Использование режимов исключительного (военного и чрезвычайного) положения в российской империи и советском союзе
Заключение
Взвешенная, высокоэффективная военно-социальная политика
государства выступает в качестве важнейшего условия устойчивого развития
военной организации государства. Устойчивое развитие сегодня оценивается
как «новая фундаментальная тенденция человеческой истории, которая требует
кардинального изменения любой сферы социальной деятельности, новая форма
цивилизационного развития»1. Этот термин, объединяя понятия «устойчивость»
(стабильность, гарантированность, обязательность) и «развитие» (движение
вперед, прогресс), отражает стремление человечества к такому развитию,
эффективность которого измеряется не сиюминутными потребностями, а
долговременными и перспективными целями.
По сути, речь идет об усилении социальной направленности военной
реформы, под которой уместно понимать, главным образом, три ее аспекта:
1) создание действенных социальных механизмов стимулирования
добросовестной службы военнослужащих, восстановления и поддержания на
необходимом уровне их морально-психологического и физиологического
потенциала;
2) обеспечение определенного перераспределения доходов в пользу тех
категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей, низкий уровень материальной обеспеченности которых не может
быть повышен на основе их трудовой и служебной деятельности (инвалиды,
семьи военнослужащих, потерявших кормильца, многодетные и неполные
семьи и др.);
3) строгая дифференциация в предоставлении льгот, гарантий,
компенсаций и других социальных благ в зависимости, с одной стороны, от
степени нуждаемости в них, а с другой – от характера выполняемых
военнослужащим задач, сложности, напряженности и интенсивности воинского
труда.
Проведенный в настоящей книге анализ актуальных проблем
современной военно-социальной политики свидетельствует о необходимости
принятия дополнительных государственных мер по их решению. В этих целях
предлагается осуществить следующие меры.
Первое. Разработать и решением Правительства РФ утвердить
Концепцию государственной военно-социальной политики Российской
Федерациина период до 2015 года.
Разработка указанного документа обусловлена необходимостью единого
понимания всеми органами и должностными лицами сущности, роли и места
военно-социальной политики в общей системе социальной политики
российского государства и его военной политики, а также потребностью
выработки научно обоснованной стратегии деятельности государства и его
институтов на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу по
1 Урсул А.Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию //
Социально-политический журнал. – 1997. – № 2. – С. 27-45.
последовательному повышению уровня жизни военнослужащих и их семей,
усилению их социальной защищенности и укреплению на этой основе
социального потенциала оборонной мощи Российской Федерации.
Концепция должна стать теоретической основой военно-социальной
политики Российской Федерации (см. рис. 8).
Второе. Разработать и принять Военно-социальный кодекс Российской
Федерации.
Целью его разработки является создание единого, сводного,
комплексного законодательного акта в сфере военно-социальной политики
Российской Федерации. Основными задачами проекта является
законодательное закрепление правовых основ военно-социальной политики
Российской Федерации; объединение в максимально возможной степени в
одном акте норм, регулирующих весь комплекс разнообразных отношений по
социальному обеспечению и социальной защите военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей; закрепление единых
принципов правового регулирования в данной сфере; преодоление
множественности нормативных правовых актов в сфере военно-социальной
политики, повышение удельного веса правовых норм прямого действия.
Предметом правового регулирования указанного кодифицированного
нормативного правового акта будут отношения, складывающиеся в процессе
деятельности государства и его институтов, направленной на управление
социальным развитием военной организации государства, на удовлетворение
материальных и культурных потребностей военнослужащих и членов их семей
и обеспечение на этой основе воспроизводства их морально-психологического
и физиологического потенциала, поддержание внутренней устойчивости,
стабильности и боеспособности военной организации.
Военно-социальный кодекс Российской Федерации должен стать
правовой основой военно-социальной политики Российской Федерации (см.
рис. 8).
Третье. Разработать и принять федеральную целевую программу
«Социальное обеспечение военного строительства в Российской
Федерации на период до 2015 года», которая должна представлять собой
объединенный единым замыслом и целью, увязанный по ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских,
производственных, социально-экономических, организационных и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области
социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации.
В данную программу в качестве подпрограмм должны войти программы
обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,
жильем; социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с
военной службы; медицинского и санаторно-курортного обеспечения
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
развития системы военного образования; социальной защиты и реабилитации
инвалидов вследствие военной травмы и участников боевых действий;
совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и
пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей;
другие программы.
