Действия взвода в походном охранении на марше

В установленное время командир взвода, назна­ченного в ГПЗ, вытягивает колонну на маршрут. До­зорное отделение занимает свое место в голове ко­лонны ГПЗ. Исходный пункт взвод проходит точно в назначенное время и движется по указанному мар­шруту с заданной скоростью на удалении, которое зависит от полученной задачи и состава ГПЗ. Командир взвода, находясь в голове колонны ГПЗ, лично ведет разведку противника и местности наблю­дением и установленным порядком докладывает ко­мандиру, выславшему заставу, о заграждениях и за­раженных участках местности на маршруте, а также о встрече с противником.

Разрушенные мосты, заминированные или повре­жденные участки дороги, зараженные участки местности на маршруте движения головная походная за­става (головной дозор) обходит, обозначая направ­ление обхода указками. Командир взвода организует разведку и отыскание путей обхода, а при невозмож­ности обхода организует и определяет порядок пре­одоления препятствий, заграждений. Теснины, тонне­ли, мосты и другие узкие места головная походная застава (головной дозор) проходит безостановочно.

Головная походная застава (головной дозор) до встречи с противником движется с установленной ско­ростью. Мелкие группы противника (органы развед­ки и охранения) головная походная застава, как пра­вило, уничтожает атакой с ходу или огнем с места (из засады), а топографические карты, образцы ору­жия и другие документы захватывает и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником она действует в зависимости от об­становки: внезапным огнем с выгодной позиции и ре­шительной атакой уничтожает его, а если решитель­ной атакой уничтожить его не удалось, ГПЗ (ГД) упорно удерживает занимаемый рубеж и обеспечи­вает развертывание и вступление в бой главных сил охраняемой колонны.

Дозорное отделение (танк) продвигается скачка­ми от укрытия к укрытию в указанном ему направ­лении и ведет наблюдение за местностью и против­ником. Закрытые участки местности, опушки леса, отдельные строения, ущелья и тоннели, узкие прохо­ды, мосты и другие объекты оно осматривает и при необходимости выставляет установленные знаки. Обо всем обнаруженном командир дозорного отделения (танка) немедленно докладывает выславшему его командиру.

С завязкой боя дозорным отделением (танком) командир головной походной заставы выдвигается на пункт местности, откуда виден противник, быстро оценивает обстановку, принимает решение и ставит задачи короткими распоряжениями лично, по радио или связными. Данные о противнике и принятом ре­шении командир головной походной заставы немед­ленно передает старшему командиру (начальнику) по радио.

В ходе боя с походным охранением противника командир головной походной заставы ведет наблюде­ние, управляет действиями подчиненных, стремясь упредить противника, навязать ему свою волю и за­ставить вести бой в невыгодных условиях.

Командир головной походной заставы постоянно докладывает старшему командиру (начальнику) о всех изменениях обстановки, действует согласно его распоряжениям, обеспечивая развертывание и вступ­ление в бой охраняемой колонны.

Взвод, назначенный в боковую походную заставу, следует на уровне головы охраняемой колонны на установленном командиром удалении с задачей не до­пустить внезапного нападения противника с фланга. При встрече с мелкими группами противника боковая походная застава уничтожает его и продолжает вы­полнять поставленную задачу. При угрозе нападения превосходящих сил она занимает выгодную позицию и не допускает внезапного нападения противника на охраняемую колонну.

Взвод, назначенный в неподвижную боковую за­ставу, для прикрытия фланга охраняемой колонны к указанному времени выходит на определенный ему рубеж, развертывается в боевой порядок и организу­ет оборону в готовности к отражению возможной ата­ки противника. После прохождения охраняемой ко­лонны взвод присоединяется к главным силам. Оста­вление позиций разрешается только с получением приказа командира, выславшего заставу.

Взвод, назначенный в тыльную походную заставу, совершает марш за охраняемой колонной на установ­ленной командиром дистанции с задачей не допустить внезапного нападения противника с тыла. Мелкие группы противника тыльная походная застава уничто­жает огнем из засад. При угрозе выхода превосходя­щих сил противника к охраняемой колонне она зани­мает выгодную позицию, огнем всех средств наносит поражение противнику, задерживает его и не допу­скает нападение на охраняемую колонну. Командир взвода по приказу командира, выславшего заставу, организует разрушение мостов, переправ и дорог.

Во время привалов походная застава, заняв вы­годную позицию, продолжает охранять остановившу­юся колонну, находясь в постоянной готовности к от­ражению противника. Командир взвода указывает отделениям (танкам, боевым машинам пехоты) места на позиции, полосы огня (секторы обстрела) и поря­док действий при появлении противника.

При расположении на отдых походная застава вы­полняет задачи сторожевого охранения или заменя­ется. С началом движения сторожевая застава оста­ется на месте до тех пор, пока вновь назначенная го­ловная походная застава не пройдет ее, после чего присоединяется к своему подразделению.

Связь на марше внутри колонн походной заставы обеспечивается сигнальными средствами. Для пере­дачи сигналов управления используются флажки и фонари. Команды по колонне передаются наблюда­телями голосом.

4.ВЗВОД НА МАРШЕ В ОСОБЫХ

УСЛОВИЯХ

Зимой и в северных районах при значительном снеговом покрове скорость движения уменьшается, расход горючего увеличивается, создаются дополни­тельные трудности в организации и совершении мар­ша. В условиях снегопада дальность наблюдения зна­чительно уменьшается, а в сильную пургу движение колонн становится затрудненным. При низких темпе­ратурах создается опасность обморожения личного состава и размораживания систем охлаждения дви­гателей. Вместе с тем облегчается преодоление забо­лоченных участков и водных преград.

