Т-34-85 – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ
Рассматривая конструкцию танка Т-34-85, следует делать поправку на то, что от своего предшественника танка Т-34 он отличался практически только башней с вооружением да подбашенным листом корпуса. Все остальные изменения носили незначительный и непринципиальный характер. Поэтому ниже наибольшее внимание будет уделено вооружению танка.
Огневая мощь
На танках Т-34-85 ранних выпусков устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 51,6 калибра. Масса пушки 1 530 кг. Предельная длина отката 320 мм. Пушка имела клиновой затвор, аналогичный по устройству затвору пушки Ф-34, и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны – накатник, с левой – тормоз отката.
Внутренний вид башни танка Т-34-85 (передняя сторона):
1 – сиденье заряжающего; 2 – гильзоулавливатель; 3 – сиденье наводчика; 4 – механизм поворота башни; 5 – захват погона башни; 6 – запорное устройство отверстия для стрельбы из личного оружия; 7 – кнопка включения подсветки угломера; 8 – электрощиток башенного оборудования; 9 – подвеска прицела; 10 – приборы наблюдения МК-4; 11 – прицел ТШ-16; 12 – щиток освещения прицела; 13 – пушка; 14 – плафон освещения башни; 15 – спаренный пулемёт; 16 – укладка пулемётных магазинов на правом борту башни; 17 – стопор башни; 18 – аппарат № 1 ТПУ
С марта 1944 года на танк Т-34-85 устанавливалась 85-мм пушка С-53 (а затем ЗИС-С-53) обр. 1944 года с длиной ствола 54,6 калибра. Масса качающейся части пушки без бронировки 1 150 кг. Предельная длина отката 330 мм. Вертикальная наводка от –5° до +22°. Затвор пушки – вертикально-клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Спусковой механизм пушки состоял из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъёмного механизма, а рычаг ручного спуска – на левом щите ограждения пушки.
Для стрельбы из 85-мм танковых пушек служили штатные боеприпасы от 85-мм зенитной пушки обр. 1939 года:
– унитарный патрон с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом (БР-365) с баллистическим наконечником с взрывателями МД-5 и МД-7;
– унитарный патрон с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом (БР-365К) с взрывателем МД-8;
– унитарный патрон с осколочной стальной гранатой (О-365К) с взрывателем КТМ-1;
– унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-365П (принят на вооружение в феврале 1944 года).
Размещение боеукладок в танке:
1 – укладка артвыстрелов на правом борту башни; 2 – укладка артвыстрелов в нише башни; 3 – укладка артвыстрелов в правом углу боевого отделения; 4 – укладка пулемётных магазинов слева от сиденья механика-водителя; 5 – укладка артвыстрелов на полу боевого отделения в ящиках; 6 – укладка пулемётных магазинов на нижнем носовом листе корпуса; 7 – укладка пулемётных магазинов в отделении управления справа от сиденья пулемётчика; 8 – укладка артвыстрелов в отделении управления; 9 – укладка пулемётных магазинов на правом борту башни
Боекомплект пушки состоял из 55 артвыстрелов (осколочных – 36, бронебойных – 14, подкалиберных – 5) и размещался в корпусе и башне танка в трёх типах укладок: стеллажной, хомутиковых и ящиках.
Стеллажная укладка на 12 выстрелов находилась в нише башни. В неё входили выстрелы с осколочной гранатой.
Хомутиковые укладки располагались: на правом борту башни – на 4 артвыстрела; в отделении управления у правого борта корпуса – на 2 артвыстрела; в правом заднем углу боевого отделения – на 2 артвыстрела. На правом борту башни укладывались выстрелы с бронебойными снарядами, а в отделении управления и боевом – с подкалиберными снарядами. Таким образом, в постоянной готовности к немедленному открытию огня в Т-34-85 находились 20 артвыстрелов.
В шести ящиках, расположенных на днище боевого отделения, размещалось 35 выстрелов, из них: 24 – с осколочной гранатой, 10 – с бронебойным снарядом и 1 – с подкалиберным.
