Правовое положение военнопленных
Как уже отмечалось, раненные, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитарного права под особой защитой. Правовое положение военнопленных определяется III Женевской конвенцией. Военнопленными являются лица из состава одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта. Военнопленные находятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих. Им разрешается носить свою военную форму, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство должно обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену, ни в каком отношении не является формой наказания.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых действий.
Военнопленные не должны посылаться в районы боевых действий, а также использоваться в качестве прикрытия при ведении боевых операций.
Условия содержания военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для здоровья. Они имеют право на переписку, получение посылок. Лагерь для военнопленных возглавляется офицером из состава вооруженных сил воюющего государства, который несет ответственность за режим их содержания.
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только с их согласия.
Нормы гуманитарного права содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В соответствии с законом к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры за совершение противоправных действий. Держащее в плену государство может привлечь военнопленных к ответственности за преступления, совершенные до взятия в плен.
Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Военнопленные, в отношении которых возбуждено уголовное дело, могут быть задержаны до принятия судебного решения или до отбытия ими наказания.
Наемник– лицо, которое добровольно, никем не принуждаемо, вступило в воинские формирования, осуществляющие вооруженную борьбу для достижения цели относительно защиты противоправных колониальных, расистских режимов против национально-освободительных движений.
На наемника не распространяются покровительствуемые нормы права вооруженных конфликтов, кроме этого, он не обладает правом на статус комбатанта, военнопленного. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.
наемник– это лицо:
1) намеренно завербованное на месте или за границей для сражения в вооруженном конфликте;
2) фактически принимающее прямое участие в военных действиях;
3) руководствующееся в основном желанием извлечь личную выгоду, если конфликтующей стороной дано обещание материального вознаграждения, значительно превышающего вознаграждение, обещанное либо выплачиваемое комбатантам равного с ним ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны;
4) не являющееся ни гражданином конфликтующей стороны, ни лицом, имеющим постоянное местожительства на той территории, которая находится под контролем конфликтующей стороны;
5) не входящее в личный состав вооруженных сил конфликтующей стороны;
6) не посланное государством, не являющимся конфликтующей стороной, для осуществления официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Одним из требований международного гуманитарного права является требование равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. Различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия то причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии и веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения. Такая защита предоставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта'.
Согласно нормам международного гуманитарного права военные действия осуществляются против военных объектов, т. е. таких объектов, которые «в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество стороне, их уничтожившей» (ст. 52 п. 2 Дополнительного протокола 1).
Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах:
а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам: воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить (ст. 57 Дополнительного протокола 1). Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных Объектов, не размещать военные объекты в густо населенных районах (ст. 58 Дополнительного протокола 1);
б) установление особой защиты для таких объектов, как санитарные и демилитаризованные зоны, не обороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.
Правовыми принципами защиты гражданского населения являются:
во время войны гражданское лицо пользуется теми же правами, что и в мирное время: воюющий обязан принять все меры предосторожности, чтобы избежать гибели гражданского населения; запрещается запугивать или терроризировать гражданское население; запрещается превращать в объект прямых военных нападений жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением; нельзя превращать гражданское население в объект репрессий, принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.
В соответствии с нормами международного права установлена ответственность государства-агрессора, а также отдельных лиц за нарушение правил ведения войны. Формами ответственности государства-агрессора являются политическая (санкции, включая отторжение части территории) и материальная репарации, реституции). Государство также несет ответственность за действия отдельных лиц, нарушивших правила ведения войны. Сами такие лица подвергаются уголовному наказанию по законам страны, на территории которой они совершили свои преступные деяния, в некоторых случаях для суда над ними создаются международные суды. Международный уголовный суд может быть создан решением Совета Безопасности ООН. Так, в феврале 1993 г. Совет Безопасности ООН создал такой суд для проведения расследований военных преступлений в Югославии и наказании за них.