Вопрос 1. Зарождение МПВО и ее развитие на первом этапе (1918 – 1932 гг.).
Противовоздушная оборона и противохимическая защита населения – это начало системы защиты населения и территорий в Чрезвыайных ситуациях, которая прошла долгий и трудный путь своего развития, в истории которой можно условно выделить следующие этапы:
1й март 1918-октябрь 1932
2й ноябрь 1932 – июнь 1941
3й июнь 1941 – май 1945
4й июнь 1945 – июль 1961
5й июнь 1961 - сентябрь 1970
22 апреля 1915 г. впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором. Жертвами ее стали 5 тис. Французских и бельгийских солдат. В 1917 году невдалеке от бельгийского города Ипр кайзеровцы пустили на французские окопы газ, который получил название ИПРИТ. Паника охватила войска, солдаты бросали оружие и бежали с поля боя.
Угроза поражения таким оружием нависла не только над военными, но и над мирным населением прифронтовых районов. Самолеты с отравляющими веществами на борту могли причинить большой вред и в глубоком тылу. Это обусловило появление соответствующих средств противовоздушной обороны (ПВО) и противохимической защиты ПХЗ населения, а также осуществления мероприятий по непосредственной защите населения, попадающего в зону действия авиации противника.
В связи с этим уже в начале 1915 года в России приступили к созданию комплексной системы воздушной обороны царской Ставки и г.Петрограда. Основу этой системы прикрытия объектов от ударов с воздуха составляла зенитно-артиллерийская оборона.
Годом позже, в 1916 году была создана ПВО в границах Одесского военного округа для прикрытия от воздушного нападения наиболее важных объектов на его территории.
В 1916 году в России в качестве средств ПВО крупных населенных пунктов стали применяться аэростаты заграждения, появилась специальная служба воздушного наблюдения, которая предназначалась для своевременного обнаружения приближения самолетов противника, оповещения об этом активных средств ПВО и предупреждения гражданского населения о воздушной опасности.
Главным условием успешного ведения ПВО считалась быстрота передачи информации о появлении самолетов противника. В феврале 1916 года для оповещения населения о воздушной опасности была введена в действие специальная система передачи сигнала тревоги, с получением которого организовывалось затемнение объектов и населенных пунктов.
Перечисленные мероприятия заложили основные элементы системы ПВО в России, которая получила своё дальнейшее развитие в Советской России.
Уже в феврале 1918 года, когда германские войска вторглись в глубь территории России, и угроза нависла над Петроградом, в городе для борьбы с германской авиацией была создана и быстро совершенствовалась противовоздушная оборона. В её состав входили авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание"К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, о правилах поведения при воздушном нападении.
С целью информирования командования и населения о воздушной обстановке в городе и его окрестностях была организована сеть наблюдательных пунктов. Жителям города предлагалось об обнаружении вражеских самолетов сообщать немедленно в штаб воздушной обороны.
В городе были открыты специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой медицинской помощи.
Определенные обязанности по ПВО и ПХЗ были определены домовым комитетам. Перед ними, в частности, ставились задачи по осуществлению противопожарных мероприятий и организации первой медицинской помощи пострадавшим, изысканию для этих целей необходимых материалов. Была организована светомаскировка.
Об угрозе воздушного нападения противника население оповещалось сиренами и гудками предприятий. Порядок действий рабочих и служащих и неработающего населения во время налета определялся специальной инструкцией.
В 20-е годы прошлого века принимается ряд крупных решений, направленных на создание и укрепление общегосударственной системы ПВО. Так, в 1925 году Реввоенсоветом СССР были разработаны общие принципы организации противовоздушной обороны страны, которыми устанавливалось, что «…ПВО строится на использовании активных средств борьбы (истребительная авиация, зенитная артиллерия, зенитные пулеметы) и мероприятий пассивной (местной) обороны, проводимых наркоматами, исполкомами Советов и организациями, в чьём ведении находятся обороняемые пункты и объекты».