Если брать в качестве своего рода расчётной единицы немецкий тяжёлый танк «Тигр», то можно констатировать, что его лобовую броню 85-мм пушки пробивали на дальности 1000 м. При стрельбе по танку «Тигр» с дальности 1500 м в его лобовом листе корпуса осталась лишь вмятина глубиной 39 мм, а на дальности 800 м в борту подбашенной коробки образовался пролом размером 350 на 230 мм. У самоходного орудия «Фердинанд» и тяжёлого танка «Королевский тигр» 85-мм пушка пробивала только бортовые и кормовые броневые листы корпуса и башни. При этом необходимо отметить, что по качеству изготовления советские бронебойные снаряды несколько уступали немецким, что не позволяло до конца использовать потенциал танковых пушек. Вместе с тем и сравнение с немецкими тяжёлыми танками выглядит некорректно, так как Т-34-85, будучи массовым танком Красной Армии, чаще имел дело с Pz.IV и «Пантерой». Первый поражался 85-мм бронебойным снарядом практически на всех дистанциях огневого боя, а со вторым дело обстояло существенно хуже. Лобовой лист корпуса «Пантеры» имел толщину 85 мм и наклон к горизонту 35°, пробить его пушка танка Т-34-85 могла только с дистанции, не превышавшей 500 м.
Т-34-85 завода «Красное Сормово». Промежуточная модель, сохранившая часть характерных деталей ранних сормовских машин: смещённый вперёд наружный топливный бак и рымы из прутка
По сравнению с Т-34 у Т-34-85 существенно улучшился манёвр огнём. Механизм поворота башни имел объединённое управление ручным и электрическим приводами, что существенно облегчало пользование им. Полный оборот с использованием электропривода башня совершала за 12–15 с.
Для стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т использовались телескопический прицел ТШ-15 и перископический ПТК-5, из пушек С-53 и ЗИС-С-53 – телескопический прицел ТШ-16. Для стрельбы с закрытых позиций – боковой уровень и башенный угломер.
Телескопические прицелы ТШ-15 и ТШ-16 имели 4-кратное увеличение и поле зрения 16°.
Оба они имели оптический шарнир, состоявший из четырёх зеркал. Головная часть прицела жёстко крепилась на качающейся части пушки, а окулярная часть была неподвижной, что существенно улучшило условия работы наводчика.
Впрочем, в Т-34-85 значительно улучшились условия работы всех членов экипажа. Так, например, ширина рабочего места наводчика в плечах составляла 500 мм, то есть стала равной таковой у Pz.IV или «Пантеры». Ширина рабочего места заряжающего составляла 500x900 мм и опять-таки была равной «Пантере». При этом длина унитарных патронов у обоих танков была примерно одинаковой. Рабочее место заряжающего в Pz.IV было меньше, чем в Т-34-85. Превосходил «тридцатьчетвёрку» по всем этим показателям только «Тигр».
Защищённость
Первый опытный образец танка Т-34-85М. Весна 1944 года
Рассматривая бронезащиту танка Т-34-85, следует учитывать, что корпус был полностью заимствован (кроме подбашенного листа) у танка Т-34. При постановке Т-34-85 на серийное производство, в общем-то, предполагалось усилить толщину бронелистов корпуса. В апреле 1944 года завод № 183 изготовил два образца танка Т-34-85М. Толщина лобового листа корпуса у них равнялась 75 мм, толщина крышки люка механика-водителя была доведена до 100 мм, а бронировки курсового пулемёта – 90 мм. При этом пришлось пойти на уменьшение бронирования там, где это было возможно. До 15 мм уменьшилась толщина листов крыши МТО, днища подкрылков, нижнего кормового листа, задней части днища. В ходовой части применялись облегчённые балансиры и опорные катки. В ходе испытаний выяснилось, что эти мероприятия особого результата не дали. Кроме того, испытания обстрелом выявили, что 75-мм лобовая броня пробивается снарядом 88-мм немецкой танковой пушки KwK 43 L/71 с дистанции 2000 м! Таким образом, никакого смысла в усилении лобовой брони корпуса в 1944 году уже не было.
