Комплектование летного экипажа на основе благоприятных сочетаний типов темперамента
Командир | Помощник командира, штурман, член экипажа |
Флегматик | Сангвиники или нечетко выраженные холерики |
Сангвиник | Сангвиники или любые типы темперамента |
Холерик | Любые типы темперамента, кроме холериков |
Следовательно, принадлежность к тому или иному типу темперамента не имеет фатального значения для человека, его успехи в личной жизни и профессиональной деятельности во многом связаны с его образованностью, культурой, пониманием себя и своих возможностей. Вообще говоря, нет плохих и хороших темпераментов, а есть воспитанные и невоспитанные люди и состоявшиеся или несостоявшиеся летчики.
Человек ранимый, впечатлительный до слезливости (меланхолик) средствами воспитания и самовоспитания способен развить уверенность в себе, твердость намерений и действий. Человек вспыльчивый, склонный к конфликтному общению (холерик) может и должен научиться психологическим приемам сдерживания своих эмоций, плодотворному взаимодействию с окружающими.
Какое место занимает темперамент в профессиональной деятельности летчика? Темперамент летчика, прежде всего, проявляется в манере пилотирования. Так, у холерика – энергичные, иногда резкие движения органами управления самолетом: штурвалом, рулем направления, рычагами управления двигателями. У флегматика движения более плавные, даже вялые. Наиболее рациональной манерой пилотирования обладают, как правило, сангвиники. Однако на результаты и качество выполнения полетных заданий манера пилотирования авиаторов с различным типом темперамента сказывается незначительно или вообще не сказывается. Таким образом, манера пилотирования – это показатель темперамента летчика, его индивидуальная особенность.
Летчик-инструктор как грамотный методист и психолог должен понимать, что не может требовать единой манеры пилотирования у обучаемых, обладающих природно заданными динамическими свойствами нервной системы.
Основное понятие, характеризующее качество результатов профессиональной деятельности военного летчика, – это летный профессионализм. Каковы же основные признаки этого важного понятия? Назовем их:
- овладение техникой пилотирования и боевого применения самолета;
- знание руководящих документов, регламентирующих летную деятельность;
- готовность к творчеству в нестандартных ситуациях полета;
- личный вклад в развитие авиации;
- собственное духовное, интеллектуальное, психологическое развитие средствами профессии;
- повышение престижа профессии военного летчика в обществе.
Личностные особенности и тип темперамента
Каждый тип темперамента может проявлять себя в определенных личностных чертах – положительных и отрицательных. Так, энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, однако недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность при отсутствии надлежащего воспитания может выразиться в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Такую личность можно назвать сильной, но неорганизованной.
Живость, отзывчивость сангвиника – положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к склонности разбрасываться. Это тип сильной организованной личности.
Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – это достоинства. Однако в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Это слабая организованная личность.
Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика – ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа темперамента может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Это слабая неорганизованная личность.
Из всего сказанного можно сделать вывод: для воспитания положительных личностных качеств у старшеклассников необходимо применять индивидуальный подход, самовоспитание должно строиться на понимании человеком себя, своей биологической и психологической уникальности.