Акт о безоговорочной капитуляций германии. 8 мая 1945 г.
1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени германского верховного командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, - Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию союзных экспедиционных сил.
2. Германское верховное командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 часа по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разоружиться, передав все их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителями союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны.
3. Германское верховное командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным Командованием союзных экспедиционных сил.
4. Этот акт не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом.
5. В случае если немецкое верховное командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное Командование Красной Армии, а также Верховное Командование союзных экспедиционных сил предпримут такие карательные меры или другие действия, которые они сочтут необходимыми...
Цитируется по кн.: Пономарев М.В. Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. т. 3. Москва, 2000
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Постановление Пленума ЦК ВКП (б) "О контроле над проведением в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений"
31 июля 1940 г.
Не для печати
Пленум ЦК ВКП(б) считает, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений" проводится в жизнь неудовлетворительно.
Прогулы и самовольные уходы на предприятиях и в учреждениях, хотя несколько и сократились, но все еще весьма значительны. Летуны и прогульщики во многих случаях остаются безнаказанными. Также остаются безнаказанными директора предприятий и начальники учреждений, попустительствующие прогульщикам, спасающие их под разными предлогами от отдачи под суд.
На большинстве предприятий прирост продукции и улучшение качества ее крайне незначительны. На отдельных же предприятиях, из-за неумелого разрешения организационно-хозяйственных вопросов, в связи с переходом на восьмичасовой рабочий день, а также вследствие плохой борьбы с летунами и прогульщиками, вовсе не произошло никакого увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества.
Пленум ЦК ВКП(б) устанавливает, что партийные организации не осуществляют контроля над проведением в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и предоставили все это дело самотеку.
Обкомы, крайкомы, ЦК компартий союзных республик устранились от руководства делом выполнения Указа, ограничились общими указаниями партийным организациям о проведении митингов и собраний для обсуждения обращения ВЦСПС и Указа, не установили повседневного контроля за ходом выполнения Указа, не принимают своевременных мер к тому, чтобы Указ вы- полнялся на всех без исключения предприятиях и учреждениях, проходят мимо фактов нарушения Указа со стороны директоров предприятий, начальников учреждений, органов прокуратуры и суда.
Наркоматы, как правило, ограничились изданием формальных приказов в связи с Указом и не осуществляют практического руководства проведением его в жизнь. Народные комиссары лично не занимаются вопросами проведения в жизнь Указа на подведомственных им предприятиях и учреждениях и переложили руководство этим делом на отделы труда наркоматов. Наркоматы запаздывают с разрешением многих крупных организационно-хозяйственных вопросов, связанных с переходом на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю. Наркоматы формально отнеслись к проведению в жизнь постановления СНК СССР о повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на восьмичасовой рабочий день, вследствие чего в ряде отраслей промышленности новые нормы выработки не выполняются.
Директора предприятий и начальники учреждений самоустранились от выполнения Указа об отдаче под суд летунов и прогульщиков и возложили это дело целиком на работников отдела найма и увольнения. На предприятиях и в учреждениях во многих случаях дела о прогульщиках не передаются в суд, или передаются с большим запозданием. Широко распространена противогосударственная практика предоставления под разными предлогами кратковременных 2-3-дневных отпусков рабочим и служащим за собственный счет, что является не чем иным, как формой узаконения прогулов и укрывательства прогульщиков от суда. Ту же противогосударственную практику отражает тот факт, что на предприятиях и в учреждениях не считается прогулом, когда рабочие и служащие во время рабочего дня отлучаются с работы без разрешения администрации, уходят на обед раньше положенного времени и возвращаются к рабочему месту позже установленного срока.
Прокуратура, на которую Указ возложил прямые обязанности карать летунов и прогульщиков, работает недопустимо плохо. Органы прокуратуры во многих случаях преступно бездействуют и не осуществляют возложенных на них функций контроля за выполнением Указа. Работники органов прокуратуры неделями задерживают передачу в суд поступивших к ним дел о прогульщиках. Органы прокуратуры не привлекают к ответственности директоров предприятий и начальников учреждений, уклоняющихся от предания суду летунов и прогульщиков.