Второй опытный образец танка Т-34-85М. Весна 1944 года. Хорошо видна изменённая конфигурация кормы корпуса, связанная с размещением там двух 190-л топливных баков
Поскольку главным нововведением у 7-34-85 стала башня, то на ней и сосредоточились основные усилия конструкторов. К тому времени уже было известно из опыта войны, что на башню приходится до 45 % опасных поражений танков. Основа башни отливалась из стали 71Л, обладавшей более высокими литейными показателями, чем применявшаяся ранее для башен Т-34 сталь МЗ-2. Толщина лобовой части башни составляла 75 мм, бортов и кормы – 52 мм. С 7 августа 1944 года толщина лобовой части башни стала составлять 90 мм. Толщина бортов башни была доведена до 75 мм. В сочетании с некоторым их наклоном эта толщина обеспечивала защиту от бронебойных снарядов 75-мм противотанковой пушки Pak 40 на дистанции около 500 м при курсовых углах до 40°.
Лобовая же броня обеспечивала защиту от немецких бронебойных снарядов с дальностей 800– 2000 м, в зависимости от калибра и типа боеприпаса.
Таким образом, уровень бронезащиты Т-34-85 по сравнению с танком Т-34, вооружённым 76-мм пушкой, возрос незначительно. Но если говорить о защищённости в целом, то она возросла весьма существенно. Решающее влияние на этот процесс оказало не усиление бронирования башни, а установка в ней новой мощной пушки. Благодаря этому удалось увеличить дистанцию огневого боя и в результате снизить вероятность поражения танка вражескими снарядами. Важное значение имело и размещение в башне третьего члена экипажа. Теперь командир танка, избавившись от функций наводчика, мог полностью сосредоточиться на наблюдении за полем боя, поиске целей и оценке обстановки. В результате действенность упреждающего и ответного огня танка по танкоопасным целям и эффективность его противоартиллерийского манёвра существенно возросли. В полной мере способствовали этому оснащение Т-34-85 качественными приборами наблюдения и радиосвязью.
Сравнительные размеры танков Т-34 и Т-34-85
Что касается приборов наблюдения, то механик-водитель Т-34-85 остался при своём: в его распоряжении по-прежнему были два призматических смотровых прибора, закрывавшихся броневыми заслонками-«ресничками». Располагавшийся справа от него пулемётчик (бывший стрелок-радист) с декабря 1944 года получил в своё распоряжение оптический телескопический прицел ППУ-8Т с полем зрения 25°. В результате стала уходить в прошлое такая оценка эффективности курсового пулемёта, оснащённого лишь диоптрическим прицелом, поле зрения которого ограничивалось отверстием в шаровой установке – 2–3°: «Обзор через эту дырочку над стволом пулемёта был ограниченный, а сектор обстрела и того меньше. Иногда пулемёт повернёшь, видишь, что кто-то бежит, а стрелять не можешь». Тем не менее курсовые пулемёты очень пригодились в 1944–1945 годах для борьбы с «фаустниками».
Приварка крыши к основе башни Т-34-85. Уралвагонзавод, 1944 год
Настоящим прорывом стало оснащение Т-34-85 тремя перископическими вращающимися приборами наблюдения МК-4. Приборы наводчика и заряжающего размещались в крыше башни, а прибор командира в крышке люка командирской башенки. Прибор МК-4 обеспечивал распознавание предметов на местности на удалении 1 000– 1 200 м. В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателя на одно обстоятельство. Дело в том, что прибор МК-4 не является отечественным изобретением. Он был скопирован весной 1943 года с английского прибора Mk IV, который устанавливался на британских танках, поступавших в СССР по ленд-лизу, и считается чуть ли не лучшим прибором наблюдения периода Второй мировой войны и даже далее. И вот тут непонятно – а чего ждали до 1943 года? Первые английские танки прибыли в СССР поздней осенью 1941 года, а приборы наблюдения на Т-34 подвергались жёсткой критике аж с 1940-го! Во всех отчётах по испытаниям английских танков отмечается хорошее качество и удобство пользования приборами наблюдения. В подобных отчётах, кстати, всегда присутствовал перечень того, что было бы неплохо позаимствовать у «иностранцев». Прибор Mk IV почти всегда занимал в нём первую строчку. Но, судя по всему, нашим производственникам в 1942–1943 годах было не до приборов наблюдения.
Интересно отметить, что прибор Mk IV – это не английское изобретение. Его разработал польский инженер Гундлах в середине 1930-х годов, а англичане просто приобрели лицензию на его выпуск. С этим прибором наши военные смогли ознакомиться ещё в 1939 году при испытаниях трофейного польского танка 7ТР и уже тогда занесли этот прибор в перечень «чего бы позаимствовать»!