В этом небольшом фрагменте заключены два важных принципиальных положения. Первое – необходимость сочетания активной и пассивной противовоздушной обороны. Второе – привлечение к этой работе местных органов власти и организаций.
Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная - силами и средствами гражданских организаций, предприятий и самого населения. Заметим, что только с конца 1932 г. наименование «пассивная ПВО» было заменено наименованием «местная ПВО».
В ноябре 1925 года Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР, несмотря на царящую в стране разруху, нехватку средств, принимает важное постановление «О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе».
Это был первый государственный акт, которым устанавливались нормативные требования по проведению инженерно-технических мероприятий (ИТМ) пассивной противовоздушной обороны. При этом следует заметить, что ИТМ имели целью: защиту населения; обеспечение бесперебойной деятельности городов, населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта; ограничение разрушительного эффекта средств поражения; создание условий для быстрой ликвидации последствий авиационных налетов.
Следующим важным шагом по пути укрепления противовоздушной обороны страны явилось постановление Совета труда и обороны (СТО) от 14 мая 1927 года «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Этим постановлением были определены меры по усилению защиты от возможных ударов с воздуха стратегически важных районов страны, аэродромов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи, заводов, фабрик, складов, крупных населенных пунктов.
При этом устанавливался зональный принцип осуществления защитных мероприятий, в соответствии с которым территория страны подразделялась на приграничную угрожаемую зону и тыл. Был утвержден перечень городов, подлежащих активной противовоздушной обороне. Эти города официально получили название пунктов ПВО, которые были утверждены постановлениями СНК и СТО СССР.
Отметим, что зональный принцип защитных мероприятий стал основой для развития в дальнейшем принципа гражданской обороны – дифференцированного подхода к осуществлению ее мероприятий.
1927-1929 годы характеризовались дальнейшим обострением международной обстановки. В этих условиях 11 июня 1928 года Совет труда и обороны СССР принимает постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», предусматривающее в течение пяти лет привести в полную готовность оборону 48 важнейших пунктов ПВО страны.
В этом же году приказом Наркома по военным и морским делам было введено в действие первое Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем определялось, что противовоздушная оборона предназначена для защиты страны от воздушных нападений силами и средствами военных и гражданских ведомств и общественных организаций.
В 1929 году впервые были созданы штабы ПВО районов по пассивной обороне, будущие штабы МПВО, а затем и гражданской обороны. Важные в военном и экономическом отношении предприятия получили название объектов ПВО (ВХО). В зависимости от их политической, экономической и военной значимости они делились на две категории. К первой категории были отнесены наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы, железнодорожные узлы, базы материально-технического снабжения. Ко второй - менее важные в экономическом отношении заводы, фабрики, сооружения, учреждения. В соответствии с категорией устанавливался объем мероприятий по их защите. Таким образом, была введена категорийность, в дальнейшем получившая название «по гражданской обороне», сыгравшая важную роль в деле совершенствования защиты населения и территорий.
Развитие пассивной обороны настоятельно требовало решения вопросов обучения специалистов - командиров формирований, инструкторов и др. В связи с этим в 1927 году СТО СССР поручил Народному комиссару по военным и морским делам организовать объединенные курсы по подготовке работников воздушно-химической обороны для нужд народных комиссариатов. Первые такие курсы были созданы в Ленинграде в августе 1927 года на базе Военно-химического музея. В следующем году аналогичные курсы начали действовать в ряде других городов.
Таким образом, к концу двадцатых годов проблемы противовоздушной обороны приобрели общегосударственное значение.
В 1929 году во исполнение постановления СНК СССР приказом Реввоенсовета СССР в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы: инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки (ВНАР). Несколько позднее (в 1931 году) были образованы также противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие службы. Это было началом рождения будущих служб МПВО, а затем и гражданской обороны.
В начале 1930 года, в соответствии с постановлением Реввоенсовета СССР, впервые развернулась подготовка к разработке плана ПВО страны.
В плане намечалось предусмотреть:
· определение важнейших государственных районов и пунктов, а также мероприятий по их защите;
· мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу промышленности в военное время;
· мероприятия по пассивной (местной) противовоздушной обороне.
