Характеристика водной преграды

Значение водной преграды как препятствия определяется ее шириной, глубиной, скоростью тече­ния, характером берегов, дна, долины, наличием бродов и гидротехнических сооружений, обороной противника на водной преграде, а также состояни­ем погоды, временем года и суток.

Ширина водной преграды — один из основных факторов, характеризующих ее как препятствие. В зависимости от ширины водные преграды делятся на узкие (до 100 м), средние (от 100 до 250 м), широкие (от 250 до 600 м) и крупные (свыше 600 м).

Ширина реки определяется на глаз, с помощью бинокля или промером.

Глубина водной преграды для мотострелкового взвода на боевых машинах пехоты (бронетранспор­терах) особого значения не имеет, но ее необходимо учитывать совместно с шириной и скоростью течения при оценке водной преграды как составляющую об­разования волн, которые оказывают серьезное вли­яние на возможность переправы через данную вод­ную преграду на боевых машинах пехоты (броне­транспортерах) и на других самоходных переправочно-десантных средствах. При этом необходимо пом­нить, что переправа через водные преграды возмож­на при высоте волн для боевых машин пехоты до 0,5 м, бронетранспортеров — до 0,8 м и самоходных переправочно-десантных средств — до 1,1 м.

Крутые, обрывистые и одетые в бетон и гранит берега водных преград требуют проведения опреде­ленных работ, связанных с подготовкой спусков к воде и выходов из воды, которые соответственно сос­тавляют: для автомобилей при спуске к воде—10— 15°, при выходе из воды — 4—6°; для боевых машин пехоты при спуске к воде — 25°, при выходе из во­ды— 15°; для бронетранспортеров при спуске к воде и при выходе из воды—12°; для танков — 15°.

Характер берега и долины определяет возмож­ность скрытых подступов и естественных укрытий для сосредоточения подразделений, переправочных средств для форсирования, условий наблюдения и ведения огня со своего берега.

Гидротехнические сооружения (гидростанции, плотины, шлюзы) позволяют быстро изменять уро­вень воды в реке и тем самым затрудняет ее форси­рование. Состояние погоды, время года и суток вли­яют на режим реки.

СПОСОБЫ ФОРСИРОВАНИЯ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

характеристика водной преграды - student2.ru
Форсирование — это преодоление с боем водной преграды, противоположный берег которой оборо­няется противником. При этом

Рис. 23. Преодоление танковым взводом водной преграды

в зависимости от об­становки обороняющийся противник может оказывать сопротивление не только с противоположного берега, но и при подходе к водной преграде.

Переправа — это преодоление водной преграды без боя. Она осуществляется при отсутствии против­ника или под прикрытием наших войск, захвативших плацдарм на противоположном берегу.

Водные преграды мотострелковый взвод, как правило, форсирует с ходу на боевых машинах пе­хоты (БТР). Личный состав взвода, находящийся в машинах, надевает спасательные жилеты.

Танки преодолевают водную преграду на паромах, вброд или под водой. Подготовка танков для пере­правы под водой проводится во время выдвижения к водной**преграде и завершается в районе гермети­зации.

При переправе вброд предельная глубина брода зависит от скорости течения и может колебаться в пределах: для мотострелков, преодолевающих реку в пешем строю,— от 0,6 до 1 м, для автомобилей — от 0,7 до 0,9 м, для танков — от 1,2 до 1,4 м.

Скорость течения, глубина водной преграды и характер берегов влияют на выбор мест переправы, возможность использования бродов и применения различных переправочных средств, а также на вы­бор места переправы танков под водой.

Характер местности, прилегающей к водной пре­граде как на своем берегу, так и на берегу, занятом противником, является одним из важнейших факто­ров, влияющих на успех форсирования. Даже узкие водные преграды, но. с широкими заболоченными долинами и поймами требуют большого объема ин­женерных работ.

Наступление с форсированием водной преграды имеет ряд особенностей, которые необходимо учиты­вать при его организации и осуществлении. Основны­ми из них являются:

- повышенная уязвимость подразделений во время форсирования водной преграды ввиду привя­занности их к подготовленным в инженерном отно­шении пунктам (переправам);

- отставание танков ввиду того, что переправы для них оборудуются с захватом противоположного берега водной преграды;

- снижение эффективности огня стрелкового ору­жия, особенно в период переправы мотострелковых подразделений;

- снижение маневренных возможностей подраз­делений во время их переправы;

характеристика водной преграды - student2.ru

Рис. 24. Форсирование водной преграды мотострелковым взводом

- сложность поддержания взаимодействия, уп­равления и материального обеспечения.

Мотострелковый взвод форсирует водную прегра­ду обычно в составе главных сил роты, а при дейст­виях в боевом разведывательном дозоре — самосто­ятельно.

