Перспективы развития военно-авиационной профессии
Военно-авиационная профессия в большей степени относится к профессиям «человек – техника». Перспективы ее развития нами рассматриваются в едином контексте прогрессивного развития техники (технологий) в ХХI веке и психологии человека – авиатора. Изучение этой сложной проблемы проведем на примере летной деятельности.
Попытаемся сначала ответить на вопрос: «Каким образом будут изменяться летательные аппараты в будущем?».
Нам представляется, что изменение летательных аппаратов будет зависеть от того, какие задачи будут возлагаться на авиацию и насколько интенсивно будут совершенствоваться технологии самолетостроения. Существенное влияние на развитие военной авиации оказывают достижения в областях гражданской авиации и в космонавтике. Наметились две тенденции в развитии авиации: специализация и универсализация. Специализация заключается в создании летательных аппаратов, выполняющих строго определенные (конкретные) функции (например, ведение воздушной разведки, перехват воздушных целей и т.д.). Универсализация предполагает многофункциональное использование летательных аппаратов (например, перевозка пассажиров и десантирование боевой техники и др.).
Современное состояние и перспективы развития Дальней и Истребительной (Фронтовой) авиации связаны с дальнейшей специализацией авиационных комплексов, состоящих на их вооружении.
Так, будущее Дальней авиации связано в том числе с уровнем развития ПВО противника, так как эффективно выполнять задачи в глубоком тылу возможно только при успешном преодолении противодействия зенитно-ракетных комплексов, истребительной авиации и других средств противника. То есть авиационный комплекс Дальней авиации должен быть неуязвим во всем диапазоне высот и скоростей, обладать высокой маневренностью и помехозащищенностью. Вооружение самолета должно позволять поражать как точечные цели, так и военно-промышленные и другие объекты, расположенные на больших площадях. Современным примером такого авиационного комплекса может служить Ту-160.
Особенно актуальным становится оснащение самолётов стратегической авиации высокоточным оружием нового поколения. Самолёты дальней авиации кроме ракетного оружия планируется оснастить управляемыми бомбами с дальностью планирования примерно 100-120 километров, с индивидуальным наведением, что позволит поражать этим относительно дешёвым оружием десятки целей сразу, не заходя в зону ПВО.
Истребительная авиация может успешно противодействовать противнику в воздухе при соблюдении как минимум трех условий:
1. Летательный аппарат (ЛА) по своим летно-техническим характеристикам не вправе уступать иностранному.
2. ЛА должен иметь возможность входить, как структурная единица, в общий комплекс наземных средств разведки, целеуказания, поражения, зенитно-ракетных войск, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и др. Только в этом случае истребитель будет иметь возможность реализовать свои потенциальные преимущества.
3. Профессиональная и психологическая подготовленность летчика должна позволять побеждать при ведении воздушного боя. В воздухе противостоят друг другу не только техника, но и вполне конкретные личности профессионалов, способные принимать правильные решения и выигрывать бой.
Развитие самолетостроения истребительной авиации во многом будет определяться уровнем развития средств (самолетов, авиационного вооружения) нападения противника.
Известно, что при создании самолетов пятого поколения будут широко использоваться и внедряться в практику: сверхманевренность, отклоняемый вектор тяги, технология «Стелс» (уменьшение радиолокационной заметности самолета локаторами противника), сверхзвуковая скорость на бесфорсажных режимах, возможность работать в едином информационном поле с наземными и воздушными средствами, современная авионика и многое другое. Налицо ярко выраженная специализация. Но те технологии, которые разрабатываются и используются в военной авиации (за исключением технологии «Стелс»), могут использоваться при строительстве гражданских самолётов. И наоборот, технология строительства новейших гражданских самолётов будет применяться при создании перспективных военных авиационных комплексов. То есть вся авиация имеет общее технологическое основание, несмотря на факт выполнения весьма разнообразных задач в зависимости от предназначения.
В настоящее время это относится прежде всего к Военно-транспортной авиации, развитие которой можно рассматривать как пример универсализации. Из истории авиации известно, что ранее универсальные самолеты были и в других родах авиации (например, в Дальней авиации). Для их функционирования осуществлялись определенные конструкторские доработки: оборудование пассажирских салонов и создание инфраструктуры для обслуживания пассажиров, установка оборудования, позволяющего выполнять полеты в районах Крайнего Севера и т. д. Необходимо отметить, что изначально самолеты предназначались для решения военных задач, но высокая востребованность аналогичных самолетов в интересах гражданской авиации, привела к их переоборудованию и дальнейшей эксплуатации по перевозке пассажиров. Примером могут служить однотипные самолеты: военный бомбардировщик, а в последствии и ракетоносец, Ту-16 и его «близнец» пассажирский Ту-104, аналогично, стратегический ракетоносец Ту-95 и гражданский Ту-114, современный Ил-76МФ, способный решать задачи по перевозке военных грузов, десантированию военной техники и его гражданская версия Ил-76ТФ, решающий во многом схожие задачи для нужд народного хозяйства. Более полная информация по самолетам военной (базовых моделей) и гражданской авиации приведена в таблице 1.
Причиной появления гражданских версий военных самолётов в основном являлось отставание гражданского авиастроения от приоритетного военного, стремление в короткий срок сделать современный гражданский самолёт при минимальных затратах, хотя это не всегда удавалось.
Таблица 1