Характеристика водной преграды
Значение водной преграды как препятствия определяется ее шириной, глубиной, скоростью течения, характером берегов, дна, долины, наличием бродов и гидротехнических сооружений, обороной противника на водной преграде, а также состоянием погоды, временем года и суток.
Ширина водной преграды — один из основных факторов, характеризующих ее как препятствие. В зависимости от ширины водные преграды делятся на узкие (до 100 м), средние (от 100 до 250 м), широкие (от 250 до 600 м) и крупные (свыше 600 м).
Ширина реки определяется на глаз, с помощью бинокля или промером.
Глубина водной преграды для мотострелкового взвода на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) особого значения не имеет, но ее необходимо учитывать совместно с шириной и скоростью течения при оценке водной преграды как составляющую образования волн, которые оказывают серьезное влияние на возможность переправы через данную водную преграду на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и на других самоходных переправочно-десантных средствах. При этом необходимо помнить, что переправа через водные преграды возможна при высоте волн для боевых машин пехоты до 0,5 м, бронетранспортеров — до 0,8 м и самоходных переправочно-десантных средств — до 1,1 м.
Крутые, обрывистые и одетые в бетон и гранит берега водных преград требуют проведения определенных работ, связанных с подготовкой спусков к воде и выходов из воды, которые соответственно составляют: для автомобилей при спуске к воде—10— 15°, при выходе из воды — 4—6°; для боевых машин пехоты при спуске к воде — 25°, при выходе из воды— 15°; для бронетранспортеров при спуске к воде и при выходе из воды—12°; для танков — 15°.
Характер берега и долины определяет возможность скрытых подступов и естественных укрытий для сосредоточения подразделений, переправочных средств для форсирования, условий наблюдения и ведения огня со своего берега.
Гидротехнические сооружения (гидростанции, плотины, шлюзы) позволяют быстро изменять уровень воды в реке и тем самым затрудняет ее форсирование. Состояние погоды, время года и суток влияют на режим реки.
СПОСОБЫ ФОРСИРОВАНИЯ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Форсирование — это преодоление с боем водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником. При этом
Рис. 23. Преодоление танковым взводом водной преграды
в зависимости от обстановки обороняющийся противник может оказывать сопротивление не только с противоположного берега, но и при подходе к водной преграде.
Переправа — это преодоление водной преграды без боя. Она осуществляется при отсутствии противника или под прикрытием наших войск, захвативших плацдарм на противоположном берегу.
Водные преграды мотострелковый взвод, как правило, форсирует с ходу на боевых машинах пехоты (БТР). Личный состав взвода, находящийся в машинах, надевает спасательные жилеты.
Танки преодолевают водную преграду на паромах, вброд или под водой. Подготовка танков для переправы под водой проводится во время выдвижения к водной**преграде и завершается в районе герметизации.
При переправе вброд предельная глубина брода зависит от скорости течения и может колебаться в пределах: для мотострелков, преодолевающих реку в пешем строю,— от 0,6 до 1 м, для автомобилей — от 0,7 до 0,9 м, для танков — от 1,2 до 1,4 м.
Скорость течения, глубина водной преграды и характер берегов влияют на выбор мест переправы, возможность использования бродов и применения различных переправочных средств, а также на выбор места переправы танков под водой.
Характер местности, прилегающей к водной преграде как на своем берегу, так и на берегу, занятом противником, является одним из важнейших факторов, влияющих на успех форсирования. Даже узкие водные преграды, но. с широкими заболоченными долинами и поймами требуют большого объема инженерных работ.
Наступление с форсированием водной преграды имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при его организации и осуществлении. Основными из них являются:
- повышенная уязвимость подразделений во время форсирования водной преграды ввиду привязанности их к подготовленным в инженерном отношении пунктам (переправам);
- отставание танков ввиду того, что переправы для них оборудуются с захватом противоположного берега водной преграды;
- снижение эффективности огня стрелкового оружия, особенно в период переправы мотострелковых подразделений;
- снижение маневренных возможностей подразделений во время их переправы;
Рис. 24. Форсирование водной преграды мотострелковым взводом
- сложность поддержания взаимодействия, управления и материального обеспечения.
Мотострелковый взвод форсирует водную преграду обычно в составе главных сил роты, а при действиях в боевом разведывательном дозоре — самостоятельно.