Командир взвода обязан принять необходимые меры против обморожения личного состава и размо­раживания двигателей на остановках, организовать подготовку боевых машин и вооружения к работе в условиях низких температур, а также убедиться в на­личии нужного сорта (марки) дизельного топлива и охлаждающей жидкости в машинах и принять меры к их дозаправке (заправке). Особое внимание уделя­ется поддержанию в исправном состоянии систем по­догрева, состоянию аккумуляторных батарей, смазке оружия и т. д.

Командир взвода обязан проверить готовность во­оружения к применению в условиях низких темпера­тур, натяжение гусениц, оснащение машин средства­ми повышения проходимости, исправность средств по­догрева, дать указания механикам-водителям (води­телям) о порядке прогрева двигателей боевых машин и организовать просушивание обмундирования и обу­ви. Кроме того, он должен принять дополнительные меры маскировки, обеспечивающие скрытность дей­ствий, в том числе и окраску техники под фон окру­жающей местности.

Проводятся необходимые профилактические меро­приятия медицинского обеспечения в целях преду­преждения обморожения личного состава.

На привалах машины следует ставить по возмож­ности на горизонтальных площадках, защищенных от ветра, закрывать люки и жалюзи и накрывать их ков­риками. В районе отдыха боевые машины целесооб­разно укрывать брезентом. При необходимости надо производить периодический прогрев двигателей.

Для личного состава необходимо оборудовать места обогрева. Личному составу на привалах и в районах отдыха запрещается ложиться на снег или на землю.

Необходимо предусмотреть мероприятия, исклю­чающие примерзание гусениц к грунту.

Вгорах на совершение марша оказывают суще­ственное Влияние пересеченность местности, наличие труднопроходимых участков, ограниченное количест­во дорог и трудность движения по ним, возможность обвалов. В ущельях и глубоких долинах возможны длительные застои отравляющих веществ. При взры­вах образуются разрушения, затрудняющие маневр подразделениями.

Резкие изменения погоды могут привести к обиль­ным снегопадам или к ливневым дождям. Сложный рельеф и пониженное атмосферное давление созда­ют тяжелые условия для работы двигателя, силовой передачи и ходовой части, а также способствуют увеличению интенсивности испарения охлаждающей жидкости из системы охлаждения.

При совершении марша в горах, особенно на подъемах, спусках и других труднопроходимых уча­стках, скорость движения уменьшается, а дистан­ции между боевыми машинами увеличиваются. На опасных участках дорог, где возможны камнепады, снежные обвалы, скатывание машин юзом, личный состав спешивается, в боевых машинах остаются только механики-водители (водители). В связи с этим при подготовке к маршу командир взвода дол­жен уделять особое внимание проверке исправности ходовой части, механизмов управления и тормозной системы. На всех боевых машинах заранее подготав­ливаются дополнительные приспособления для удер­жания их на подъемах и спусках при остановке. При перегреве двигателей боевых машин с разрешения командира колонна может делать остановку для их охлаждения. Для остановки выбираются ровные участки дорог.

При подготовке к маршу в горах необходимо оз­накомить командиров отделений (танков) и механи­ков-водителей (водителей) с профилем маршрута.

Личный состав и боевую технику на привалах следует располагать на ровных участках, в местах, где исключаются обвалы, камнепады, снежные ла­вины, затопления.

Командиру взвода, назначенного в ГПЗ, особое внимание следует уделять построению колонны с учетом возможной внезапной встречи с противником и затруднения маневра. Головная походная застава должна решительно захватывать перевалы, выходы из ущелий, теснины и удерживать их до подхода главных сил. На привалах головная походная за­става занимает выгодную позицию на господствую­щих высотах, обеспечивая надежное охранение ко­лонны главных сил.

Боковая походная застава должна продвигаться по параллельному маршруту на уровне головы ох­раняемой колонны в готовности к отражению воз­можного нападения противника.

При действиях в неподвижной боковой заставе взвод занимает командные высоты, перехватываю­щие подступы к флангам охраняемой колонны. Пос­ле прохождения колонны по команде командира ох­раняемой колонны неподвижная боковая застава снимается и присоединяется к колонне.

Взвод, назначенный в тыльную походную заста­ву, следует за охраняемой колонной на установлен­ной дистанции, внимательно осматривая прилегаю­щие высоты, ущелья, лощины, перевалы и другие участки местности, откуда возможно нападение про­тивника на охраняемую колонну.

Впустыне. На совершение марша в пустыне су­щественное влияние оказывают наличие сыпучих пе­сков и солончаков, отсутствие растительности, огра­ниченное количество или отсутствие источников во­ды, высокие температуры и их резкие суточные ко­лебания, песчаные бури.

При организации марша командир взвода дол­жен особое внимание уделять подготовке боевой тех­ники к движению в этих условиях, создавать допол­нительные запасы воды и топлива. Машины оснаща­ются средствами повышения проходимости и окра­шиваются под фон окружающей местности. Оружие готовится к боевому применению в условиях интен­сивного пылеобразования. Тщательно изучаются труднопроходимые участки маршрута и условия их преодоления, определяются азимуты движения и по­рядок обозначения маршрута на участках, где ори­ентирование затруднено, а также предусматривают­ся мероприятия по предохранению личного состава от тепловых ударов. С этой целью командир взвода организует контроль за строгим соблюдением пить­евого режима и исправной работой системы вентиля­ции на боевой технике.

Взвод совершает марш по указанному ему мар­шруту или азимуту. Во время песчаных бурь, за­трудняющих ориентирование, с разрешения коман­дира движение может приостанавливаться.

В любых условиях обстановки успех марша во многом зависит от навыков и умения командира взвода готовить подразделение к маршу и управ­лять им в ходе его совершения, а также от подго­товки водительского состава и состояния боевой тех­ники.

ГЛАВА VI

Наши рекомендации