Обеспечение национальной безопасности россии.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации пу­тем совместной целенаправленной деятельности государственных и об­щественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выяв­лении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общест­ва и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов Рос­сии.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз наци­ональной безопасности во всех сферах;

определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения нацио­нальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней поли­тики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информа­ционной, духовной сферах и др. сферах;

организация работы законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти Российской Федерации по ре­ализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабле­ние угроз национальным интересам;

поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизаци­онных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого экономического, по­литического, международного и военно-стратегического положения стра­ны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личнос­ти, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные инте­ресы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

совершенствование законодательства Российской Федерации, укреп­ление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

формирование гармоничных межнациональных отношений;

обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

укрепление безопасности государства в оборонной и информацион­ной сферах;

обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопас­ности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдви­гаемых задач;

соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использо­ванием военной силы);

сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государс­твенной власти субъектов Российской Федерации и органам местного са­моуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Феде­рации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российс­кой Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российс­кой Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос­сийской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения националь­ной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, ор­ганизационного, экономического, военного и иного характера, направ­ленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответс­твующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускает­ся создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопас­ности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Рос­сийской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конс­титуционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспе­чению национальной безопасности в различных сферах; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и уп­раздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопас­ности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по пробле­мам национальной безопасности;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего веде­ния принимают решения по вопросам использования сил и средств обес­печения национальной безопасности, применения военной силы; рассмат­ривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и де­нонсации международных договоров Российской Федерации в области на­циональной безопасности;

Правительство Российской Федерации - обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспече­ния национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению фи­нансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов нацио­нальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации - рассматривает страте­гические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общест­венной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и пре­дотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации, по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной по­литики, военно-технического сотрудничества и информационной безопас­ности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Прези­дентом Российской Федерации за своевременное выявление угроз нацио­нальной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основ­ных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают соблю­дение законодательства Российской Федерации, выполнение решений Пре­зидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, пла­нов и директив в области обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают норма­тивные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасности Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в це­лях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, фе­деральных программ и планов в области обеспечения национальной безо­пасности; совместно с органами местного самоуправления проводят ме­роприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безо­пасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государствен­ная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, феде­ральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной бе­зопасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России в военной сфере[5] решается прежде всего военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

Осуществление силовых операций мирного времени.

Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;

создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации или представляющих ее экономических структур;

защита национальных интересов Российской Федерации в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ.

Наши рекомендации