Выполнение своих обязанностей командиру Т-34-85 существенно облегчала командирская башенка, толщину стенок которой в процессе серийного выпуска довели с 52 до 75 мм. По периметру командирской башенки располагались пять смотровых щелей, закрытых стеклоблоками. Во вращающейся крышке люка башенки (двух– или одностворчатой) размещался прибор наблюдения МК-4.
Схема бронирования танка Т-34-85
Существенное влияние на уровень защищённости Т-34-85 оказало оснащение всех танков радиостанциями. Причём на боевые машины этого типа устанавливалась наиболее совершенная танковая радиостанция периода Второй мировой войны – 9РС. В отличие от выпускавшейся ранее 9РМ она была выполнена компактно в одном блоке и рассчитана на питание от бортовой сети напряжением 24 В. На Т-34-85 радиостанцию перенесли из корпуса в башню – теперь её обслуживал командир танка. Последнее обстоятельство исключило из цепочки связи промежуточное звено – стрелка-радиста. Теперь командир танка получил непосредственный контакт с командиром подразделения. В итоге резко улучшилось взаимодействие как отдельных танков, так и подразделений на поле боя.
Подвижность
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть танка Т-34-85 по сравнению с танком Т-34 принципиальных изменений не претерпели. Поэтому характеристики подвижности, несмотря на возросшую массу, изменились незначительно, чего нельзя сказать о надёжности.
Во многом благодаря поступлению в 1943 году по ленд-лизу современных станков удалось существенно повысить качество изготовления двигателей В-2-34, пятиступенчатых коробок передач, бортовых редукторов и т. д. Уже нередки были случаи, когда двигатели отрабатывали на танках без поломок по нескольку сот моточасов. Этому способствовала и замена в общем то неплохих воздухоочистителей «Циклон» на ещё более производительные «Мультициклон», введение всережимных регуляторов и т. д. Повышение надёжности работы двигателя и трансмиссии положительно сказались на манёвренности. И если средние скорости движения остались прежними, то время, в течение которого танк мог двигаться с такой скоростью, увеличилось. Кроме того, танкисты перестали бояться активно маневрировать на поле боя. Всё это также сказалось на защищённости боевых машин. Недаром существуют старые танкистские поговорки о том, что «поражаемость танка пропорциональна квадрату его скорости» и простая и точная: «Броня – фигня, но танки наши быстры!»
Рост надёжности танка Т-34-85 в целом оказался весьма кстати на завершающем этапе Великой Отечественной войны, когда для Красной Армии стало характерным проведение крупномасштабных и динамичных наступательных операций.
ПО ДОРОГЕ НА БЕРЛИН
В конце 1943 – начале 1944 годов организационная структура бронетанковых и механизированных войск Красной Армии продолжала совершенствоваться. Практика войны показала, что танковая бригада, как отдельная, так и входившая в состав танкового или механизированного корпусов, должна обладать значительно большей ударной силой, которая необходима ей как при прорыве обороны противника, так и при развитии наступления. Однако наличие в бригаде двух танковых батальонов, укомплектованных средними и лёгкими танками, в какой-то степени затрудняло определение наиболее оптимального варианта построения боевого порядка в соответствии с боевыми условиями и осложняло управление подразделениями. В связи с этим в ноябре 1943 года был принят новый штат танковой бригады. Теперь в ней имелось три танковых батальона, вооружённых танками Т-34 – всего 65 единиц. Наличие в составе бригады только средних танков Т-34 значительно увеличило её ударную силу, огневую мощь и подвижность.
Танки Т-34-85 перед отправкой на фронт. Завод № 183, апрель 1945 года
В связи с принятием на вооружение танка Т-34-85, экипаж которого состоял из пяти человек, рота противотанковых ружей мотострелкового батальона в апреле 1944 года была обращена на доукомплектование экипажей новых танков.
На этот штат танковые бригады переводились постепенно. Прежде всего на эту организацию переводились бригады, входившие в состав танковых и механизированных корпусов. В дальнейшем, вплоть до конца войны, штатная структура танковой бригады больше не менялась.
