Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных ЧС мирного и военного времени

Большое значение в плане предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера имеет процесс выявления и оценки опасностей –анализ риска,т.е. вероятности реализации опасности нанесения ущерба здоровью и жизни людей. Как известно, в процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует со средой обитания, многие факторы которой оказывают на него негативное воздействие. Степень этого воздействия определяется уровнем их энергии. Перечень известных ее форм достаточно широк: электрическая, кинетическая, деформированного тела, газовой смеси, ядерной реакции, электромагнитного поля и т.д. Источники энергии подразделяются на природные и антропогенные. Последние создаются человеком. В ходе научно-технической революции появились источники, обеспечивающие очень высокие уровни энергии; существенно расширился и перечень известных ее форм, и их характеристика.

Организация АСНДР в ЧС мирного и военного времени

Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР можно разделить на три этапа: в отсутствии угрозы возникновения ЧС, при угрозе возникновения и после возникновения

ЧС.

В отсутствие угрозы возникновения ЧС проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор информации о субъектах ЧС.

2. Планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в том числе обеспечения действий сил.

3. Создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности.

4. Создание, оснащение и подготовка сил и средств РСЧС для проведения АСДНР.

5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.

6. Организацию взаимодействия. При угрозе возникновения ЧС:

а) Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач (принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС).

б) Уточнение планов по вопросам предупреждению и ликвидации ЧС.

в) Усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов.

г) Создание группировок сил и средств РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

При возникновении ЧС:

1. Восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС).

2. Определение границ и организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора информации об обстановке.

3. Восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты.

4. Выдвижение сил в районы проведения работ.

5. Управление проведением АСДНР.

Содержание основных положений ФЗ « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окруж. среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС- это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС- это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении ЧС и правилах поведения населения.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС- это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил РСЧС к ликвидации ЧС, требующее от органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС в зависимости от классификации ЧС и характера развития ЧС.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Настоящий ФЗ определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ , всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окруж. среды от ЧС природного и техногенного х-ра.

Действие настоящего ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от ЧС

Статья 3. Цели настоящего ФЗ

-предупреждение возникновения и развития ЧС;

-снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

-ликвидация чрезвычайных ситуаций;

-разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате ЧС, настоящим ФЗ не регулируются.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий отЧС .

Наши рекомендации