Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО)

НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс

(англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO;

фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) —

военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

По словам генерального секретаря НАТО (2009—2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского вторжения: «НАТО была создана в опасном мире. В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона»

В марте 1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу «Западноевропейского союза» (WEU).

Первые три статьи Брюссельского договора были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (в первую очередь СССР) стала сущностью этого документа. Согласно Пакту страны-участницы обязались, что в случае, если одна или несколько из них становится объектом вооружённого нападения или агрессии, остальные (опираясь на п. 51 Устава ООН, который разрешает коллективную самооборону) «предоставят военную поддержку атакованной Стороне и другую помощь, а также окажут содействие её усилиям».

Основными причинами подписания Брюссельского пакта были:

Ø страх перед советской военной угрозой — опасения агрессии со стороны СССР и его союзников из числа стран Центральной и Юго-Восточной Европы;

Ø недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны Германии.

Брюссельский пакт принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза.

Все эти переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. представителями двенадцати стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция) Североатлантического Договора.

Цель - объединение усилий для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в Североатлантическом районе. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г.

Организация Варшавского договора

Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

Договор подписан Народная Социалистическая Республика Албания, НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

В соответствии с условиями Договора и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

Численность Вооруженных Сил Организации Варшавского Договора на 1985 год составила 7 562 987 военнослужащих. В 1990 году численность Организации уменьшилась до 6 960 700 военнослужащих.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы 25 февраля 1991 года государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора

Почти все страны-участницы Варшавского договора впоследствии вступили в НАТО и ЕС:

Ø Румыния (в ЕС и НАТО)

Ø Болгария(в ЕС и НАТО)

Ø Польша(в ЕС и НАТО)

Ø Восточная Германия (в результате присоединения к ФРГ) и (в ЕС и НАТО)

Ø Чехия и Словакия(в ЕС и НАТО)

Ø Венгрия(в ЕС и НАТО)

Ø Албания(в НАТО)

Ø Часть республик бывшего СССР (Эстония, Латвия и Литва), (в ЕС и НАТО).

Таким образом, в НАТО не вступили лишь остальные республики бывшего СССР (Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Россия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия). Однако стоит отметить, что Молдавия, Грузия и Украина активно выступают за присоединение к НАТО и ЕС и фактически имеют прозападную ориентацию.

Расширение НАТО. Статьей 10 Вашингтонского договора предусматривается возможность приглашения вступить в НАТО «любого европейского государства, способного развивать принципы этого Договора и вносить свой вклад в обеспечение безопасности Североатлантического региона». В настоящее время после 6 туров расширения число государств-членов выросло с 12 до 28. Цель каждого такого тура декларируется как расширение зоны евроатлантической безопасности и усиления альянса.

1952,(«Первое расширение НАТО»)-Греция и Турция.

1955,(«Второе расширение НАТО»)-Западная Германия.

1954 -СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена.

1982,(«Третье расширение НАТО»)- Испания.

1999,после окончания холодной войны, («Четвертое расширение НАТО») - 3 страны бывшего соцлагеря -Венгрия, Польша и Чехия.

2004,(«Пятое расширение НАТО»)– сразу 7 стран бывшего соцлагеря - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония.

2009, («Шестое расширение НАТО») - Хорватия и Албания.

19 мая 2016 года был подписан протокол о вступлении Черногории в НАТО. С этого момента Черногория получила право принимать участие во всех заседаниях НАТО в качестве наблюдателя. Предполагается, что после того, как все государства НАТО ратифицируют протокол, Черногория станет 29-м членом Североатлантического альянса

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Бельгия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Великобритания  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Дания  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Исландия Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Италия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Канада  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Люксембург  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Нидерланды  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Норвегия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Португалия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru США  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Франция С июля 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 году вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Греция С 1974 по 1980 годы Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока — Турцией.
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Турция  
второе расширение
9 мая 1955 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957 году, с 3 октября 1990 года — объединённая Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Испания  
четвёртое расширение
12 марта 1999 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Венгрия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Польша  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Чехия  
пятое расширение
29 марта 2004 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Болгария  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Латвия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Литва  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Румыния  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Словакия  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Словения  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Эстония  
шестое расширение
1 апреля 2009 Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Албания  
Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО) - student2.ru Хорватия  

Зона ответственности — территории Европейских государств, Турции, Северной Америки, акватории Средиземного моря и Северной Атлантики. После принятия в 1999 г. новой стратегической концепции зона ответственности и общеблоковых интересов расширилась за счет государств СНГ, в том числе России, региона Персидского залива и Каспия.

Штаб- квартира — Брюссель.

Правовая основа НАТО — Североатлантический договор от 4 апреля 1949 г. (Вашингтон), заключенный по инициативе и под руководством США. Договор вступил в силу 24 августа 1949 г. Срок его действия не определен. Договор включает небольшую преамбулу и 14 статей.