Некоторые организационные изменения в последние полтора года войны происходили и в механизированной бригаде. В январе 1943 года в целях усиления ударной силы бригады в штат танкового полка была введена ещё одна рота средних танков. Общее количество танков в полку осталось 39. Однако средних танков Т-34 стало 32 вместо ранее имевшихся 23, а число лёгких танков Т-70 уменьшилось на девять машин. В феврале 1944 года танковый полк был переведён на новый штат, по которому в его составе имелись три танковые роты, укомплектованные только средними танками. В результате в полку стало 35 танков Т-34, а лёгкие танки из состава полка были исключены. После этого до конца войны в бригаде не происходило никаких изменений.
Разрез командирской башенки танка Т-34-85
К 1944 году организация танковых и механизированных корпусов и танковых армий в основном отвечала требованиям предстоящих боевых действий. Дальнейшее совершенствование их организационной структуры в основном шло по пути усиления их ударной и огневой мощи. Установившийся к этому времени состав танковой армии в основном сохранился до конца войны. Состав танкового и механизированного корпусов непрерывно усиливался за счёт артиллерии, как буксируемой, так и самоходной. К концу войны танковый корпус, согласно штату, имел 12 010 человек личного состава, 207 танков Т-34-85, 63 САУ. Он включал три танковые и мотострелковую бригады, три самоходно-артиллерийских полка, лёгкий артиллерийский, миномётный и зенитно-артиллерийский полки, части и подразделения обеспечения. Механизированный корпус состоял из трёх механизированных и одной танковой бригад, трёх самоходно-артиллерийских, миномётного и зенитно-артиллерийского полков, частей и подразделений обеспечения. В корпусе по штату имелось 16 422 человека, 183 танка Т-34-85 и 63 САУ.
Танки Т-34 и Т-34-85 перед парадом в Ленинграде, 1945 год. На переднем плане башня танка 1944 года выпуска с двухстворчатой крышкой люка командирской башенки, приборами наблюдения МК-4 без броневых крышек и пушкой С-53. Вторая машина в этом ряду – выпуска 1945 года
В феврале – марте 1944 года в танковые части Красной Армии начали поступать танки Т-34-85. В частности, примерно в это время их получили соединения 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли «тридцатьчетвёрки» с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось в боевых частях на переподготовку экипажей. Вот что по этому поводу писал в своих воспоминаниях М. Е. Катуков, в апрельские дни 1944-го командовавший 1-й танковой армией, которая вела тяжёлые бои на Украине: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения. Получила армия, правда, в небольшом количестве, новые „тридцатьчетвёрки“, вооружённые не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые „тридцатьчетвёрки“, пришлось дать всего два часа на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».
Танки Т-34-85 с пушками Д-5Т 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна «Димитрий Донской» была построена на средства Русской православной церкви. Зима 1944 года
Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть вместе с 516-м отдельным огнемётным танковым полком входила в состав танковой колонны «Димитрий Донской», построенной на средства Русской православной церкви. На деньги, собранные верующими, были приобретены 19 танков Т-34-85 и 21 огнемётный ОТ-34. На торжественном митинге 8 марта 1944 года состоялась передача танков Красной Армии. 10 марта 38-й танковый полк убыл на фронт, где в составе 53-й армии принял участие в Уманско-Ботошанской операции.
Колонна танков Т-34-85 с пушками Д-5Т на подступах к р. Днестр. 2-й Украинский фронт, март 1944 года
Советские танки в горах Трансильвании. 2-й Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года. Это машина ранних выпусков, о чём можно судить по пушке С-53, отсутствию бонок для крепления запасных траков на лобовой броне корпуса и приборам наблюдения МК-4 без крышечек
Для боевых действий, которые вела Красная Армия на Правобережной Украине весной 1944 года, было характерным невиданное за всю войну сосредоточение бронетанковых и механизированных войск. Для проведения этих операций привлекались 6 танковых армий, 9 отдельных танковых и механизированных корпусов и более 50 отдельных бригад и полков. Наиболее мощные танковые группировки были включены в состав 1-го и 2-го Украинского фронтов, которые разгромили главные силы врага и вышли к государственной границе. Характерной особенностью боевых действий на Правобережной Украине зимой-весной 1944 года являлось отсутствие у противника хорошо подготовленной тактической зоны обороны. Немцы просто не успели её оборудовать. Это позволило советским танковым войскам сохранять практически всю свою ударную мощь для действий в оперативной глубине. В результате они буквально разорвали германский фронт в ходе Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой и Уманско-Ботошанской операций. Глубина продвижения танковых армий в двух последних операциях достигала 220–370 км, а максимальные темпы продвижения в условиях весенней распутицы составляли 30–65 км в сутки.