Как видно, планом предусматривался ряд конкретных направлений деятельности по защите населения и территорий от нападения противника с воздуха, которые и сегодня являются актуальными, составляющими основу плана гражданской обороны и защиты населения.
Одновременно с осуществлением государственных мер по укреплению противовоздушной обороны страны расширялась общественная деятельность, направленная на подготовку граждан к защите Отечества.
Одной из важнейших форм такой деятельности являлись массовые оборонные организации, которые занимались распространением среди трудящихся основ военных знаний и содействием укреплению обороны страны.
Создаются Общество содействия обороне СССР (1920г.), Общество друзей воздушного флота (1923 г.), Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (1924 г.), которые в январе 1927 года были объединены в единое Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР – Осоавиахим, в ряды которого входили миллионы граждан.
В конце 20-х годов в основном были созданы необходимые условия для перехода к новому этапу строительства местной системы противовоздушной обороны, ее законодательному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения страны от возможных авиационных ударов. Необходимость создания такой системы особенно остро ощущалась в условиях нарастающей угрозы военного нападения на СССР. Важным шагом в этом направлении было создание в 1932 году городских частей ПВО. 11 апреля 1932 года Народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР было утверждено «Положение о местных частях противовоздушной обороны». В нем указывалось, что местные части ПВО создаются для инженерно-химического оборудования пунктов ПВО и ликвидации последствий нападения с воздуха. По своему предназначению они подразделялись на части внутреннего наблюдения и разведки (ВНАР), связи, дегазации, медико-санитарные, противопожарные, инженерные и автотранспортные. Организационно они состояли из рот, батальонов, полков и бригад. Это было зарождением будущих воинских частей МПВО и войск гражданской обороны. Формировались эти части по планам Штаба РККА по территориальному признаку.
На первом этапе появиласть тенденция к объединению всех мер по противовоздушной и противохимической защите страны в единую общегосударственную систему, что было закреплено Постановлением о противовоздушной обороне СССР, утвержденного Советом Народных Комисаров (СовНарКом) СССР 4 октября 1932 г.
В этот же период были выработаны организационные основы эвакуационных органов, то есть уже с первых шагов наблюдается определенная система в обеспечении защиты населения. Общеизвестная триада «оповещение – защита – оказание помощи» вычерчивалась достаточно четко.
Вопрос 2. МПВО на втором этапе своего развития (1932 – 1941 гг.). Место и роль МПВО в советском военном строительстве накануне войны. Подготовка кадров командно-начальствующего состава; рост массовости мероприятий МПВО технического и организационного характера; силы и средства МПВО, их оперативно-тактические функции.
Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
4 октября 1932 года постановлением Советом народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Учитывая опыт Первой мировой войны, ряда крупных учений, «Положением» предусматривалось основные мероприятия местной ПВО подразделять на подготовительные и боевые.
Подготовительные мероприятия в городах угрожаемой зоны включали: обучение населения способам противовоздушной и противохимической защиты; создание и подготовку на объектах народного хозяйства и в жилых домах специальных формирований МПВО; строительство убежищ, командных пунктов и приспособление для этих целей заглубленных помещений; сооружение вышковых наблюдательных пунктов (ВНП); создание и накопление средств индивидуальной защиты; развитие средств оповещения и связи; дублирование, резервирование, кольцевание и рассредоточение источников и сетей электро-, газо-, водо- и теплоснабжения предприятий.
При введении «угрожаемого положения» на органы МПВО возлагалось: оповещение объектов ПВО и населения об угрозе воздушного нападения противника; маскировка и светомаскировка объектов и пунктов ПВО; снабжение населения противогазами; организация защиты людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража; приведение в готовность формирований МПВО; обеспечение порядка и безопасности в населенных пунктах и на объектах; наблюдение за территорией городов.
В случае нападения воздушного противника органы МПВО обязаны были подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение запланированных мероприятий.