Водные преграды взвод форсирует, как прави­ло, с ходу. Если форсирование с ходу не удалось или если этого требуют условия обстановки, оно осу­ществляется с развертыванием главных сил баталь­она у водной преграды после дополнительной подго­товки в короткие сроки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРСИРОВАНИЯ

Во всех случаях форсирование водных преград требует тщательной подготовки и проведения меро­приятий в целях недопущения скопления личного состава и техники на переправах, а также строгого соблюдения мер безопасности. С этой целью мото­стрелковому взводу назначается исходный рубеж для форсирования, а при занятии исходного района для форсирования непосредственно у водной прегра­ды назначаются исходный рубеж, район посадки (погрузки) на переправочно-десантные средства, а танковому взводу, кроме того, район герметизации танков, назначаемый при форсировании с ходу обыч­но в укрытых местах и с развертыванием главных сил батальона у водной преграды — непосредственно у водной преграды на огневых позициях.

Форсирование водных преград организуется од­новременно с организацией наступления. Порядок работы командира взвода по организации наступле­ния с форсированием водной преграды зависит от конкретных условий обстановки и наличия времени и в своей основе аналогичен работе командира взво­да по организации наступления, но в содержании имеет особенности.

При уяснении задачи командир взвода кроме обычных вопросов изучает задачи при подходе к вод­ной преграде, во время форсирования, на своем и на противоположном берегу, места основных и за­пасных переправ, район герметизации танков, места посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно-десантные средства, исходный рубеж для форсирования и время его про­хождения, время готовности к форсированию.

Оценивая обстановку, командир дополнительно изучает ширину водной преграды и время на ее пре­одоление на боевых машинах пехоты (бронетранс­портерах, танках), крутизну спусков к воде и выхо­дов на противоположный берег, состояние дна у бе­регов и скорость течения.

Решение на наступление с форсированием водной преграды командир взвода принимает обычно во время рекогносцировки, проводимой старшим коман­диром, а если обстановка не позволяет организовать бой на местности, то по карте или на макете местно­сти. В решении кроме обычных вопросов командир взвода определяет порядок уничтожения противника на подступах к водной преграде, ведения огня во время форсирования и выполнения задачи на проти­воположном берегу, а также порядок подготовки техники к форсированию водной преграды и пере­правы отделений.

При постановке задач на наступление с форсиро­ванием водной преграды командир взвода в боевом приказе указывает место переправы, порядок веде­ния огня во время форсирования и задачу на проти­воположном берегу.

Организуя взаимодействие, командир взвода кро­ме обычных вопросов указывает:

- порядок подготовки боевых машин пехоты (бронетранспортеров, танков) и личного состава к форсированию;

- маршрут выдвижения, район герметизации танков (только командир танкового взвода), места посадки личного состава и погрузки боевой тех­ники на самоходные переправочно-десантные средства;

- порядок преодоления заграждений и меры безопасности при нанесении ядерных ударов по про­тивнику и форсировании водной преграды;

- порядок ведения огня при форсировании вод­ной преграды и бое на противоположном берегу.

Подготовка техники и вооружения во всех случа­ях целенаправленно начинается с прибытием в ис­ходный район до получения боевой задачи на на­ступление с форсированием водной преграды.

Подготовка боевых машин пехоты (бронетранспор­теров) к форсированию в зависимости от обстанов­ки и наличия времени проводится в исходном районе для наступления или при подходе к водной прегра­де. При этом особое внимание обращается на плот­ность закрытия люков, бойниц, дверей, на исправ­ность водооткачивающих насосов, на наличие и плот­ность закрытия водосливных пробок. Командир взво­да проверяет наличие и исправность спасательных жилетов и в установленное командиром роты время докладывает ему о готовности к выполнению постав­ленной задачи.

Подготовка танков к преодолению водной пре­грады проводится под руководством командира взво­да в исходном районе и состоит из трех этапов.

Первый этап предварительной подготовки вклю­чает проверку:

- работоспособности радиостанции и танкового переговорного устройства;

- исправности и работы гирополукомпаса;

- состояния резинотканевых уплотнений;

- исправности и работы откачивающей системы;

- наличия и исправности уплотнительных про­кладок люков и пробок;

- состояния выпускных коллекторов;

- надежности стопорения задраек крышки люка запасного выхода проволокой;

- легкости открывания крышек люков башни и механика-водителя;

- зарядки баллонов воздушного пуска;

- герметизации методом «разрежения» или «за­мочки».

Второй этап включает установку съемной части оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ). Перечень работ по установке зависит от типа танка и комплектности оборудования. Произво­дится уплотнение всех щелей и неплотностей замаз­кой ЗЗК, укладываются буксирные тросы.

Третий этап включает проверку качества герме­тизации (группой контроля от батальона) непосред­ственно перед входом в воду.

Наши рекомендации