Комплектование летного экипажа на основе благоприятных сочетаний типов темперамента

Командир Помощник командира, штурман, член экипажа
Флегматик Сангвиники или нечетко выраженные холерики
Сангвиник Сангвиники или любые типы темперамента
Холерик Любые типы темперамента, кроме холериков

Следовательно, принадлежность к тому или иному типу темперамента не имеет фатального значения для человека, его успехи в личной жизни и профессиональной деятельности во многом связаны с его образованностью, культурой, пониманием себя и своих возможностей. Вообще говоря, нет плохих и хороших темпераментов, а есть воспитанные и невоспитанные люди и состоявшиеся или несостоявшиеся летчики.

Человек ранимый, впечатлительный до слезливости (меланхолик) средствами воспитания и самовоспитания способен развить уверенность в себе, твердость намерений и действий. Человек вспыльчивый, склонный к конфликтному общению (холерик) может и должен научиться психологическим приемам сдерживания своих эмоций, плодотворному взаимодействию с окружающими.

Какое место занимает темперамент в профессиональной деятельности летчика? Темперамент летчика, прежде всего, проявляется в манере пилотирования. Так, у холерика – энергичные, иногда резкие движения органами управления самолетом: штурвалом, рулем направления, рычагами управления двигателями. У флегматика движения более плавные, даже вялые. Наиболее рациональной манерой пилотирования обладают, как правило, сангвиники. Однако на результаты и качество выполнения полетных заданий манера пилотирования авиаторов с различным типом темперамента сказывается незначительно или вообще не сказывается. Таким образом, манера пилотирования – это показатель темперамента летчика, его индивидуальная особенность.

Летчик-инструктор как грамотный методист и психолог должен понимать, что не может требовать единой манеры пилотирования у обучаемых, обладающих природно заданными динамическими свойствами нервной системы.

Основное понятие, характеризующее качество результатов профессиональной деятельности военного летчика, – это летный профессионализм. Каковы же основные признаки этого важного понятия? Назовем их:

- овладение техникой пилотирования и боевого применения самолета;

- знание руководящих документов, регламентирующих летную деятельность;

- готовность к творчеству в нестандартных ситуациях полета;

- личный вклад в развитие авиации;

- собственное духовное, интеллектуальное, психологическое развитие средствами профессии;

- повышение престижа профессии военного летчика в обществе.

Личностные особенности и тип темперамента

Каждый тип темперамента может проявлять себя в определенных личностных чертах – положительных и отрицательных. Так, энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, однако недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность при отсутствии надлежащего воспитания может выразиться в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Такую личность можно назвать сильной, но неорганизованной.

Живость, отзывчивость сангвиника – положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к склонности разбрасываться. Это тип сильной организованной личности.

Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – это достоинства. Однако в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Это слабая организованная личность.

Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика – ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа темперамента может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Это слабая неорганизованная личность.

Из всего сказанного можно сделать вывод: для воспитания положительных личностных качеств у старшеклассников необходимо применять индивидуальный подход, самовоспитание должно строиться на понимании человеком себя, своей биологической и психологической уникальности.

Наши рекомендации