Мой индивидуальный стиль выступлений на учебных занятиях»

План ответа:

1. Как Вы распределяете время на подготовку к учебным занятиям (начинаете работать с учебным материалом задолго или накануне занятия)?

2. Оформляете ли Вы конспект?

3. Какие вопросы предпочитаете докладывать: по тексту учебника или творческие?

4. Бывает ли у Вас чувство досады, если по какой-либо уважительной причине Ваше выступление не состоялось?

5. Предпочитаете выступать с места или у доски?

6. Бывает ли у Вас беспокойство по поводу дополнительных вопросов по сути Ваших высказываний?

Мой индивидуальный стиль сдачи экзаменов»

План ответа:

1. Как распределяете время на подготовку к экзаменам (начинаете подготовку заранее или накануне сдачи экзамена)?

2. Значима ли для Вас очередность сдачи экзамена в группе?

3. Есть ли у Вас вера в счастливый билет или Вы надеетесь только на себя?

4. Можете ли Вы давать быстро правильные ответы по наводящим вопросам экзаменатора?

5. Есть ли зависимость между стилем сдачи экзамена и прочностью Ваших знаний?

6. Что для Вас важнее – прочность знаний или хорошая оценка на экзамене?

Мой индивидуальный стиль общения»

План ответа:

1. Есть ли у Вас друзья?

2. Есть ли у Вас недоброжелатели?

3. Как Вы предпочитаете встречать Новый год: в узком кругу друзей (родственников) или в большой компании?

4. Есть ли у Вас друзья старшего возраста?

5. Есть ли у Вас друзья младшего возраста?

6. Есть ли у Вас друзья противоположного пола?

Примечание: Данные самоотчётов являются для школьных психологов, учителей важным материалом для проведения индивидуальной психологической работы со старшеклассниками, цель которой – сформировать эффективные приёмы межличностного общения и учебной деятельности.

Задания по осознанию самого себя

а) «Характеризуем себя»

Инструкция: выпишите по порядку 10 слов, фраз или определений, которые наиболее полно вас характеризуют.

Качества Ранг значимости (место)

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я............................ _________________________

Я........................... __________________________

Проранжируйте эти характеристики от наивыгоднейшей – 1-е место, до наименее важной – 10-е место.

Определите, сколько характеристик можно отнести к положительным оценкам, сколько к отрицательным, сколько из них являются нейтральными.

Выпишите эти числа по следующим трем категориям:

- положительных...

- отрицательных....

- нейтральных .......

б) «Планы»

Инструкция: Вам предстоит наметить перспективный план вашей жизни. Каковы Ваши три самые главные цели в предстоящему году?

1..........................................................................

2..........................................................................

3..........................................................................

Что Вы уже теперь делаете, чтобы достичь каждой из этих целей?

1..........................................................................

2..........................................................................

3..........................................................................

Какова, по-вашему, станет после этого Ваша жизнь?

1..........................................................................

2..........................................................................

3..........................................................................

в) «Самооценка личности»

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки.

Психолог (педагог) предлагает испытуемому внимательно прочесть слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мнительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, отзывчивость, педантичность, подозрительность, принципиальность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, упорство, справедливость, чуткость, внимательность, высокомерие, пренебрежительность, индивидуализм, недоброжелательность, безразличие, лицемерие, коллективизм.

Составить два ряда. В каждом ряду должно быть не менее 10 и не более 20 слов. В первый ряд выписываются слова, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные качества его идеала, во второй – слова, которые характеризуют отрицательные качества его антиидеала. Первый ряд слов составляет положительное множество, второй – отрицательное. Затем испытуемый подчеркивает в положительном и отрицательном множествах те черты, которыми он, по его мнению, обладает. Причем он должен ориентироваться не на степень выраженности данной черты, а только на ее присутствие или отсутствие.

Обработка данных

Для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые подчеркнул испытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем ряду: например, в ряду 20 слов, испытуемый подчеркнул 10, следовательно, 10 делится на 20.

Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то испытуемый скорее всего переоценивает себя, некритически относится к себе. Коэффициент по положительному множеству, близкий к нулю, указывает на недооценку себя. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к единице, говорит о недооценке своей личности и о повышенной критичности испытуемого. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной (адекватной) оценке себя старшеклассником: он не переоценивает себя и, в то же время, достаточно критичен.

Наши рекомендации