Мотострелки спешиваются с огнемётного танка ОТ-34. 15-я гвардейская механизированная бригада 4-го гвардейского механизированного корпуса, 3-й Украинский фронт, 1944 год
Для проведения Белорусской наступательной операции в составе четырёх фронтов – 1, 2 и 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского было сосредоточено 5 200 танков и САУ. Кроме того, уже в ходе операции Ставка ВГК усилила их ещё 1 200 танками и САУ. Такое количество бронетанковой техники не участвовало ни в одной из операций Великой Отечественной войны. Следует отметить, что при проведении операции «Багратион» с целью сохранения ударной силы танковых армий для действий в оперативной глубине обороны противника они не привлекались для прорыва тактической зоны. Они вводились в сражение после того, как войсками первого эшелона были прорваны не только тактический, но и армейский рубежи немецкой обороны. Для того чтобы общевойсковые соединения смогли прорвать эти рубежи и обеспечить ввод танковых армий в прорыв, впереди них действовали фронтовые подвижные группы. Так, например, перед 5-й гвардейской танковой армией «зачищала» прорыв конно-механизированная группа в составе 3-го гвардейского механизированного корпуса и 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. В результате потери советских танковых армий на начальном этапе операции в среднем снизились с 30–40 % до 15–20 %.
Мотоциклист передаёт донесение командиру 25-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса. Каунасское направление, июль 1944 года
Исключительно упорное сопротивление противника с самого начала наступления встретила южная группировка 3-го Белорусского фронта – 11-я гвардейская и 31-я армии. За два дня наступления они не смогли прорвать даже главной полосы обороны. В связи с этим 5-я гвардейская танковая армия была переброшена на богушевское направление и на рассвете 26 июня введена в бой в полосе наступления 5-й армии.
Сравнительные размеры танков Т-34-85 и PzIVH
Не встречая в первые два дня серьёзного сопротивления, танковая армия стремительно наступала на Борисов. Непосредственно вдоль Минского шоссе наступал 3-й гвардейский танковый корпус под командованием генерала И. А. Вовченко, а правее – 29-й танковый корпус генерала Е. И. Фоминых. 28 июня соединения армии в районе Крупок разгромили усиленную 5-ю танковую дивизию противника, переброшенную из-под Львова, и вышли к Березине севернее и южнее Борисова, Несколько мотострелковых подразделений форсировали реку с ходу и закрепились на противоположном берегу. Танки и самоходно-артиллерийские установки переправиться не смогли, так как глубина реки превышала 1,5 м, а переправочных средств не было. По мосту успели проскочить только два танка Т-34 – лейтенантов А. Н. Мельника и П. Н. Рака из 3-й гвардейской танковой бригады 3-го гвардейского танкового корпуса. Вслед за этим немцы взорвали мост.
Танк Т-34-85 на улице Львова. 1944 год
Машина Мельника была подбита, а Рак ворвался в Борисов и в течение 16 часов вёл неравный бой. Гвардейцы разгромили комендатуру и штаб полка, оборонявшего Борисов. Против «тридцатьчетвёрки» немцы бросили несколько танков. Лейтенант П. Н. Рак и его экипаж – механик-водитель сержант А. А. Петряев и заряжающий сержант А. И. Данилов пали смертью храбрых в неравном бою.
Соединения 5-й гвардейской танковой армии и 2-й гвардейский танковый корпус, сбивая на своём пути арьергарды противника, подошли к северо-восточной и северной окраинам Минска.