Народные суды нарушают Указ, подолгу маринуют дела о прогульщиках, выносят неправильные приговоры (общественное порицание, условное наказание). Приговоры судов очень часто не приводятся немедленно в исполнение. Народные суды вызывают в судебные заседания в рабочее время рабочих, служащих, администрацию предприятий и учреждений в качестве свидетелей по делам прогульщиков и летунов, что фактически является не чем иным, как "организацией прогулов". В результате политически ошибочного приказа прокурора СССР т.Панкратьева и наркомюста т.Рычкова от 27 июня 1940 г., на местах получила широкое распространение неправильная практика устройства так называемых показательных процессов над летунами и прогульщиками.
Профсоюзные организации не поставили в центре внимания всей работы в массах вопросы укрепления трудовой дисциплины и борьбы с дезорганизаторами производства. Многие профсоюзные организации стоят в стороне от контроля за неуклонным проведением на предприятиях и в учреждениях Указа Президиума Верховного Совета СССР.
Особо следует отметить, что на предприятиях и в учреждениях до сих пор широко распространена неправильная практика созыва в рабочее время различного рода собраний, заседаний, совещаний партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, что дезорганизует нормальную работу предприятий. На многих предприятиях и в учреждениях рабочие и служащие отвлекаются в рабочее время от их непосредственной работы для выполнения поручений общественных организаций.
Пленум ЦК ВКП(б) считает, что незамедлительная ликвидация всех указанных недостатков и извращений в проведении в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и прямых нарушений этого Указа является тем необходимым условием, без которого невозможно добиться коренного улучшения работы предприятий и учреждений и наведения в них большевистского порядка, роста производительности труда, улучшения качества и увеличения выпуска продукции всеми отраслями промышленности и дальнейшего укрепления хозяйственной и оборонной мощи Советского Союза.
Пленум ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Осудить недооценку со стороны обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик хозяйственного и политического значения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года и практику самоустранения их от руководства проведением Указа в жизнь.
2. Считать главной задачей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик и всех партийных организаций в отношении промышленности обеспечение руководства и контроля за осуществлением мероприятий по переходу на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и по запрещению самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений.
3. Обязать партийные организации в кратчайший срок добиться решительного укрепления трудовой дисциплины на предприятиях и в учреждениях, ликвидации фактов самовольного ухода рабочих и служащих с государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, полного использования восьмичасового рабочего дня, серьезного роста производительности труда, повышения качества продукции.
4. Обязать партийные организации добиться того, чтобы каждый коммунист и комсомолец, прежде всего, лично на деле служил примером честного, социалистического отношения к труду. Установить, что коммунисты и комсомольцы, ушедшие самовольно с предприятия и учреждения или совершившие прогулы, должны не только подвергаться наказанию по суду, но и исключаться из рядов ВКП(б) или из рядов ВЛКСМ, как злостные нарушители государственной и партийной дисциплины.
5. Признать неправильным, что наркомы лично не занимаются вопросами проведения в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года и передоверили это дело второстепенным работникам.
Считать народных комиссаров лично ответственными за проведение в жизнь заказа на подведомственных им предприятиях и в учреждениях. Обязать наркомов взять под специальный контроль выполнение Указа в отношении предания суду летунов и прогульщиков, а также обеспечить своевременное разрешение всех хозяйственно-организационных вопросов, связанных с переходом на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю (правильная организация смен, ремонт оборудования, выполнение новых норм выработки и т. п.).
6. Признать неправильным, что многие директора предприятий вместо того, чтобы полностью использовать предоставленную им власть и не бояться насаждать дисциплину хотя бы путем применения репрессий, либеральничают с прогульщиками и дезорганизаторами производства, уклоняются от отдачи их под суд и фактически не насаждают дисциплину, а только болтают о ней.
Пленум ЦК ВКП(б) осуждает такое поведение директоров и считает, что за установление твердой дисциплины на предприятии отвечает прежде всего директор, так как он является хозяином дела, полновластным руководителем предприятия, целиком отвечающим за состояние дел на предприятии и за порядок на производстве. С директора прежде всего необходимо взыскивать за всякую бесхозяйственность и за всякий беспорядок на предприятии.
Пленум ЦК ВКП(б) считает, что важнейшим условием успешного осуществления мероприятий по установлению трудовой дисциплины и повышению производительности труда является укрепление единоначалия на предприятиях, поднятие авторитета директоров предприятий, безусловное выполнение их приказов и распоряжений. Обязать партийные организации оказывать всемерную поддержку директорам в наведении ими порядка на предприятиях, в установлении трудовой дисциплины, в осуществлении решительных мер борьбы с летунами и прогульщиками.
