Западники и славянофилы: основные представители и их взгляды.
Славянофилы – представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Славянофильство – оппозиционное течение в русской общественной мысли, и в этом смысле оно имело больше точек соприкосновения с западничеством, нежели с теоретиками «официальной народности». Исходной датой славянофильства как идейного направления в русской общественной мысли следует считать 1939 г., когда два его основоположника, Алексей Хомяков и Иван Киреевский, выступили со статьями: первый – «О старом и новом», второй – «В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные положения славянофильской доктрины. Окончательно славянофильство сформировалось к 1845 г. ко времени выпуска 3-х славянофильских книжек журнала «Москвитянин». В 1839-1845 гг. сложился и славянофильский кружок. Душой этого кружка был А.С. Хомяков – «Илья Муромец славянофильства», как его тогда называли, умный, энергичный, блестящий полемист, необыкновенно даровитый, обладавший феноменальной памятью и огромной эрудицией. Большую роль в кружке играли также братья Киреевские. В кружок входили братья Аксаковы, Кошелев, Самарин. Позднее в него вошли Аксаков, отец братьев, писатель Чижов и Валуев. Славянофилы оставили богатое наследие в философии, литературе, истории, богословии, экономике. Основной тезис славянофилов – доказательство самобытного пути развития России, точнее – требование «идти по этому пути», идеализация главных «самобытных» учреждений – крестьянской общины и православной церкви. В представлении славянофилов крестьянская община – «союз людей, основанный на нравственном начале» - исконно русское учреждение. Православная церковь расценивалась ими как решающий фактор, определявший характер русского народа, а также южнославянских народов. По мнению славянофилов, революционные потрясения в России невозможны потому, что русский народ политические индифферентен, ему присущи социальный мир, равнодушие к политике, неприятие революционных переворотов. Если были смуты в прошлом, то их связывали не с изменой власти, а с вопросом о законности власти монарха: народные массы восставали против «незаконного» монарха (самозванца или узурпатора) или же хорошего царя. Русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, выступать в роли «советчика» царя; отсюда и их требование свободы слова и печати, обеспечивающих свободное выражение общественного мнения. Славянофилы не звали Россию назад, они звали идти вперед, но не по пути Петра, а по прежнему пути, встать на этот путь. Они приветствовали блага современной им цивилизации – рост фабрик и заводов, строительство железных дорог, достижения науки и техники. Крепостное право они считали нововведением и выступали за его отмену, но не только из экономических соображений, а потому что это было «опасное учреждение в социальном смысле». «Из цепей рабства куются ножи бунта», - говорили славянофилы. Большое внимание славянофилы уделяли изучению простого народа крестьянства, по их мнению, «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью». Николаевскую систему с ее немецкой бюрократией славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований. Правительство настороженно относилось к славянофилам: им запрещали демонстративное ношение бороды и русского платья, некоторых славянофилов за резкость выражений сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все попытки издания славянофильских газет и журналов немедленно пресекались.
Западничество: возникло на рубеже 30-40-х гг. Московский кружок западников оформился в 1841-1842 гг. В западники наряду с такими умеренными либералами, как Анненков, Боткин, Кетчер, Корш, зачислялись Белинский, Герцен, Огарев. По своему происхождению большинство западников – дворянская интеллигенция. В число западников входили известные профессора МГУ – историки Грановский, Соловьев, правоведы Катков, Кавелин, филолог Буслаев, а также видные писатели Панаев, Тургенев, Гончаров, позднее Некрасов. Они доказывали, что Россия хотя и «запоздала», но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности. Отсюда их интерес к парламентарному строю Англии и Франции. Выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к полицейско-бюрократическим порядкам николаевской эпохи. Решающее значение западники предавали разуму, а не вере. Западники возвеличивали Петра I, который, как они говорили, «спас Россию». Деятельность Петра они рассматривали как первую фазу обновления страны, вторая должна начаться проведением реформ сверху – они явятся альтернативой пути революционных потрясений. Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся в «Московском наблюдателе», «Московских ведомостях», «Отечественных записках», «Атенее».