Танк Т-34-85 с самодельной деревянной фашиной. Обращает на себя внимание приоткрытый люк механика-водителя. С приоткрытым люком ходили даже в атаку, так как рассмотреть что-либо через приборы наблюдения было практически невозможно
«Ровно в 2 часа 30 минут я передал всем частям сигнал к наступлению „555“, – вспоминал командир 2-го гвардейского танкового корпуса генерал А. С. Бурдейный, – Через десять-пятнадцать минут каждый командир доложил: „Наступление начал“. Широкой полосой – десять километров по фронту – танковый корпус шёл к Минску. В предрассветной мгле раздавался лязг гусениц, далеко вокруг разносился гул моторов. Все всматривались в дымку на западе: как встретит нас противник под стенами многострадального города?»
Танки Т-34-85 4-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса. 3-й Белорусский фронт. Восточная Пруссия, 1944 год. Бригады этого корпуса имели оригинальные тактические знаки, в которых буква над стрелой соответствовала первой букве в фамилии командира. 4-й бригадой командовал полковник О. А. Лосик, впоследствии маршал бронетанковых войск
Грохот первых «тридцатьчетвёрок» минчане услышали в районе обсерватории в 3 часа ночи 3 июля. Это была танковая разведгруппа 4-й гвардейской танковой бригады гвардии полковника О. А Лосика 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса. Группу возглавил гвардии капитан П. И. Коровников. Он на своём танке вступил в Минск первым. Однако в районе обсерватории и Московского кладбища по разведгруппе открыла внезапный огонь замаскированная зенитная батарея врага. Машина Коровникова была подбита, весь экипаж получил ранения, а командиру оторвало ногу. Следующим шёл танк Т-34-85 командира взвода гвардии младшего лейтенанта Д. Г. Фроликова. Умело маневрируя, механик-водитель П. А. Карпушев не только вывел «тридцатьчетвёрку» из-под вражеского огня, но и раздавил противотанковую пушку противника. За танком командира неотступно следовали две другие боевых машины его взвода.
Этот взвод неоднократно отличался в предыдущих боях. Дмитрий Фроликов, например, ещё в начале наступления – 26 июня – со своим взводом захватил перекрёсток дорог Орша – Смоляны. Три его танка, действуя из засады, разгромили тогда вражескую автоколонну численностью более ста машин, которую прикрывали шесть вражеских танков. Из этих шести танков два Фроликов подбил. А 27 июня под Старосельем взвод Фроликова уничтожил два танка, две самоходки и артиллерийскую батарею. В тот же день несколькими часами позже Фроликов догнал отходящую колонну противника, подбил ещё две самоходки, тараном разбил вражеский танк, захватил два артиллерийских орудия и уничтожил несколько десятков немецких солдат.
За этот бой Дмитрия Фроликова представили к званию Героя Советского Союза. В представлении в частности, говорилось: «…Лично экипажем Фроликова за три дня боёв уничтожено: два танка Т-3, три самоходные пушки, раздавлены гусеницами два орудия и до 100 автомашин. Захвачены артиллерийская батарея и два исправных танка – Т-6 и Т-3».
Сравнительные размеры танков Т-34-85 и М4 «Шерман»
Танк Фроликова оказался единственным из разведгруппы, кому удалось прорваться к центру города, уничтожив на своём пути ещё и немецкую самоходку. Следовавшие за своим командиром взвода две другие «тридцатьчетвёрки» гвардии младших лейтенантов П. Тарасова и И. Зенкина были подбиты, а их экипажи погибли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Фроликову Дмитрию Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Танки Т-34-85 из состава 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. 1944 год
В основном летом 1944 года в войсках шёл активный процесс освоения новой техники – средних танков Т-34-85. Так, например, во всех частях 3-го Украинского фронта накануне Ясско-Кишинёвской операции проводились учения с боевой стрельбой. Одновременно проводились стрельбы из 85-мм пушки танка Т-34-85 по немецким тяжёлым танкам с целью показать танкистам её боевые качества. Судя по воспоминаниям В. П. Брюхова, советские танкисты обучались быстро:
