Мой индивидуальный стиль выступлений на учебных занятиях»
План ответа:
1. Как Вы распределяете время на подготовку к учебным занятиям (начинаете работать с учебным материалом задолго или накануне занятия)?
2. Оформляете ли Вы конспект?
3. Какие вопросы предпочитаете докладывать: по тексту учебника или творческие?
4. Бывает ли у Вас чувство досады, если по какой-либо уважительной причине Ваше выступление не состоялось?
5. Предпочитаете выступать с места или у доски?
6. Бывает ли у Вас беспокойство по поводу дополнительных вопросов по сути Ваших высказываний?
Мой индивидуальный стиль сдачи экзаменов»
План ответа:
1. Как распределяете время на подготовку к экзаменам (начинаете подготовку заранее или накануне сдачи экзамена)?
2. Значима ли для Вас очередность сдачи экзамена в группе?
3. Есть ли у Вас вера в счастливый билет или Вы надеетесь только на себя?
4. Можете ли Вы давать быстро правильные ответы по наводящим вопросам экзаменатора?
5. Есть ли зависимость между стилем сдачи экзамена и прочностью Ваших знаний?
6. Что для Вас важнее – прочность знаний или хорошая оценка на экзамене?
Мой индивидуальный стиль общения»
План ответа:
1. Есть ли у Вас друзья?
2. Есть ли у Вас недоброжелатели?
3. Как Вы предпочитаете встречать Новый год: в узком кругу друзей (родственников) или в большой компании?
4. Есть ли у Вас друзья старшего возраста?
5. Есть ли у Вас друзья младшего возраста?
6. Есть ли у Вас друзья противоположного пола?
Примечание: Данные самоотчётов являются для школьных психологов, учителей важным материалом для проведения индивидуальной психологической работы со старшеклассниками, цель которой – сформировать эффективные приёмы межличностного общения и учебной деятельности.
Задания по осознанию самого себя
а) «Характеризуем себя»
Инструкция: выпишите по порядку 10 слов, фраз или определений, которые наиболее полно вас характеризуют.
Качества Ранг значимости (место)
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я............................ _________________________
Я........................... __________________________
Проранжируйте эти характеристики от наивыгоднейшей – 1-е место, до наименее важной – 10-е место.
Определите, сколько характеристик можно отнести к положительным оценкам, сколько к отрицательным, сколько из них являются нейтральными.
Выпишите эти числа по следующим трем категориям:
- положительных...
- отрицательных....
- нейтральных .......
б) «Планы»
Инструкция: Вам предстоит наметить перспективный план вашей жизни. Каковы Ваши три самые главные цели в предстоящему году?
1..........................................................................
2..........................................................................
3..........................................................................
Что Вы уже теперь делаете, чтобы достичь каждой из этих целей?
1..........................................................................
2..........................................................................
3..........................................................................
Какова, по-вашему, станет после этого Ваша жизнь?
1..........................................................................
2..........................................................................
3..........................................................................
в) «Самооценка личности»
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки.
Психолог (педагог) предлагает испытуемому внимательно прочесть слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мнительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, отзывчивость, педантичность, подозрительность, принципиальность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, упорство, справедливость, чуткость, внимательность, высокомерие, пренебрежительность, индивидуализм, недоброжелательность, безразличие, лицемерие, коллективизм.
Составить два ряда. В каждом ряду должно быть не менее 10 и не более 20 слов. В первый ряд выписываются слова, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные качества его идеала, во второй – слова, которые характеризуют отрицательные качества его антиидеала. Первый ряд слов составляет положительное множество, второй – отрицательное. Затем испытуемый подчеркивает в положительном и отрицательном множествах те черты, которыми он, по его мнению, обладает. Причем он должен ориентироваться не на степень выраженности данной черты, а только на ее присутствие или отсутствие.
Обработка данных
Для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые подчеркнул испытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем ряду: например, в ряду 20 слов, испытуемый подчеркнул 10, следовательно, 10 делится на 20.
Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то испытуемый скорее всего переоценивает себя, некритически относится к себе. Коэффициент по положительному множеству, близкий к нулю, указывает на недооценку себя. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к единице, говорит о недооценке своей личности и о повышенной критичности испытуемого. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной (адекватной) оценке себя старшеклассником: он не переоценивает себя и, в то же время, достаточно критичен.