Сущность профессионального отбора
Еще в начале ХХ в. ученые, инструкторы летных школ, сами авиаторы пришли к выводу о том, что не каждый человек, мечтающий о небе, на самом деле сможет освоить летную профессию. Так постепенно сложилось мнение о необходимости проведения специальных физических, физиологических и психологических испытаний для поступающих в военно-летные учебные заведения – профессионального отбора.
Профессиональный отбор обеспечивает прогноз взаимосоответствия человека и профессии. Человеку должна нравиться его работа, вместе с тем, он сам должен удовлетворять требованиям профессии. Особенно профессиональный отбор необходим для тех видов деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, стрессоустойчивости и точности выполнения задания. Профессиональный отбор, прежде всего, осуществляется для того, чтобы защитить самого человека- исполнителя от аварий, травм, а также, чтобы оградить других людей от последствий его профессиональных ошибок.
Профессия военного летчика в полной мере относится к тем видам профессий, в который отбор является обязательным, т.к. летный труд связан с деятельностью в условиях, необычных для человека: отрыва от земли, искаженных пространственно-временных показателей, интенсивного информационного воздействия, высокой вероятности опасных для жизни ситуаций, длительных психофизиологических перегрузок и т.д. Следовательно, при профессиональном отборе на летные специальности необходим строгий медицинский и психофизиологический контроль абитуриентов.
Однако при относительно равных физических и психофизиологических данных не все курсанты военно-авиационных училищ справляются с программой летной подготовки, а также не все выпускники становятся летчиками-профессионалами. Дело в том, что при уникальности жизненных обстоятельств каждого человека можно выделить общие причины, объясняющие замедление темпа профессионального развития или даже уход из профессии. Это психологические причины, в ряду которых – потеря смыла жизни, ослабление летной мотивации, хроническое снижение настроения и т.д. В условиях повышенной моральной и материальной ответственности военный летчик должен быть зрелой личностью, способной к всестороннему развитию и саморазвитию, преодолению психологических кризисов и профессиональных трудностей. Повышенные требования предъявляются к личности авиационного командира как руководителя и воспитателя.
Особое внимание ученых обращено на психологические пробле-мы, которые периодически возникают в условиях летного труда. Приведем пример. При развитии авиационной техники упрощается процесс пилотирования с точки зрения физических затрат организма, главным образом за счет новейших систем автоматизированного управления (САУ). САУ стала способна на выполнение таких сложных операций, как пилотирование практически на любых режимах, автоматическое решение штурманских задач при полете по маршруту и в районе аэродрома, пуск ракет и бомбометание по заранее известным целям и т.д. Летчику все чаще достаются функции контролера, корректора, обязанного при сбое машины взять управление на себя. Однако такое перераспределение ролей летчика во взаимодействии с САУ вызывает новые проблемы, преимущественно психологические. Так, в результате кратковременной потери «чувства самолета» снижается готовность к «ручному» управлению летательным аппаратом (ЛА). Считается доказанным, что в сложноорганизованной системе «лётчик-ЛА» ведущая роль, от которой зависит успешность пилотирования и боевого применения, принадлежит лётному экипажу как сплочённой группе профессионалов и социально ответственных личностей. Поэтому психологическое развитие современного военного летчика является одним из актуальных направлений исследований авиационных специалистов.
Одной из составляющих профессионального отбора является психологический отбор как определение психологической пригодности к конкретному виду труда. Обязательный психологический отбор введен с 1964 г. в летных, а затем в штурманских и инженерно-технических авиационных училищах.
На основании общей оценки психологического обследования выносится рекомендация для зачисления в военно-авиационное училище.
В таблице 8 указаны основные (биологические и психологические) качества, которые необходимы человеку для успешного освоения летной профессии. Некоторые из них, такие как быстрота реакции, цветоощущение и т.д. являются генетически заданными, тогда как аккуратность, настойчивость, логичность мышления – результат обучения, воспитания, самовоспитания. Ваша задача – найти в данном учебнике ответы на следующие вопросы: «Обладаю ли я указанными качествами?», «В какой мере они развиты?», «Что нужно сделать для их дальнейшего формирования?» При этом надо помнить, что биологические качества развиваются до известных пределов, а психологические можно совершенствовать всю жизнь.
Таблица 8