II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.
I. Организационный момент
- Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.
- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
- Какое слово получилось? (Родина)
- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
IV. Беседа о том, что такое Родина.
- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:
Учитель: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
1 ученик: А другим, наверно, вспомнит.
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик: И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки - плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
V. Работа со стихотворением И.Никитина "Русь"
- Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.
Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»
- Как поэт называет нашу Родину? (Русь)
Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.
- А как сейчас её называют? (Россия)
Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
- Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)
- К чему призывает автор?
VI. Работа с книгой
1. Подготовка к чтению рассказа.
- Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)
- Прочитайте название рассказа на доске.
- Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
2. Словарная работа.
- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
- Кого вы видите?
- Что он делает?
- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
- Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
- «Государство» - страна.
Первичное чтение произведения учителем.
4. Беседа по содержанию:
- Как называется рассказ, который я вам прочитала?
- Что нового вы узнали из рассказа?
Чтение рассказа по цепочке
6. Выборочное чтение:
- Почему автор называет Россию отечеством?
- Почему автор называет Россию Родиной?
- Почему автор называет Россию матерью?
- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
Беседа по иллюстрации
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
- Кто изображён на иллюстрации сверху?
- Как зовут этого всадника?
- Что он делает?
- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
- А как изображено настоящее?
- А есть ли на земле другие государства?
- Где вы уже побывали, в каких странах?
- Скучали вы по родному дому? Почему?
- Хотелось ли вам возвратиться домой?
- А как всё это можно назвать?
- Может быть у человека две или три Родины?
- Почему?
- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,
хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.
Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,
«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
8. Игра "Собери пословицу"
1.Своя земля и / в горсти мила.
2.С родной земли -/ умри, не сходи!
3.Всякому мила / своя сторона.
4.Любовь к Родине / сильнее смерти.
5.Родина краше солнца,/ дороже золота.
6.Каждому свой / край сладок.
- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
- Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).
- Как вы понимаете эту пословицу?
Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
знать ее историю,
сохранять и преумножать ее богатства,
беречь природу,
всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
VIII. Итог урока
- Какой праздник отмечался в стране?
- Вы будущие защитники нашей Родины.
1 ученик: Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе.
И родное оконце в позабытом селе.
2 ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
IX. Домашнее задание.
Урок по литературному чтению в 3-м классе. Тема: "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"
Цель урока:
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого
Задачи
Развить интерес к писателю, как к личности, и к его произведениям
Обучение выразительному чтению
Научить выражать собственное отношение к событиям и героям и их поступкам
Ход урока
Организационный момент
Введение в тему
Работа с текстом
Физкультминутка
Копилка интересных фактов
Итог урока
Материалы к уроку
Презентация “Жизнь и творчество Л.Н.Толстого”
Выставка детских книг Л.Н.Толстого
Сообщения консультантов
Карточки для словарной работы по тексту “Детство”
Методические рекомендации
Презентация используется на протяжении всего урока. Содержит материал:
Для актуализации знаний
Для закрепления знаний
Копилку интересных фактов
Все даты записываются в рабочую тетрадь по чтению.
* - место нажатия на пробел (смена фото и слайдов)
Слайд 1
Титульный лист
Организационный момент.*
Слайд 2
Эпиграф
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого писателя, о котором мы сегодня поговорим
Чтоб поверить в добро, надо начать делать его. *
Слайд 3
Актуализация знаний
Кто же он?
Я вам помогу. Сейчас будут появляться ключевые слова, по которым вы попробуйте догадаться о ком пойдёт речь? * Да, правильно, Лев Николаевич Толстой. В прошлом году мы кратко знакомились с его биографией. Ученик обобщает этот материал:
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Лев Толстой очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей. *
Слайд 4
Обложка фотоальбома
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни Л.Н.Толстого. Повторим пройденный материал и узнаем много нового и интересного. *
Слайд 5
Детство
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. * Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. * “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. * Отец – Николай Ильич, мать- Мария Николаевна (это единственное сохранившееся изображение Марии Николаевны) Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство” сейчас мы с ним познакомимся.