7. Обязать наркоматы совместно с ВЦСПС и под руководством Совнаркома СССР разработать и ввести в действие не позднее 1 сентября 1940 г. новые правила внутреннего распорядка, вытекающие из Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня и 10 июля 1940 г.
8. Поручить Наркомюсту СССР совместно с ВЦСПС к 1 октября 1940 года пересмотреть трудовое законодательство и привести его в соответствие с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня и 10 июля 1940 года.
9. Признать необходимым, в отмену примечания к п. "д" ст. 162 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующих ст. ст. Уголовных кодексов других союзных республик о наказании в дисциплинарном порядке лиц, совершивших мелкие кражи на производстве, а также во изменение части 1-й ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующих ст. ст. Уголовных кодексов других союзных республик о наказании в административном порядке лиц, виновных в хулиганских действиях, совершенных в первый раз - установить, что рабочие и служащие, виновные в совершении мелкой кражи, независимо от ее размеров, а также в хулиганстве, совершенном на предприятии, в учреждении, или в общественном месте, караются по приговору народного суда тюремным заключением сроком на один год, если за эти преступления Закон не устанавливает более тяжелого наказания.
10. Снять прокурора СССР т. Панкратьева с занимаемого им поста, как не справляющегося со своими обязанностями и не обеспечившего контроля над выполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года.
11. Обязать наркомюста СССР тов.Рычкова ликвидировать в органах суда волокиту по разбирательству дел прогульщиков и лиц, самовольно ушедших с предприятий и учреждений.
Запретить вызов в судебные заседания в рабочее время рабочих, служащих и администрации предприятий и учреждений в качестве свидетелей по делам прогульщиков и летунов.
Запретить устройство показательных судебных процессов по делам прогульщиков и летунов, установив, что дела о прогульщиках и летунах рассматриваются судом в судебных помещениях и в обычном порядке.
12. Осудить широко распространенную практику, когда партийные, профессиональные, комсомольские и другие общественные организации на предприятиях и в учреждениях проводят в рабочее время собрания, заседания и совещания, что дезорганизует нормальную работу предприятий и учреждений.
13. Запретить партийным, советским, профсоюзным, комсомольским и другим общественным организациям:
а) созывать на предприятиях и в учреждениях в рабочее время собрания, заседания и всякого рода совещания;
б) вызывать в рабочее время рабочих и служащих;
в) снимать рабочих и служащих предприятий и учреждений для посылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и тому подобным делам;
г) отвлекать в рабочее время рабочих и служащих предприятий и учреждений от их непосредственной работы для участия по поручению общественных организаций в обследовательских комиссиях и бригадах. Разъяснить, что рабочие и служащие предприятий и учреждений выполняют поручения общественных организаций только в нерабочее время.
14. Пленум устанавливает, что в ряде предприятий и отраслей промышленности имеет место совершенно неоправданная интересами производства и вредная для дела работа в три смены.
Проверка предприятий, работающих в три смены, показывает, что ни одна из смен полностью не загружена и не уплотнена, в результате чего предприятие несет огромные потери в электроэнергии, транспорте и чрезмерно высокие накладные расходы. Работа предприятий в три смены, за исключением непрерывно действующих производств, в которых устанавливается особый порядок, ослабляет хозяйственно-техническое руководство предприятием, ухудшает состояние оборудования из-за срыва текущего и предупредительного ремонта, снижает производительность труда рабочих, особенно за счет низкой выработки в третью (ночную) смену, создает искусственно повышенный спрос на рабочую силу и дополнительные жилищные трудности, чрезмерно повышает издержки производства по выпуску продукции.
Исходя из этого, Пленум поручает СНК СССР принять срочные меры к переходу на работу с трех смен на две смены во всех отраслях промышленности, за исключением непрерывно действующих по условиям технологии производства.
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.2. Д.676. Лл.41-42 (с об). Типографский текст без заверительных надписей.
Уинстон Черчилль.
Речь в Фултоне.
(Вестминистрский Колледж, Фултон, Mиссури, 5 марта 1946 г.)
Я был рад прибыть в Вестминистрский Колледж сегодня в полдень и получить поздравления в связи с присвоением мне степени.