«В Ясско-Кишинёвской операции за пятнадцать дней на своём Т-34-85 я лично подбил девять танков. Один бой хорошо запомнился. Куши прошли и выходили на Леово, на соединение с 3-м Украинским фронтом. Мы шли по кукурузе высотой с танк – ничего не видно, но были в ней такие дороги или просеки, как в лесу. Я заметил, что в конце просеки навстречу нам проскочил немецкий танк, потом уже выяснилось, что это была „Пантера“. Я командую: „Стоп. Прицел – вправо 30, танк 400“. Судя по направлению его движения, встретиться мы должны были на следующей просеке. Наводчик пушку вправо перебросил, и мы продвинулись вперёд на следующую просеку. А немец меня тоже засёк и, видя направление движения танка, начал скрадывать меня по кукурузе. Я смотрю в панораму в то место, где он должен появиться. И точно – он появляется под ракурсом 3/4! В этот момент нужно сделать выстрел. Если дашь немцу выстрелить и он первым снарядом промахнётся – выскакивай, второй гарантированно будет в тебе. Немцы – они такие. Я кричу наводчику: „Танк!“, а он не видит. Я гляжу, он уже вылез наполовину. Ждать нельзя. Секунды идут. Тогда я наводчика схватил за шиворот – он же сидит передо мной – и скинул на боеукладку. Сам сел за прицел, подвёл и вдарил ему в борт. Танк вспыхнул, из него никто не выпрыгнул. И, конечно, когда танк вспыхнул, в этот момент мой авторитет как командира поднялся на недосягаемую высоту, поскольку если бы не я, то этот танк врезал бы по нам, и весь экипаж погиб. Наводчик Николай Блинов себя чувствовал униженным, так стыдно ему было».
Т-34-85 позднего выпуска 1944 года. Нештатные грязевые щитки установлены, видимо, в ходе ремонта. Довольно редкий снимок, на котором хорошо видны полностью открытые «ресницы» – броневые крышки призм приборов наблюдения механика-водителя
В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.
Так, например, к началу Висло-Одерской операции 3-я гвардейская танковая армия под командованием генерала П. С. Рыбалко имела 55 674 человек личного состава, что составляло 99,2 % штатной численности. Танковый парк армии перед началом операции состоял из 640 танков Т-34-85 (укомплектованность 103 %), 22 танка-тральщика Т-34, 21 танк ИС-2 (укомплектованность 100 %), 63 тяжёлых САУ ИСУ-122 (100 % укомплектованности), 63 средних САУ СУ-85 (63 % укомплектованности), 63 лёгких САУ СУ-76 (100 % укомплектованности), 49 лёгких САУ СУ-57-И (82 % укомплектованности). В состав артиллерии армии входили 20 152-мм пушек-гаубиц 145-й и 194-й пушечных артбригад РГК, 20 100-мм пушек БС-3, 222 76,2-мм пушки ЗиС-3, 84 57-мм пушки ЗиС-2, 48 реактивных установок М-13, 140 120-мм миномётов, 224 82-мм миномёта, 79 37-мм зенитных пушек, 60 зенитных самоходных установок М-17, 161 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК.
Передача Красной Армии колонны танков, построенных на средства трудящихся Эстонской ССР. 51-й танковый полк, зима 1945 года
Без сомнения, всё это представляло собой впечатляющую силу. Но, к сожалению, вплоть до конца войны так и не удалось избавиться как от брака техники, так и от брака при подготовке личного состава. И то и другое можно проиллюстрировать с помощью архивных документов:
«В период формирования армии боевые машины эксплуатировались по плану боевой подготовки и после отработки 45 моточасов были поставлены на временную консервацию… За время эксплуатации боевых машин в период формирования в частях и соединениях было 223 случая выхода машин из строя по производственным дефектам».
В числе последних отмечались, в частности, «…трещины брони корпусов и башен на 74 танках и СУ. Трещины в большинстве своём были сквозные, расположенные преимущественно на тыльных и бортовых сторонах башен и на бортах корпуса и имели длину от 170 до 2200 мм. Трещины брони возникли вследствие внутренних напряжений литейного происхождения или напряжений брони, вызванных погрешностями сборки. Силами ремчастей соединений и армии трещины были ограничены и заварены».
Ну, всё просто как в 1942 году! Да и подготовка личного состава по-прежнему оставляла желать лучшего:
«Экипажи танков и СУ, прибывшие на укомплектование частей и соединений, готовились в танковых запасных полках и танковых училищах. Теоретическая и практическая подготовка экипажей и особенно водительского состава была слабая. Водительский состав не имел достаточных теоретических знаний и практических навыков определения и устранения <