Работа с текстом
Открываем учебник на странице 150. Текст называется “Детство Л.Н.Толстого”
(из воспоминаний писателя). Как вы думаете, от чьего имени излагается это произведение?
Читает текст учитель.
В тексте вам встретятся непонятные слова. Давайте их объяснить. На партах лежат листочки, на которых написаны эти слова. Каждому слову даётся три объяснения. Выберите одно правильное после самостоятельного чтения.
ушла
скончалась - умерла исчезла
испытывал нежное чувство к чему-то трогательному
испытывал чувство умиления - чувство неуверенности
чувство злобы
убирать лён
любовно льнущих - прижиматься, прикасаться
ломать
подарить дорогой подарок
дать великое благо - делать добро
дать им совет
правдивое утверждение, проверенное опытом, временем
истина - закон
клад
Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза
Наступает, наступает,
Наступает тишина
Продолжим просматривать страницы творческой жизни Толстого.
Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет * , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них “Лев и собачка”, “Булька”, “Муравей и голубка”, “Акула” (Рассказ учителя сопровождается показом книг) *
Слайд 6
Л.Н.Толстой- студент
С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. * В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов. *
Слайд 7
Военная служба
В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. *
В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества. *
Слайд 8
Яснополянская школа
Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Сообщение ученика на эту тему.
Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ. *
В 1870 году он создал Азбуку , а также различные сказки.
Вот некоторые из них
“Три медведя”,
“Филиппок”,
“Кавказский пленник”*
Слайд 9
Возвращение на родину
К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником.* Любил собирать вокруг себя всю семью.*
Слайд 10
Уход великого писателя
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался.
На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.*
Слайд 11
Закрепление
Сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Сможете ли вы дома сориентироваться в своей тетради для выполнения домашнего задания. На экране будут появляться даты , которые касаются жизни Л.Н.Толстого, а вы постарайтесь вспомнить чем она знаменуется. Можно пользоваться тетрадями.*
9 сентября 1828 год- дата рождения;*
Ясная Поляна- усадьба , где родился Л.Н.толстой;*
1844 – 1847г – годы учёбы в Казанском университете;*
1854 – 1855 г- оборона Севастополя;*
1859 г- открытие Яснополянской школы для крестьянских детей;*
1870 г - создание Азбуки;*
1862 г – женитьба;*
20 ноября 1910 года - дата смерти Л.Н.Толстого*
Слайд 12
Копилка интересных фактов
1. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне перенесет вас в мир русских дворянских усадеб 19 в. (показ фотографий Ясной поляны в современности) 2. Интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)
Не любил молока и рыбы.
Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
Страстный охотник, но лая собак не переносил
Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
“Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”
Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.
Слайд 12
Вывод урока
В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Л.Н. Толстой появляются только веками.
Домашнее задание
Чтение текста “Детство Л.Н.Толстого”; Ответить на вопросы 5,6; выучить даты в тетради.
Подведение итогов
Полезные ссылки
Сад Толстого: Избранные воспоминания/ Рис. А Слепкова. -М.: Дет. лит., 1987.
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/Сост. И вступ. Ст.Н.И.Азоровой; Оформл. Г.Ордынского.-Переизд.-М.:Дет.лит.,1988.
http://www.tolstoymuseum.ru/museum/hamovniki.html
http://www.uprava-hamovniki.ru/guide/detail.php?ID=2763
http://www.tolstoy.ru/ Предлагаем Вам посетить сайт "ЯСНАЯ ПОЛЯНА"
http://www.yasnayapolyana.ru/ музей-усадьба “Ясная Поляна”http://www.tula.net/tgpu/Tolstoy/ Мир Льва Толстого.
I. Организационный момент
- Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.
- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
- Какое слово получилось? (Родина)
- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?