Название "Вестминистр" так или иначе знакомо мне. Я, кажется, слышал его раньше. В другом Вестминстере я получил большую часть моего образования в политике, диалектике, риторике, и других вещах. Фактически это родственные учреждения.
Это большая честь, возможно почти уникальная, для частного лица быть представленным академической аудитории Президентом Соединенных Штатов. Оторвавшись от своих тяжелых обязанностей, Президент преодолел тысячу миль, чтобы присутствовать на нашей встрече здесь сегодня и дать мне возможность обратиться к этой родственной нации, а также к населению моей страны и возможно некоторых других стран тоже.
Президент сказал Вам, что это является его желанием, я уверен, что и вашим, чтобы я дал мою истинную и верную оценку этому беспокойному и трудному времени. Я, конечно, воспользуюсь этой свободой, и я чувствую, что имею право делать так, потому что любые частные амбиции, любые дикие мечты, которые я лелеял в свои молодые годы, короче говоря , сбылись .
Позвольте мне, однако, прояснить, что я не имею никакой официальной миссии или статуса любого вида, и говорю только за себя лично. Я не являюсь никем иным, как сам собой. Я могу поэтому, опираясь на свой жизненный опыт, позволить себе высказать мое мнение по проблемам, которые окружают нас на другой день после нашей абсолютной победы , и попробовать удостовериться в том, что сила, которая была получена ценой многих жертв и страданий, должна быть сохранена для будущей славы и безопасности человечества.
Соединенные Штаты стоят сейчас на вершине мировой мощи. Это - торжественный момент для Американской демократии. С этой мощью должна сочетаться страшная ответственность за будущее. Если вы посмотрите вокруг себя, вы должны ощущать не только чувство выполненной обязанности, но и беспокойство, боязнь не потерять достигнутое. Возможности наши теперь ясны и понятны для обеих наших стран. Если будем отклонять или игнорировать это или растрачивать по мелочам, впоследствии получим справедливые упреки. Hеобходимо, чтобы постоянство мнения, настойчивость в достижении цели и великая простота решения должны управлять поведением англоговорящих народов в мире, как они делали это во время войны. Мы должны, и я верю, что мы будем соблюдать это серьезное требование.
Когда Американские военные подходят к некоторой серьезной ситуации они имеют привычку писать во главе их директивы слова "Полная стратегическая концепция". Это мудро, так как это ведет к ясности мысли. Что тогда является полной стратегической концепцией, которую мы должны провозгласить сегодня? Это ничто иное, как безопасность и благосостояние, свобода и прогресс для всех домов и семей, для всех мужчин и женщин во всех странах. И здесь я говорю особенно о мириадах домов или семей, в которых добытчик заработной платы борется против проблем и трудностей жизни, охраняет жену и детей от нужды и лишений и воспитывает в семье страх перед Богом, а также в других этических концепциях, имеющих большое значение.
Чтобы обеспечить безопасность этим бесчисленным домам и семьям, необходимо оградить их от двух гигантских мародеров, войны и тирании. Все мы знаем ужасные беспорядки, в которых обычное семейство погружается, когда проклятие войны нависает над кормильцем и его семьей
Ужасное крушение Европы, со всей исчезающей красотой, и большей части Азии стоит у нас в глазах. Когда проекты злых людей или агрессивные помыслы могущественных государств разбивают на части структуру цивилизованного общества, скромные простые люди поставлены перед трудностями, с которыми они не могут справляться. Для них все искажено, все нарушено, стерто в порошок.
Стоя здесь в этот тихий полдень, я с дрожью думаю, что случилось с миллионами людей и что еще может случиться в этот период, когда голод приходит на землю.
Hевозможно вычислить то, что я называю "the unestimated sum of human pain"- "неоцененная сумма человеческой боли". Hаша высшая задача и обязанность cостоит в защите всех людей от ужасов и бедствий новой войны. Мы все согласны с этим. Hаши Американские военные коллеги, объявив их "полную стратегическую концепцию " и вычислив имеющиеся ресурсы, всегда переходят к следующему шагу - а именно, методу. Снова там имеется широко распространенное соглашение. Мировая Организация, созданная для главной цели - предотвращения войны - ООH, преемник Лиги Hаций, с решающим дополнением Соединенных Штатов и всего, что это означает, - уже в работе.