Участники НАТО обязались «объединять свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности», соблюдая верность Уставу ООН, развивать экономическое сотрудничество, охранять "свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и господства права» (преамбула, ст. 1 и 2). Согласно ст. 5 Североатлантического договора "вооруженное нападение против одной или нескольких из них (стран - членов НАТО) будет рассматриваться как нападение против них всех... Если такое нападение случится, каждая из них... окажет немедленное содействие подвергшимся такому нападению стороне или сторонам и в случае необходимости совместно с другими сторонами использует вооруженную силу для восстановления и поддержания безопасности в Североатлантическом районе".

НАТО, как всякий военный союз, является прежде всего союзом «против» — против общего противника или противников. При этом к главным принципам коллективной безопасности НАТО относятся:

• политическая солидарность государств-членов;

• содействие развитию сотрудничества и прочных связей между ними во всех областях, где это служит их общим и индивидуальным интересам;

• разделение задач и ответственности между ними и признание взаимных обязательств.

Первостепенной целью НАТО является защита свободы и безопасности всех ее членов политическими и военными средствами, строящаяся на неделимости их безопасности.

Для достижения этой цели НАТО как союз государств, приверженных Вашингтонскому договору и Уставу ООН, осуществляет следующие первостепенные задачи в сфере безопасности:

Безопасность — обеспечивать одну из жизненно важных основ устойчивой безопасности в Евроатлантическом регионе, опирающейся на развитие демократических институтов и приверженность мирному разрешению споров, при котором ни одно из государств не сможет устрашать другое или оказывать на него давление путем угрозы силой или применения силы.

Консультации — в соответствии со ст. 4 Вашингтонского договора — служить основным трансатлантическим форумом для консультаций между союзниками и координации их усилий по вопросам, вызывающим общую озабоченность. Процесс принятия совместных решений поставлен в зависимость от достижения консенсуса и общего согласия, с тем, чтобы гарантировать каждой стране возможность опираться на собственные взгляды и индивидуальный опыт. Консультации приобретают особое значение во времена напряженности и кризисных ситуаций.

Сдерживание и оборона — обеспечивать сдерживание и оборону против любой угрозы агрессии в отношении любого государства — члена НА ТО в соответствии со ст. 5 и 6 Вашингтонского договора.

В целях укрепления безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе осуществляется:

• урегулирование кризисов: находиться в состоянии готовности, по принципу консенсуса и на разовой основе, в соответствии со ст. 7 Вашингтонского договора, содействовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в урегулировании кризисов, включая операции по реагированию на кризисы;

• партнерство: способствовать широкомасштабному партнерству, сотрудничеству и диалогу с другими государствами в Евроатлантическом регионе с целью достижения большей транспарентности, взаимного доверия и способности к совместным действиям с Североатлантическим союзом.

НАТО выступает и «площадкой» для обсуждения вопросов экономического сотрудничества. В ст. 2 Североатлантического договора говорится, что государства-члены «будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом». Этими вопросами занимается Экономический комитет НАТО.

Бюджет НАТО финансирует только совместные органы организации и подразделяется на гражданский и военный. Расходы по содержанию национальных представительств и военных миссий при штаб-квартире покрываются членами НАТО самостоятельно. Совокупно эти расходы составляют меньше 0,5% общих расходов на оборону стран НАТО.

Формирование и исполнение гражданского бюджета проводится под контролем Комитета по гражданскому бюджету, а его финансирование осуществляется в основном за счет средств, ассигнованных министерствами иностранных дел. Из этого бюджета финансируются текущие расходы Международного секретариата в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, а также организация совместных мероприятий и программ НАТО.

Финансирование военного бюджета, который формируется и исполняется под контролем Комитета по военному бюджету, осуществляется в значительной степени из средств, выделяемых министерствами обороны. За счет военного бюджета функционирует ограниченное число стационарных штабов и небольших по численности постоянных сил альянса, а также силы воздушного дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) НАТО, представляющие собой парк самолетов ДРЛО, совместно закупленных государствами-членами и переданных в оперативное подчинение командующему силами ДРЛОУ НАТО. Эти самолеты находятся в коллективной собственности государств НАТО, содержатся и эксплуатируются ими совместно.

Финансы

По неофициальной установке, члены союза должны тратить на оборону не меньше 2% ВВП. Однако из 26 европейских членов альянса это требование выполняют лишь Британия, Греция и Эстония. В 2013 году средний показатель военных расходов по европейским членам союза составил 1,4%. Снижение военных расходов европейских стран произошло в результате урезания военных бюджетов из-за финансового кризиса в Европе.

Исключением являются США, где расходы на оборону в 2013 же году составили 4,4 % ВВП. С 1995 по 2013 доля США в расходах НАТО выросла с 59% до 72%

Расходы на вооружение

В апреле 2014 года генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен призвал европейских членов НАТО к увеличению расходов на оборону, в качестве реакции на обострение российско-украинских отношений

Расходы стран НАТО на вооружение по данным НАТО, млрд. долл. и % от ВВП страны


Наши рекомендации