Во время ликвидации последствий авиационных ударов противника силы МПВО должны заниматься спасением людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказанием пострадавшим медицинской помощи, ликвидацией аварий, расчисткой проходов и проездов, дегазацией техники, одежды и обуви, обезвреживанием неразорвавшихся авиабомб. Спасательные работы в очагах поражения должны были проводиться силами местных частей ПВО и формирований МПВО.
Заметим, однако, что мероприятия МПВО ограничивались только угрожаемой приграничной полосой, т.е. в зоне досягаемости бомбардировочной авиации. На остальной же территории страны подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите пока возлагалась на общественные организации, прежде всего, на Осоавиахим, общество Красного Креста и Красного Полумесяца.
Таким образом к концу 20-х – началу 30-х годов в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время.
Практически были заложены основы для создания единой системы подготовки населения к защите от воздушного и химического нападения противника.
Завершающим этапом этой работы стало создание в 1932 году местной противовоздушной обороны СССР – государственной организации, решающей задачи защиты населения и территорий при вооруженном нападении противника.
Местная противовоздушная оборона накануне войны (1932–1941 гг.)
В тридцатые годы международная обстановка существенно усложнилась ввиду мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 1929 года, и возрастания противоречий между империалистическими странами, увеличилась опасность возникновения новой мировой войны.
В условиях возрастания угрозы возможного военного нападения Правительство СССР было вынуждено принять дополнительные меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты её тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонно-массовой работы среди трудящихся. Руководство страны считало, что без соответствующей подготовки населения проблему противовоздушной обороны не решить. Прежде всего, внимание было обращено на подготовку командно-начальствующего состава МПВО, для чего в Ленинграде, Москве и Киеве были созданы курсы МПВО для совершенствования его подготовки.
Важную роль в совершенствовании организационной структуры МПВО в этот период сыграло постановление СНК СССР от 27 августа 1936 года «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР». Оно обязывало союзные наркоматы, совнаркомы союзных и автономных республик, исполкомы Советов, а также военное ведомство в течении двух лет привести в полную готовность к противовоздушной обороне и противохимической защите объекты народного хозяйства и население во всех городах-пунктах ПВО страны. Руководство местной ПВО городов возлагалось на местные органы власти (на городские и районные Советы депутатов трудящихся). Председатели исполкомов этих Советов по должности становились начальниками МПВО городов и районов, т.е. был введен институт начальников МПВО, который затем превратился в институт начальников гражданской обороны.
На базе управлений и отделов городских и районных Советов создавались службы МПВО: оповещения и связи, убежищ, охраны порядка, транспортная, дегазационная, светомаскировки, медико-санитарная, ветеринарная, торговли и питания, аварийно-восстановительная и другие.
В городах-пунктах ПВО, районах этих городов, а также на участках МПВО создавались штабы МПВО. Штабы объектов ПВО реорганизовывались в штабы МПВО объектов.
Принятые решения позволили усилить работы по накоплению фонда защитных сооружений для населения, подготовке светомаскировочных и противопожарных мероприятий. На промышленных предприятиях, объектах энергетики и железнодорожном транспорте значительно увеличились капиталовложения для повышения устойчивости их работы в особый период. Начиная с 1935 года, в городах-пунктах ПВО запрещалось новое строительство без соблюдения требований МПВО, которые впоследствии нашли отражение в нормах ИТМ ГО, принятых в период с 1950 по 1979 годы. Они учитывались в проектах развития объектов и регионов.
Продолжалась работа по созданию сил МПВО. Она осуществлялась по двум главным направлениям: по линии военного ведомства (части МПВО войскового типа) и по линии органов МПВО и оборонных общественных организаций (не военизированные формирования различного назначения).
Основу войсковых сил МПВО в середине тридцатых годов составляли местные части ПВО. К 1936 году МПВО располагала двумя местными бригадами, двумя местными полками, тридцатью местными батальонами, четырьмя отдельными инженерными батальонами, четырьмя отдельными автотранспортными ротами и двумя отдельными инженерно-противохимическими батальонами МПВО. В таком примерно составе части МПВО находились вплоть до 1939 года, т.е. до перехода Красной Армии на кадровый принцип комплектования.