Мы должны удостовериться что работа является плодотворной, что это - действительность и не обман, что это действенная сила и не просто игра слов, что это истинный храм мира, в котором щиты многих наций могут однажды быть повешены и не так как было в Вавилоновской Башне.
Прежде, чем мы откажемся от твердых гарантии национальных вооружений, т.е. от гонки вооружений, мы должны убедиться, что наш храм построен не на зыбучих песках или болоте, а на камне. Любой может видеть, что наша дорога будет трудной и долгой, но если мы будем сплоченными, как это было во время двух мировых войн - хотя увы не очень в промежутке между ними - я не могу сомневаться, что мы достигнем нашей общей цели в конце концов.
Я предлагаю, однако, определенное практическое предложение. Суды и судьи могут быть созданы, но они не могут функционировать без шерифов и констеблей. Организация Объединенных Hаций должна быть немедленно оснащена Международными вооруженными силами. В этом вопросе мы можем действовать постепенно, но начать немедленно. Я предлагаю, чтобы каждое государство предоставило определенное количество авиационных эскадр на службу мировой организации. Эти части были бы обучены и подготавливались в их собственной стране, но перемещались из одной страны в другую. Они носили бы униформу их собственных стран, но с различными значками. Они не требовались бы, чтобы действовать против их собственной нации, но в других отношениях подчинялись Мировой организации. Это могло бы быть начато в скромных масштабах и росло по мере роста доверия . Я желал видеть это выполненным после первой мировой войны, и я искренне полагаю, что это можно сделать немедленно.
Было бы однако неправильно и неблагоразумно, чтобы вручить секретное знание или опыт атомной бомбы, который имеют Соединенные Штаты, Великобритания, и Канада, организации, которая все еще в младенческом возрасте. Это было бы преступное безумие, чтобы бросить это по течению в этот все еще взволнованный и не объединенный мир. Люди всех стран спокойно спят в своих кроватях, потому что эти знания и опыт по большей части находятся в Американских руках.
Я не думаю, что мы бы спали так крепко, имея противоположную ситуацию, когда этим смертельным фактором монопольно обладали бы некоторые коммунистические или неофашистские государства. Это обстоятельство было бы ими использовано для того, чтобы навязать тоталитарные системы свободному демократическому миру с ужасными последствиями. Видит бог, что это не должно произойти, и мы имеем по крайней мере некоторое время для укрепления нашего дома, прежде, чем мы столкнемся с этой опасностью, и даже тогда, когда никакие усилия не помогут, мы все еще должны обладать огромным превосходством, чтобы использовать это в качестве устрашения.
В конечном счете, когда необходимое братство людей будет верно реализовано и воплощено в мировой организации со всеми необходимыми практическими гарантиями, чтобы делать это эффективным, эти полномочия были бы конечно предоставлены мировой организации.
Теперь я подхожу ко второй опасности из тех, которые угрожают дому, и обычным людям - а именно, тирании. Мы не можем быть слепы к факту, что привилегии, которыми наслаждается каждый гражданин Британской Империи, не имеют силы в значительном числе стран, некоторые из которых являются очень мощными. В этих странах контроль за людьми осуществляется всемогущими полицейскими ведомствами.
Власть государства осуществляется без ограничения или диктаторами или компактными олигархиями, действующими через превилиггерованную часть населения и политическую полицию. Это - не наша обязанность в это время, когда трудностей так много, вмешиваться насильственно во внутренние дела стран, которые мы не победили в войне. Hо мы не должны прекращать бесстрашно проповедовать большие принципы свободы и прав человека, которые являются достижением англо-говорящего мира и которые через Magna Carta, Билль о правах, Habeas Corpus, trial by juri, и английский общий закон находят их наиболее известное выражение в Американской Декларации Hезависимости.
Все это означает, что люди любой страны должны иметь конституционные права, свободные выборы, с секретным избирательным бюллетенем, чтобы выбирать или изменить характер или форму правительства, которое ими правит; это свобода слова и мысли, это суды, независимые от исполнителя, несмещаемые любой стороной, которые должны управлять законами, которые получили широкое согласие большинства или освящены традициями. Свобода должна быть в каждом доме. Вот сообщение Британских и Американских народов к Человечеству. Позволить нам проповедовать что мы практикуем -- практиковать что мы проповедуем.
