Теория социальной работы как наука.

Основные стереотипы понимания социального развития

В наше время достаточно широко распространены

стереотипы понимания социального развития человека,часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся:

1) стереотип ограничения возраста социального развития;

2) стереотип абсолютизации детства;

3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности;

4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;

5) стереотип неограниченных возможностей человека.

Рассмотрим суть первых двух стереотипов.

Стереотип ограничения возраста социального развития человекавозник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии.

На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности. Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.

Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания. Это не совсем так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное. Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного. Творческая активность личности рассматривается современной психологией как наиболее благоприятное условие долгой и продуктивной жизни.

Взрослый человек интересен современной психологии не менее, чем ребенок. Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрагогика – наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых.

Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации детства.

Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. Детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация на первый взгляд кажется правильной.

Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна. Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.

7Сущность и содержание целей ВСР

8.Основные задачи ВСР

Основные задачи ситемы военно-социальной работы в условиях войны

Сущность технологий ВСР.

Технологии СР -совокупность и последовательность процедур, операций, средств, приемов решения социальных проблем определенного типа и класса, осуществляемых на основе единой теоретической концепции, стратегии и тактике ее применения.

Использование технологий должно облегчать процесс решения социальных проблем, делать его более эффективным и безопасным по сравнению с нетехнологическими способами работы. Идеальная технология должна быть свобода от каких-либо побочных негативных элементов.

Основные элементы технологии:целостная теоретическая концепция, отражающая закономерности функционирования объектов социальной работы.

Объекты воздействия –алгоритм технологические способы и средства его преобразования.

Теоретическое основание технологий СР –представление о социо-витальном ресурсе человека, отражающем возможность его эффективного социального существования (человек рождается для того, чтобы реализовать свой жизненный потенциал).

Социо-витальный ресурс определяетсякачественным состоянием:био-физиологического компонента (уровень физического развития и здоровья), психофизического (психическое здоровье, нервно-психическая составляющая, темперамент), психологического (уровень интеллектуального развития), качественное содержание я-концепции, наличные и потенциальные способности; социальное положение и статус человека в обществе и микросоциуме, правового компонента (наличие действующих НПА, защищающих права человека в связи с его текущей жизненной ситуацией), экономические особенности его материального положения. Уровень з\п, пенсии.

Отсутствие или недостаток жизненного ресурса должен сводиться к минимуму и компенсироваться. Это может рождать социальную проблему.

3-я составляющая технологии СР – алгоритм – последовательность технологических операций по преобразованию социо-витального ресурса.

Технологический способ –правила, в соответствии с которыми осуществляется весь комплекс аналитических, диагностических, профилактических, коррекционных, реабилитационных мероприятий. Профессиональные и этические нормы, обусловленные спецификой объекта.

Средства, как компонент технологии СР – НПА и экономические, социальные, педагогические, психологические и иные возможности, используемые субъектами социальной работы для преобразования социо-витального ресурса отдельного человека или группы.

Т.о. технология СР –это познанная и реализованная на практике закономерность оптимизации социо-витального ресурса человека в целях гармонизации его социального функционирования.

Вывод:

1. Существуют технические решения социальных проблем вообще. Нас интересуют технологии решения социальных проблем военнослужащих. Они отличаются.

2. Состояние жизненного ресурса объектов социального воздействия определяет выбор конкретной технологии решения его социальных проблем.

Практика 11,12

Наркомания– болезнь с влечением к одному или нескольким наркотическим веществам, действующим на нервную систему, вызывающие эйфорию, в блольших количествах – наркотический сон и т.д.

Токсикомания – психическая или физическая зависимость от токсичных веществ, не классифицируемых как наркотики

профилактика наркомании» - это система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических средств гражданами; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические, психотропные средства, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи; осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией наркотических и психотропных средств, пресечение их незаконного оборота (И.Г. Ураков).

- «индивидуальная профилактика наркомании» - это осуществляемый во взаимодействии с представителями заинтересованных министерств, ведомств и общественных формирований комплекс мероприятий по выявлению лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами или допускающих их немедицинское потребление, совершающих правонарушения, связанные с наркотиками, направленный на профилактическое воздействие в отношении данных категорий лиц, целью которого является применение ним конкретных мер воспитательного, медицинского и правового воздействия с последующим устранением обстоятельств, которые привели к приему наркотиков или совершению наркопреступлений. (Методические рекомендации по реализации социализации социальных профилактических и реабилитационных программ. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 12 с).

Педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовос­питания - осознанной и самостоятельной деятельностью подростка по совершенствованию своей личности. Педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов - социализации, само­воспитания и специально организованного педагогического влияния на личность подростка-антинаркотическое воспитание.