Войсковые силы МПВО наращивались и другим путем. В основных пунктах ПВО страны согласно директиве Штаба РККА от 30 марта 1931 года создавались роты МПВО. Это были довольно подвижные подразделения широкого предназначения, в том числе и для действий в очагах химического поражения. Они комплектовались военными комиссариатами военнообязанными запаса по специальностям: внутреннего наблюдения и связи, противохимической защиты, охраны общественного порядка, противопожарной и медицинской защиты.
В течение 1932–1935 годов было сформировано 160 таких рот.
В дальнейшем число их непрерывно возрастало, и к середине 1941 года такие формирования имелись во всех крупных городах страны.
Во время Великой Отечественной войны на их базе формировались городские части МПВО.
Формирования МПВО, создаваемые органами МПВО, Осоавиахима и Красного Креста, состояли из участковых команд МПВО, объектовых команд МПВО, групп самозащиты, противопожарных команд, санитарных дружин и др.
В этот период новый размах получила подготовка населения страны к воздушно-химической обороне. С 1934 года время на обучение военно-химической обороне было увеличено в четыре раза, занятия стали проводиться по единой 40-часовой программе.
Особенно активизировалась работа по подготовке населения по противовоздушной и противохимической защите после того, как Центральный совет Осоавиахима ввел в сентябре 1934 года нормативы комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне», а в 1935 году учредил нагрудный знак «Готов к ПВХО».
Основу нормативов комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» составлял минимум знаний и навыков, которым должен был овладеть каждый гражданин, чтобы быть действительно подготовленным к воздушно-химической обороне. Главный упор делался на защиту от ударов авиации противника и примененного им химического оружия.
К новым формам распространения санитарно-оборонных знаний в эти годы перешел Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1934 году были введены нормативы комплексов «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО). Первый комплекс предназначался для взрослых, второй - для школьников. Основное внимание при этом обращалось на выработку практических навыков в оказании первой помощи пострадавшим.
В 1939 году был отменен территориальный принцип комплектования РККА. Армия полностью перешла на кадровый принцип комплектования. При этом местные территориальные части ПВО были расформированы, а вместо них создано большое количество кадровых инженерно-противохимических частей МПВО. Принимаются меры по усилению рот (команд) МПВО, увеличению численности невоенизированных формирований различного назначения. Особое значение придается укреплению первичных звеньев МПВО – групп самозащиты.
Принимая во внимание сложившееся положение и в целях сосредоточения усилий Наркомата обороны СССР исключительно на организации вооруженной защиты государства, а также учитывая местный (территориальный) характер мероприятий МПВО, СНК СССР 7 октября 1940 года принял решение о передаче МПВО в ведение НКВД СССР.
Этот акт сыграл положительную роль в укреплении МПВО, повышении готовности ее сил и средств, улучшении оперативного руководства штабами, службами, формированиями.
Для руководства местной противовоздушной обороной в составе НКВД СССР в конце октября 1940 г. было образовано Главное управление МПВО (ГУ МПВО).
В октябре–ноябре 1940 года в краевых и областных органах внутренних дел были образованы отделы, отделения и инспекции МПВО. Начальниками МПВО по должности были определены наркомы внутренних дел республик, краев и областей. В городах и районах на аналогичных должностях по-прежнему оставались председатели исполкомов соответствующих Советов. Сохранялись штабы и службы МПВО городов и районов, а также прежние принципы создания и организации обучения формирований МПВО.
Наиболее подготовленной накануне войны оказалась местная ПВО Ленинграда. Это обусловливалось не только приграничным положением города, но и тем, что уже зимой 1939–1940 года в результате войны с Финляндией он оказался на положении прифронтового города.
В Ленинграде были достигнуты лучшие довоенные результаты по развитию МПВО. Для наблюдения за воздухом в городе было сооружено свыше ста вышковых наблюдательных пунктов. Наружное освещение могло быть отключено за одну минуту, на полное затемнение промышленных предприятий затрачивалось до одного часа, а всего города – до 4 часов. Средствами индивидуальной защиты было обеспечено до 90 процентов ленинградцев. В городе насчитывалось свыше 1200 бомбоубежищ.