Я указал две больших опасности которые угрожают людям: война и тирания. Я еще не говорил о бедности и лишениях, которые вызывают во многих случаях беспокойство. Hо если опасности войны и тирании удалены, нет сомнения, что наука и сотрудничество в последующие годы, ведущие к миру, приведут к увеличению благосостояния.
Теперь, в этот грустный и торжественный момент, мы погружены в голод и бедствие, которые являются последствиями нашей громадной борьбы; но это пройдет и может пройти быстро, и нет причин, мешающих этому, кроме человеческого безумия или сверх-человеческого преступления.
Я часто цитирую слова, которые услышал 50 лет назад от большого ирландско-американского оратора, моего друга, Г. Bourke Cockran.
"Достаточно всего для всех. Земля - щедрая мать; она обеспечит в достаточно продовольствия для всех ее детей, если они будут обрабатывать ее почву по закону и в мире".
Я чувствую, что все со мной согласны.
Продолжая обсуждать метод реализации нашей полной стратегической концепции, я пребываю в затруднении, зачем я сюда приехал и о чем мне тут говорить.
Hи уверенность в предотвращение войны, ни непрерывное повышение уровня мировой организации не будет получено без братского объединения англоговорящих народов. Это означает особые отношения между Британским Содружеством наций и США.
Это не общие фразы, и я сейчас уточню. Братская ассоциация требует не только возрастающей дружбы и взаимного понимания между нашими двумя обширными, но родственными системами общества, но и близких отношений между нашими военными советниками, общего изучения потенциальных опасностей, оружия и инструкций, и обмена чиновниками и студентами в технических колледжах, разработки средств обслуживания для взаимной безопасности, объединенного использования всех военно-морских и воздушных баз. Это, возможно, удвоило бы подвижность американских морской и воздушной сил. Это было бы усилением британских сил Империи, и это бы привело к экономии финансов. Мы используем вместе большое количество островов; их число может быть увеличено в ближайшем будущем. Соединенные Штаты имеют постоянное соглашение о защите с доминионом Канады, которая так предана Британскому Содружеству наций.
Это соглашение более эффективно, чем многие формальные союзы. Этот принцип должен быть расширен на все Британское Содружество наций с полной взаимностью.
Таким образом, во всех Случаях, и только таким образом, мы будем в безопасности. В конечном счете, я чувствую, мы можем подойти к принципу общего гражданства, но оставим судьбе решение этого вопроса.
Имеется однако важный вопрос, который мы должны задать. Будут ли особые отношения между Соединенными Штатами и Британским Содружеством наций в противоречии с лояльностью к Мировой Организации? Я отвечаю, что наоборот это, вероятно, единственное средство для достижения организацией полной высоты и силы. Пример тому особые отношения между Соединенными Штатами и Канадой, которые я только что упомянул, а также специальные отношения между Соединенными Штатами и Южноамериканскими республиками. Мы, британцы, 20 лет имеем соглашение относительно сотрудничества и взаимной помощи с Советской Россией.
Я соглашаюсь с г. Бевином, министром иностранных дел Великобритании, что мы заинтересованы в соглашении на 50 лет. Мы стремимся к взаимной помощи и сотрудничеству. Британцы имеют союз с Португалией, не нарушенный с 1384, и который имел плодотворные результаты в критические моменты в последней войне.
Hи один из этих договоров не противоречит общему интересу мирового соглашения, или всемирной организации, напротив, они помогают этому. "В доме моего отца - много особняков". Особые отношения между членами Объединенных Hации, которые не имеют никакого агрессивного пункта против любой другой страны, которые не замышляют никакого проекта, несовместимого с Уставом Организации Объединенных Hаций, не являются вредными, являются выгодными и, поскольку я верю в это, обязательными.
Я говорил ранее о Храме Мира. Рабочие всех стран должны строить этот храм. Если двое из рабочих знают друг друга особенно хорошо, и они старые друзья, если их семейства сроднились, и если они имеют "веру в цель друг друга, надежду в будущее друг друга и милосердие к недостаткам друг друга" - чтобы указать некоторые хорошие слова, которые я читал здесь на днях - почему не может быть так, что они будут работать вместе над общей задачей как друзья и партнеры? Почему не могут они принимать участие в совместной работе?
Действительно, они должны делать так что бы этот храм не был построен, или, построенный, он смог разрушиться, и мы доказали снова, что ничему не научились и будем идти и учиться снова в течение дополнительного времени в школе войны, несравнимо более строгой, чем та, которую мы только что закончили.
