А. Г. Сухопутные силы РККА в предвоенные годы. Справочник. – С.-Пб., 2000.

Листровой В., Слободин К. Конструктор Морозов. – М., Политиздат, 1983.

Лопуховский Л. Прохоровка без грифа секретности. – М., «Эксмо», «Яуза», 2006.

Мощанский И. 1941. Тактика танковой войны. – М., ООО «ПКВ», 2001.

Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933–1945. – М., «Изографус», «Эксмо», 2003.

Операции Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945. – М, Воениздат, 1958.

Постников М. Развитие бронезащиты и живучести советских танков 1941–1945 гг. (средние танки Т-34), – М., «Экспринт», 2005.

Провал гитлеровского наступления на Москву. – М., «Наука», 1966.

Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-34-85. – М., Воениздат, 1963.

Свирин М. Артиллерийское вооружение советских танков. 1940–1945. – М., «Экспринт», 1999.

Свирин М. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937–1943. – М., «Яуза», «Эксмо», 2006.

Свирин М. Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943–1955. – М., «Яуза», «Эксмо», 2006.

Смирнов А., Сурков А. 1941: бои в Белоруссии. – М., «Стратегия „КМ“, 2003.

Советские танковые войска. 1941–1945. Военно-исторический очерк. – М., Воениздат, 1973.

Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век (т. 2). – М., «Экспринт», 2005.

Статюк И. Оборона Западной Украины. 1941. – М., «Экспринт», 2006.

Танк Т-34. Руководство службы. – М., Воениздат, 1941.

Танк Т-34. Руководство, – М., Воениздат, 1944.

Труды Академии. Сборник № 1 (25). – М., Издание ВАБТВ, 1945.

Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А.Морозова. – Харьков, Рекламное агентство «ИРИС», 1997.

Чалмаев В. Малышев. – М., «Молодая гвардия», 1978.

Шеин Д. Танки ведёт Рыбалко. Боевой путь 3-й гвардейской танковой армии. – М., «Яуза», «Эксмо», 2007.

Magnuski J. Wozy bojowe LWP. – Warszawa, 1985.

Zaloga S., Kinnear J., Sarson P. T-34-85 Medium Tank. 1944–1994. – London, 1996.

Журналы: «Известия ЦК КПСС», «Вопросы изобретательства», «Танкомастер», «М-Хобби», «Военно-исторический журнал», «История СССР», «Техника и вооружение», «Вестник танковой промышленности», «Невский бастион», «Полигон», «Фронтовая иллюстрация».

Информация общедоступной сети Internet.

Наши рекомендации