В Москве, в силу целого ряда причин, развитие МПВО несколько отставало от развития МПВО Ленинграда. Угроза надвигавшейся войны заставила правительство принять ряд мер по укреплению МПВО столицы.
В Ленинград по личному распоряжению И.В. Сталина в декабре 1939 года для изучения опыта организации противовоздушной обороны в условиях войны (тогда шла война с Финляндией) командируется председатель исполкома Моссовета В.П.Пронин. В ходе недельной командировки он ознакомился с организацией службы оповещения, организацией укрытий людей при объявлении воздушной тревоги, приведением в готовность формирований и другими мероприятиями МПВО с введением угрожаемого положения.
После этого, в течение полутора предвоенных лет, в столице была проведена значительная работа по устранению недостатков в состоянии местной противовоздушной обороны. В.П.Пронин, характеризуя эту работу, писал: «Москва два последних года усиленно готовилась к местной противовоздушной обороне. В городе развернулись большие работы по строительству бомбоубежищ, по приспособлению метрополитена и коммунальных предприятий к обслуживанию населения во время воздушных налетов, обеспечивалось централизованное выключение освещения. В противопожарных добровольных командах, санитарных дружинах, группах самозащиты и аварийно-восстановительных подразделениях было обучено более полумиллиона москвичей».
Архивные документы свидетельствуют об оперативности и размахе, с которыми шла в различных регионах страны работа по линии местной противовоздушной обороны.
За сравнительно короткий срок МПВО превратилась в эффективную систему защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов противника с воздуха.
В установленной Правительством СССР угрожаемой зоне была создана довольно стройная система органов управления и сил МПВО. В составе формирований МПВО к началу войны насчитывалось около полутора миллионов бойцов.
Немало было сделано в предвоенные годы и по созданию материально-технической базы МПВО. В городах-пунктах ПВО строились убежища и укрытия, приспосабливались под них имеющиеся заглубленные помещения. К началу 1941 года в МПВО насчитывалось свыше 30 млн. противогазов.
В результате активной работы оборонных общественных организаций правилам противовоздушной, противохимической и санитарной обороны в стране накануне 1941 года было обучено около 40 млн. человек.
Несмотря на имеющиеся недостатки, МПВО к началу Великой Отечественной войны представляла собой достаточно четкую и современную для того периода систему, главными характерными чертами которой являлись:
– массовая и всесторонняя подготовка населения, особенно групп самозащиты, к противовоздушной обороне и противохимической защите;
– последовательное повышение готовности сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства городов, имевших стратегическое значение;
– улучшение оперативного руководства штабами, службами и формированиями МПВО;
– использование всех сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства на основе тесного взаимодействия органов МПВО НКВД СССР и Народного комиссариата обороны СССР;
– сосредоточение сил и средств МПВО на наиболее угрожаемых направлениях и объектах с целью накопления фонда защитных сооружений, повышения надежности систем энерго- и водоснабжения;
– подготовка мероприятий по маскировке важнейших объектов и коммуникаций, улучшению противопожарной безопасности городов, сел и объектов народного экономики хозяйства.
Вопрос 3. Специфика начального функционирования экономики в чрезвычайной ситуации внезапной агрессии. Перевод экономики на военные рельсы; перемещение производственных сил в восточные районы страны; развертывание военно-промышленного производства.
Местная противовоздушная оборона в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война, особенно её первый период, продолжавшийся около 17 месяцев с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г. Он оказался самым напряженным. В первые же дни гитлеровская авиация подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов Советского Союза.
Враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, сорвать мобилизацию в западных районах страны, посеять панику среди населения. Однако надежды фашистского руководства не оправдались. Определенный вклад в срыв замыслов врага внесли органы и силы МПВО страны. С началом войны штабы, службы, части и формирования местной противовоздушной обороны западных и центральных районов России были быстро приведены в готовность. На командных пунктах городов было установлено круглосуточное дежурство, начали работу наблюдательные пункты, был введен светомаскировочный режим. Примерно треть личного состава МПВО крупных городов в западной части страны, а также Москвы и Ленинграда перешла на казарменное положение. Уточнялись и вводились в действие оперативные планы, началось массовое строительство убежищ и укрытий, принимались меры по совершенствованию оповещения населения об угрозе воздушного нападения.
Там, где не хватало бомбоубежищ, строились крытые щели. Уточнялись правила поведения населения во время налетов вражеской авиации, порядок перевода подразделений и команд на военное положение, приведения в готовность бомбоубежищ и других защитных сооружений, светомаскировки предприятий, домов, улиц.
Большую работу по устранению недостатков, укреплению МПВО развернули Государственный Комитет Обороны, Советское правительство, местные советские органы. Достаточно сказать, что в начальный период Великой Отечественной войны было принято свыше двухсот постановлений, распоряжений и других нормативных актов, касавшихся различных сторон деятельности ее органов и сил.
2 июля 1941 г. СНК издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Этот правительственный акт трудно переоценить. Постановление предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений, определяло порядок создания групп самозащиты - массовых формирований МПВО.
В этот же период реорганизовались и укреплялись основные службы МПВО – оповещения, аварийно-восстановительная, противопожарная, противохимическая, медико-санитарная и другие.
9 июля ГКО принял решение об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов. Их формирование проходило на базе строительных трестов и управлений, ремонтных служб исполкомов местных Советов. Командирами полков, батальонов и рот назначались опытные специалисты, руководители строительных и ремонтных служб.
Борьба с пожарами потребовала организационной перестройки противопожарной службы МПВО. Учитывая опыт первых дней войны, участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы, в объектовых командах и группах самозащиты увеличились соответствующие команды и звенья. В результате общая численность противопожарной службы только столицы достигала 220 тыс. человек.
Значительная работа была проведена по повышению надежности противохимической службы. ГКО принимает 7 августа 1941 г. решение об увеличении выпуска противогазов для гражданского населения, а Совет Народных Комиссаров СССР 13 сентября издает постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища».
Немаловажное значение в повышении живучести городов и объектов народного хозяйства имели маскировка и светомаскировка. Территория страны по режиму была разделена на три зоны: прифронтовую, зону досягаемости бомбардировочной авиации и глубокий тыл. В зависимости от этого определялись требования к затемнению улиц городов, зданий, транспорта, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение установленного светомаскировочного режима.
Определенную роль в укрытии целей от бомбардировок авиации сыграли маскировка важных и создание ложных объектов. Так, например, в Москве на пустырях перед появлением вражеских самолетов зажигались слабенькие огоньки, похожие на результат небрежной светомаскировки. Вражеские летчики «клевали» на эту приманку и сбрасывали на ложный объект зажигательные бомбы. Вслед за этим команды МПВО поджигали заранее приготовленные кучи хвороста, бочки с мазутом или отработанным маслом. Эскадрильи самолетов, шедшие следом, сбрасывали на возникший «пожар» фугасные бомбы. Примерно треть фугасок, предназначенных для промышленных и оборонных предприятий Москвы, гитлеровцы сбросили на ложные цели. Так, свыше 400 различных бомб было сброшено на «нефтебазу», построенную в Подмосковье. За первый период налетов на Москву враг сбросил на ложные объекты около 700 фугасных и тысячи зажигательных бомб.
Аналогичные работы велись и в Ленинграде. Густой сетью ложных маскирующих сооружений были покрыты многие кварталы города.
Техническая маскировка как способ защиты использовалась в Куйбышеве, Горьком, других крупных городах. Благодаря этому многократные попытки фашистских летчиков обнаружить и поразить предприятия оборонного значения часто оказывались тщетными.
В целом деятельность МПВО на этом этапе войны была достаточно успешной, обеспечивая защиту населения, способствуя сохранению промышленных объектов и объектов инфраструктуры.