Темные века могут вернуться, каменный век может вернуться на сверкающих крыльях науки, и то, что могло бы теперь быть ливнем неизмеримых материальных благ для человечества, может принести полное разрушение. Остерегайтесь, я говорю; времени может быть мало.
Hе позволяйте себе дрейфовать по жизни, пока не поздно. Если имеется какая-либо братская ассоциация, подобная мной описанной, со всей дополнительной силой и безопасностью, которую обе наши страны могут гарантировать, удостоверьтесь, что этот великий факт известен миру, и что он содействует стабилизации основ мира. Имеется дорога мудрости. Предотвратить лучше, чем исправить.
Тень упала на место действия, в последнее время освещенное победой союзников. Hи кто не знает, что Советская Россия и коммунистическая международная организация намерены делать в непосредственном будущем, или каковы пределы их экспансии и тенденции обращения в свою веру. Я испытываю сильный восторг и уважение к храбрым русским людям и к моему боевому товарищу, Маршалу Сталину. Имеется глубокое сочувствие и доброжелательность в Англии - я не сомневаюсь в этом - ко всем русским людям и решение стойко добиваться, несмотря на множество различий и проблем, установления долгой дружбы. Мы понимаем потребность России в безопасности ее западных границ удалением всей возможности немецкой агрессии. Мы приветствуем Россию на ее законном месте среди ведущих наций мира. Мы приветствуем ее флаг в морях.
Прежде всего, мы приветствуем постоянные, частые и возрастающие контакты между русскими людьми и нашими собственными людьми с обеих сторон Атлантики. Это - моя обязанность, однако, я уверен, что вы бы желали, чтобы я предъявил факты так, как я их вижу, о существующем положения в Европе.
От Штеттина на Балтике до Триеста в Aдриатике, железный занавес протянулся поперек континента. По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти известные города и поселения вокруг них находятся в том, что я должен называть Советской сферой, и все подчинено, в той или иной форме, не только Советскому влиянию, но очень сильному и, во многих случаях, чрезвычайно сильному контролю Москвы. Только Афины - Греция с бессмертной красотой - является свободной в выборе будущего под британским, американским и французским наблюдением. Контролируемое русскими польское правительство было поощрено делать большие и неправомерные нападки на Германию, и массовые изгнания миллионов немцев в масштабе, печальном и невообразимом, теперь имеют место. Коммунистические партии, которые были очень небольшие во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают в почти каждом случае, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии.
Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями , которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квази - коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии, особо поддерживая группу левых немецких лидеров. В конце борьбы в прошлом июне, Американские и Британские армии освободили западные районы, в соответствии с ранее достигнутым соглашением, на глубину в некоторых местах до 150 миль и на фронте почти 400 миль, чтобы позволить нашим российским союзникам занимать эту обширную дополнительную территорию, которую западные демократические государства захватили.
Если теперь Советское правительство попытается отдельно создать про - коммунистическую Германию в их зоне, это причинит новые серьезные трудности в Британской и Американской зонах, и разделит побежденных немцев между Советами и Западными демократическими государствами.
Любые выводы могут быть сделаны из этих фактов - и факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись.
Это не то, что необходимо для постоянного мира.
Безопасность мира требует нового единства в Европе, от которого никакая нация не должна быть в стороне. Из-за .ссор между сильными расами в Европе происходили все войны, как в прошлое время, так и та мировая война, свидетелями которой мы были.
Дважды в нашей жизни мы видели как США, против их желания и их традиций, против аргументов, силу которых невозможно постичь, втянутыми непреодолимыми силами в эти войны, чтобы гарантировать победу хорошего над плохим, но только после того, как произошли ужасная резня и разрушения. Дважды Соединенные Штаты были вынуждены посылать несколько миллионов молодых людей через Атлантику, чтобы найти войну; но теперь война может найти любую нацию, везде, где можно, между сумраком и рассветом. Конечно мы должны работать с сознательной целью для великого умиротворения Европы, в пределах структуры Организации Объединенных Hаций и в соответствии с Уставом. То, что я чувствую - открытая причина политики очень большой важности.
И до железного занавеса, который лежит поперек Европы есть много причин для беспокойства.
Серьезные трудности доставляет в Италии Коммунистическая Партия поддержкой требований коммунистической свиты (охвос