Под антинаркотическим воспитанием подразумевается процесс формирования у подростков особой личностной структуры - антинаркотической направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективного положительного внутреннего состояния и обеспечивающего индивиду возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников (10).Педагогическая профилактика рассматривается как особый способ организации среды подростка, препятствующей наркотическому заражению. Педагогическая профилактика включает в себя три основных структурных блока:

Первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию.Вторичная профилактика, предотвращающая развитие наркотического заражения у детей и подростков, имеющих опыт использования наркотических веществ.

. Третичная профилактика -педагогическая реабилитация подростков со

сформированной зависимостью

12. = 46 вопрос из теории

Теория социальной работы как наука.

Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. [Холостова Е. И.]

Каждая наука имеет объект, предмет, методы исследования, принципы (см 4 вопрос), закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа.

Объект: Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Т.е. мы рассматриваем индивидов и группы, учитывая те социальные связи и сети, в которые они включены в реальном обществе.

Предмет: п. социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).

Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации.

Социальная работа использует методы социологии, социальной психологии. Примеры:

  • эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):
    • наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
    • опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
    • метод экспертных оценок;
    • социометрия;
    • лонгитюдные наблюдения
    • диагностика;
    • психогенетические методы
    • полифункциональные методы (беседа)
  • методы обработки информации:
    • биографический: предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
    • автобиографический;
  • методы теоретического анализа;
    • сравнительный анализ.
    • системный подход.

2. Военно-социальная работа как учебная дисциплина

Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, демократическое общество и правовое государство могут существовать лишь виртуально. Вот почему в целом ряде стран активно развивается и распространяется «социальная работа».

Основная задача теории социальной работы (еще разок) как науки — познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно. à

Основная же ее задача как учебной дисциплины — донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме. .

В самом общем виде цель учебного курса — вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, это соционом, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических регулятивах жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь. А это значит, что выпускник института по специальности «социальная работа» должен:

• знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению;

• иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения;

• уметь проводить конкретные социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в организации социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных , процессов;

• обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическими склонностями, быть радушным

и общительным;

• иметь высокую юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Логика построения курса: от общего к частному =) от простого к сложному.

Социальная работа как учебная дисциплина призвана

· развивать у студентов умение с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

· воспитывать у студентов высокие нравственные качества и профессионализм социального работника и гражданина — носителя гуманистических идеалов, общечеловеческой культуры, способного активно проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения;

· прививать студентам навыки комплексного управленческого и психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение социальных групп и отдельных людей в экстремальных и конфликтных обстоятельствах при защите их социальных прав и свобод.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину — значит укреплять ее связь с жизнью, практикой социальной работы, повышать теоретический и научный уровень содержания курса, улучшать его структуру, внутреннюю логику и методику проведения занятий.

Ура товагищи! Извините, что так много).

3. Сущность и содержание понятия “социальная среда”.

В свой ответ всыпать предмет и метод науки, щепотку принципов, согласно которым осуществляется ВСР. Сама же социальная среда представляет из себя следующее:

Социальная среда: совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.

Может влиять:

· Напрямую: семья, школа. В этих сферах влияние осуществляется напрямую – путем научения.

· Косвенно: социализация, усвоение норм, которые “не произносят вслух”.

Структура социальной среды по отношению к индивиду:

Теория социальной работы как наука. - student2.ru

На социальную среду оказывают влияние:

· Национальные особенности

· Экономическая ситуация в стране: уровень доходов, число людей, проживающих за чертой бедности, уровень жизни, уровень образования

· Политическая ситуация

4. Принципы военно-социальной работы. [Всего 9 штук]

1. Принцип универсальности: отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам.

2. Охраны социальных прав: оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав.

3. Социального реагирования: социальная работа приходит на помощь по первому зову. Ту-туру-ту-ту =)

4. Профилактической направленности: социальная работы проводится не только во времена социальных взрывов, кризисов или депрессий. Это постоянная деятельность по поддержанию незащищенных слоев населения.

5. Клиентоцентризма: на кого мы ориентируемся в своей работе? Правильно, на того, ради кого работаем. Спасибо, Кэп!

6. Опоры на собственные силы: ну а на кого еще, ребята?)

7. Максимизации социальных ресурсов: для того, чтобы помогать, нужно чтобы было чем)))

8. Конфиденциальности: мы не разглашаем информацию о тех, кто нам ее предоставляет…ну и о тех кому помогаем.

9. Толерантности. 11 и 15 декабря должны были добавить чуточку понимания. Но напомню, что хорошо бы принимать людей, с которыми мы работаем такими, какие есть).

5. Понятие социального развития

В психологии понятие социального развития человекаозначает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложностьпроявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

СоциальностьВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

ОпосредованностьВПФ наблюдается в способах их функционирования.

ПроизвольнымиВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

ПластичностьВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

Наши рекомендации