Федеральная целевая программа «Социальное обеспечение военного
строительства в Российской Федерации на период до 2015 года» должна стать
финансово-экономической основой военно-социальной политики Российской
Федерации на ближайшее десятилетие (см. рис. 8).
Рис. 8. Система обеспечения социальной безопасности военной организации
Несмотря на выявившуюся за десятилетие реформ «удобную» для
государства способность большей части военнослужащих смириться с
негативными процессами и относительно невысокий накал социального
протеста в Вооруженных Силах, военно-социальная политика должна
обеспечить преодоление негативных социальных явлений, угрожающих
социальной стабильности российского общества. Декларации высокой
Использование режимов исключительного (военного и чрезвычайного) положения в российской империи и советском союзе
В жизни любого государства могут возникнуть такие моменты, когда постоянные законы, имеющие целью охрану общественного порядка и спокойствия, признаются недостаточными и поэтому, в основном, восполняются временными исключительными мерами. Сущность последних заключается в расширении пределов власти административных учреждений и в ограничении гражданских свобод. «Наука государственного права советует обращаться к этим мерам лишь в случаях крайней необходимости и притом на возможно кратчайший срок, так как они служат тормозом развития страны и причиняют тяжелые испытания гражданам, лишая их таких благ, как неприкосновенность домашнего очага (обыски), свободы слова, печати, общения и т.п.»1.
Приступая к рассмотрению использования исключительных мер государственно-правового принуждения в качестве инструмента восстановления стабильности, защиты целостности государства, следует отметить, что в основе подобного принуждения должен находиться соответствующий управленческий механизм, который включал бы в себя комплекс юридических, финансово-экономических, политических и других мер. В экстраординарных случаях использование исключительных мер может принимать жесткие, возможно, даже репрессивные формы. Это может быть оправдано только в том случае, если другими средствами не удается сохранить территориальную целостность государства, защитить права и свободы граждан, обеспечить устойчивое функционирование государственного механизма1.
Использование режима исключительного положения отражает природу и политическую направленность власти. Одинаково успешно государство может принимать меры, которые делают «чрезвычайное законодательство» эффективным средством защиты свободы и безопасности граждан, или предпринимать шаги для его превращения в инструмент репрессий. Как считает А.Э. Жалин-ский: «на всех этапах общественного развития политико-правовые представления о теории и практике использования исключительных мер не переставали быть противоречивыми, ибо их носителями всегда являлись конкретные социальные субъекты с соответствующими потребностями и интересами»".
Достаточно наглядным доказательством этого утверждения является использование режимов исключительного положения в России.
1. Законодательство и политика исключительных мероприятий в Российской империи
При достаточно большой практике применения чрезвычайных режимов исследований по данной проблеме в российском правоведении было исключительно мало. Это позволило В.Ф. Дерюжин-скому отметить: «Литература по вопросу о чрезвычайных мерах безопасности не отличается богатством»3. Одной из немногих монографий по исследуемой проблеме правового регулирования режма чрезвычайного положения долгие годы была изданная в 1908 г. в Санкт-Петербурге работа В.М. Гессена «Исключительное положение».
То обстоятельство, что изучению теории исключительного положения, становлению данного правового режима, развитию его правовой базы в прошлом не уделялось должного внимания, отмечают и современные ученые, занимающиеся исследованиями в данной области1.
Признание недостаточности обычных мер по обеспечению общественного порядка всегда вело к поиску временных исключительных мер по укреплению государственности и установлению стабильности, пусть даже связанных с ограничением гражданских свобод. Существенное развитие исключительные правовые режимы получили во второй половине XIX в. под влиянием потребностей, обусловленных социально-политическими и межэтническими конфликтами. В законодательство России понятие режимов охраны как форм исключительного положения впервые было введено после убийства народовольцами Александра II Положением «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утвержденным 14 августа 1881 г.2 Особое распространение исключительные правовые режимы получили во время подавления революции 1905-1907 гг. Это позволило В.И. Ленину назвать это Положение «одним из самых устойчивых основных законов Российской империи»3.
В рассматриваемом Положении чрезвычайные режимы были охарактеризованы как меры по введению «исключительного положения».