Стратегическая концепция Североатлантического союза
Стратегическая концепция НАТО (СК) — это руководящий документ, в котором провозглашаются цели и первостепенные задачи в области обеспечения безопасности и определяются политические и военные средства их реализации.
Структура документа включает:
• цели и задачи НАТО и его стратегические перспективы;
• подход к безопасности (трансатлантические связи плюс поддержание военного потенциала);
• руководящие принципы военной стратегии, задачи и направления развития вооруженных сил союза.
Первоначально документ о стратегии НАТО был известен под названием «Стратегическая концепция обороны Североатлантического региона». В этом документе, разработанном в период с октября 1949 г. по апрель 1950 г., излагается стратегия крупномасштабных операций территориальной обороны. Первоочередной функцией НАТО является сдерживание агрессии и силы НАТО будут задействованы только в том случае, если первоочередная функция не будет выполнена и будет совершено нападение.
В середине пятидесятых годов (1954) была разработана стратегия «массированного ответного удара» (стратегия «массированного возмездия» — «Щита и Меча». Меч — стратегические силы США в Европе, Щит — силы общего назначения ОВС блока).
В 1963 г. данная СК была дополнена новым компонентом, получившим название стратегии «передовой обороны», которая предполагала недопущение потери значительной части территории блока во время войны.
С 1967 г. в основу СК была положена стратегия «гибкого реагирования». Она предусматривала гибкость выбора формы противодействия (крупномасштабной или ограниченной, ядерной или обычной) в случае внешней угрозы. Политическая составляющая «гибкого реагирования» (модель коллективной безопасности) была определена в «доктрине Армеля» - «оборона плюс диалог (в том числе по вопросам разоружения)».
До 1991 г. документы с изложением указанных выше стратегий были засекречены и во многом дублировали стратегические установки национальной военной стратегии США (реалистическое устрашение, прямое противоборство и т.д.).
В 1991 г. на Римской сессии Совета НАТО принимается «Новая стратегическая концепция». В ней модель коллективной безопасности НАТО была представлена в виде «оборона, плюс диалог, плюс сотрудничество». Сотрудничество — это развитие всесторонних связей со странами Центральной и Восточной Европы, Балтии, а также государствами СНГ. Этот же принцип распространяется и на ЕС, ЗЕС и СБСЕ. В этой СК понятие «угроза» было заменено «риском». Стратегическая концепция 1991 г. впервые была принята в качестве общедоступного документа.
В 1997 г. руководители НАТО договорились о необходимости пересмотра концепции и ее обновления. Новая СК была принята на саммите НАТО в Вашингтоне в 1999 г.
Стратегическая концепция 1999 г. в значительной степени расширила уставные рамки деятельности организации. Расширена зона ответственности альянса за счет государств, участвующих в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ). При этом СК предложила и механизм активного подключения самих государств — участников ПРМ к системе военно-политических гарантий НАТО. ВКонцепции обосновывается отказ НАТО от оборонительной идеологии и стратегии, которая провозглашена в учредительных документах НАТО.К источникам «рисков», которые могут «потребовать» вмешательство НАТО, концепция относит этно-религиозные конфликты, территориальные споры, неадекватные попытки проведения внутренних реформ, нарушение прав человека и распад государств, акты терроризма, саботажа и организованной преступности, а также нарушение потока жизненно важных ресурсов, неконтролируемые миграционные потоки. Отдельно выделяется озабоченность альянса возникновением нестабильности на периферии НАТО. Была введена также и расширительная трактовка понятия «противник», которая включает не только государства, но и «другие структуры». Любое «нарушение информационной безопасности НАТО» стало рассматриваться как агрессивные действия.
В концепции выделяется как важная составляющая формирования военно-политического господстваНАТО политика симметричного разоружения и контроля над ним. Концепция подтверждает, что развитие НАТО может идти только на основе интегрированной военной структуры, баланса ролей и обязанностей, отказа от ренационализации оборонной политики. Для реализации поставленных целей НАТО разворачивает реорганизацию своей командной структуры, имея в виду формирование совместных объединенных оперативно-тактических групп (СООТГ), механизмов для быстрого развертывания сил и создание европейского компонента в области безопасности и обороны.
В 2007 г. генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп-Схеффер призвал принять к 2009 г. новую стратегическую концепцию. США и другие члены НАТО считают, что блок должен активно решать возникающие проблемы безопасности по мере их появления еще до того, как они приведут к актам насилия против самих членов блока. Новая стратегическая концепция должна, по мнению ряда членов альянса, учесть «фундаментальный опыт операций в Афганистане и Косово». В то же время Франция и несколько других европейских государств полагают, что НАТО следует сосредоточить усилия на выполнении своей основной цели — обеспечении взаимной обороны в случае агрессии.