Водные преграды взвод форсирует, как правило, с ходу. Если форсирование с ходу не удалось или если этого требуют условия обстановки, оно осуществляется с развертыванием главных сил батальона у водной преграды после дополнительной подготовки в короткие сроки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРСИРОВАНИЯ
Во всех случаях форсирование водных преград требует тщательной подготовки и проведения мероприятий в целях недопущения скопления личного состава и техники на переправах, а также строгого соблюдения мер безопасности. С этой целью мотострелковому взводу назначается исходный рубеж для форсирования, а при занятии исходного района для форсирования непосредственно у водной преграды назначаются исходный рубеж, район посадки (погрузки) на переправочно-десантные средства, а танковому взводу, кроме того, район герметизации танков, назначаемый при форсировании с ходу обычно в укрытых местах и с развертыванием главных сил батальона у водной преграды — непосредственно у водной преграды на огневых позициях.
Форсирование водных преград организуется одновременно с организацией наступления. Порядок работы командира взвода по организации наступления с форсированием водной преграды зависит от конкретных условий обстановки и наличия времени и в своей основе аналогичен работе командира взвода по организации наступления, но в содержании имеет особенности.
При уяснении задачи командир взвода кроме обычных вопросов изучает задачи при подходе к водной преграде, во время форсирования, на своем и на противоположном берегу, места основных и запасных переправ, район герметизации танков, места посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно-десантные средства, исходный рубеж для форсирования и время его прохождения, время готовности к форсированию.
Оценивая обстановку, командир дополнительно изучает ширину водной преграды и время на ее преодоление на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах, танках), крутизну спусков к воде и выходов на противоположный берег, состояние дна у берегов и скорость течения.
Решение на наступление с форсированием водной преграды командир взвода принимает обычно во время рекогносцировки, проводимой старшим командиром, а если обстановка не позволяет организовать бой на местности, то по карте или на макете местности. В решении кроме обычных вопросов командир взвода определяет порядок уничтожения противника на подступах к водной преграде, ведения огня во время форсирования и выполнения задачи на противоположном берегу, а также порядок подготовки техники к форсированию водной преграды и переправы отделений.
При постановке задач на наступление с форсированием водной преграды командир взвода в боевом приказе указывает место переправы, порядок ведения огня во время форсирования и задачу на противоположном берегу.
Организуя взаимодействие, командир взвода кроме обычных вопросов указывает:
- порядок подготовки боевых машин пехоты (бронетранспортеров, танков) и личного состава к форсированию;
- маршрут выдвижения, район герметизации танков (только командир танкового взвода), места посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно-десантные средства;
- порядок преодоления заграждений и меры безопасности при нанесении ядерных ударов по противнику и форсировании водной преграды;
- порядок ведения огня при форсировании водной преграды и бое на противоположном берегу.
Подготовка техники и вооружения во всех случаях целенаправленно начинается с прибытием в исходный район до получения боевой задачи на наступление с форсированием водной преграды.
Подготовка боевых машин пехоты (бронетранспортеров) к форсированию в зависимости от обстановки и наличия времени проводится в исходном районе для наступления или при подходе к водной преграде. При этом особое внимание обращается на плотность закрытия люков, бойниц, дверей, на исправность водооткачивающих насосов, на наличие и плотность закрытия водосливных пробок. Командир взвода проверяет наличие и исправность спасательных жилетов и в установленное командиром роты время докладывает ему о готовности к выполнению поставленной задачи.
Подготовка танков к преодолению водной преграды проводится под руководством командира взвода в исходном районе и состоит из трех этапов.
Первый этап предварительной подготовки включает проверку:
- работоспособности радиостанции и танкового переговорного устройства;
- исправности и работы гирополукомпаса;
- состояния резинотканевых уплотнений;
- исправности и работы откачивающей системы;
- наличия и исправности уплотнительных прокладок люков и пробок;
- состояния выпускных коллекторов;
- надежности стопорения задраек крышки люка запасного выхода проволокой;
- легкости открывания крышек люков башни и механика-водителя;
- зарядки баллонов воздушного пуска;
- герметизации методом «разрежения» или «замочки».
Второй этап включает установку съемной части оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ). Перечень работ по установке зависит от типа танка и комплектности оборудования. Производится уплотнение всех щелей и неплотностей замазкой ЗЗК, укладываются буксирные тросы.
Третий этап включает проверку качества герметизации (группой контроля от батальона) непосредственно перед входом в воду.